«МИРАЖИ» И «ЯВЬ» ВИЗУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено визуализации, рассматриваемой как актуальная тенденция, тренд, явление современного образования и отражающей текущий визуальный поворот и новую трансформацию данной сферы. Именно современный этап визуализации образования важен и интересен для научного изучения, поскольку теоретики не успевают полноценно осмыслить все ее процессы и результаты, «миражи» (впечатляющее, поражающее воображение, но иллюзорное) и «явь» (реальное, но не всегда радостное и совпадающее с ожиданиями). Непросто спрогнозировать, но необходимо предвосхитить не только положительные, но и негативные образовательные эффекты визуализации в ходе и по итогам всплесков свершающегося на наших глазах визуального поворота в образовании, вызванных не только техническими и технологическими прорывами, но и государственной образовательной политикой, транслируемой, к примеру, в последних национальных проектах «Образование».Цель исследования состоит в том, чтобы в результате уточнения терминологического поля «визуализация в современном образовательном процессе» и характеристик состояния данной тенденции, явления в эпоху компьютерных и информационно-коммуникационных технологий выявить и обобщить очевидные и неочевидные, гипотетические преимущества, риски, недостатки визуализации в данном процессе. В исследовании последовательно решался комплекс взаимосвязанных задач, направленных на уточнение ключевых терминов, составляющих ядро «визуального поворота» и «визуализации современного образовательного процесса», определение текущего состояния визуализации образования, сопоставление аргументов и контраргументов относительно оценки позитивного влияния визуализации на современный образовательный процесс, выявление и обобщение очевидных и гипотетических преимуществ, а также рисков и негативного влияния визуализации в современном образовательном процессе, изучение возможностей визуализации для индивидуализации образовательного процесса и развития инициативности обучающихся.Методы исследования включили анализ научных источников по проблеме исследования, рефлексию собственной образовательной деятельности и опыта педагогического дизайна образовательных ресурсов, изучение научно-педагогического опыта преподавателей и государственных образовательных стандартов, метод бинарных оппозиций, обобщение и конкретизацию.В результате обобщены противопоставляемые друг другу аргументы и контраргументы относительно позитивного влияния визуализации на современный образовательный процесс, наглядно отражающие и подтверждающие недостаточную доказанность плюсов визуализации. Сопоставлены проявления «миражей» и «яви» визуализации на уровнях субъектов образовательного процесса (обучающих (учителей, преподавателей) и обучающихся (школьников, студентов)) и средств, приемов визуализации, что составляет основную научную значимость исследования. Установлено, что «миражи» характерны для всех рассматриваемых уровней, хотя в большей степени они проявляются на уровне средств, приемов визуализации. Спрогнозирован существенный потенциал дальнейшей визуализации для индивидуализации образовательного процесса и развития инициативности обучающихся как субъектов образовательного процесса.

Об авторах

Ольга Николаевна Игна

Томский государственный педагогический университет

Email: onigna@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Rоссия, 634061

Михаил Александрович Червонный

Томский государственный педагогический университет

Email: mach@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и методики обучения физике физико-математического факультета Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061

Баян Сапарбековна Уалиханова

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Email: Bayano_87@mail.ru
phd, проректор по научным работам и инновациям Ул. А. Байтурсынова, 13, Шымкент, 160012, Республика Казахстан.

Список литературы

  1. Аранова 2019 – Аранова С. В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 107–115.
  2. Баньковская 2016 – Баньковская С. П. Видеосоциология: теоретические и методологические основания // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15, № 2. С. 90–127. doi: 10.17323/1728-192X-2016-2-129-166
  3. Беренгольц 2022 – Беренгольц Н. В. Возможности инфографики как эффективного ресурса индивидуализации обучения // Институт повышения квалификации работников образования. Тамбов, 2022. URL: https://ipk.68edu.ru/index.php/konsultirovanie/item/2196-vozmozhnosti-infografiki-kak-effektivnogo-resursa-individualizatsii-obucheniya (дата обращения: 26.01.2023).
  4. Вербицкий 1991 – Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.
  5. Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2020 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 122–128.
  6. Горбулёва, Первушина, Токарева 2021 – Горбулёва М. С., Первушина Н. А., Токарева А. Н. Эдьютейнмент с позиции педагогической биоэтики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 4 (30). С. 312–325. doi: 10.23951/2312-7899-2021-4-312-325
  7. Горбулёва, Мелик-Гайказян, Первушина 2021 – Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Первушина Н. А. Образовательная среда педагогического университета: интеграция коммуникативных форматов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 139–144. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-139-144
  8. Жукова 2016 – Жукова Т. Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 1 (1). С. 63–71.
  9. Иванов 2002 – Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
  10. Игна 2013 – Игна О. Н. Из опыта разработки электронных образовательных ресурсов игрового характера для обучения иностранным языкам // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 49. С. 44–51.
  11. Игна 2017 – Игна О. Н. О программе интенсивного дистанционного обучения авиационному английскому языку “Pre-flight English” // Инновационные подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования : материалы междунар. метод. школы-конф. СПб.: С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого, 2017. С. 220–222.
  12. Киуру, Попова 2018 – Киуру К. В., Попова Е. Е. Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 91–102. doi: 10.25588/CSPU.2018.02.09
  13. Колодий, Колодий 2010 – Колодий Н. А., Колодий В. В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316, № 6. С. 146–152.
  14. Лобашев, Лобашев 2021 – Лобашев В. Д., Лобашев И. В. Визуализация знаний в образовательном процессе // Наука и школа. 2021. № 4. С. 75–86. doi: 10.31862/1819-463X-2021-4-75-86
  15. Мелик-Гайказян 2012– Мелик-Гайказян И. В. Диагностика memory-turn, или биоэтическое измерение проблем профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 244–247.
  16. Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования, или «Ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1, № 4 (22). С. 14–27.
  17. Полонников, Король, Корчалова 2017 – Полонников А. А., Король Д. Ю., Корчалова Н. Д. Визуальная медиация образовательных событий. Микроэтнографические аспекты. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2017.
  18. Пустовалова 2020 – Пустовалова В. В. Инфографика как средство визуализации учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 222–228.
  19. Ревина 2019 – Ревина Е. В. Роль визуализации в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (42). С. 145–154. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.11
  20. Савчук 2010 – Савчук В. В. Иконический поворот // Философские науки. 2010. № 5. С. 134–139.
  21. Сергейчик 2021 – Сергейчик Е. М. Визуализация образования: от книги к видео // Журнал интегративных исследований культуры. 2021. Т. 3, № 2. С. 153–162. doi: 10.33910/2687-1262-2021-3-2-153-162
  22. Склярова 2017 – Склярова В. С. Визуальные поворотыи зрелищная культура: теоретические аспекты и культурные практики // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 116–121.
  23. Сорока, Васильева 2015 – Сорока О. Г., Васильева И. Н. Визуализация учебной информации // Университет педагогического самообразования. 2015. № 12. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/l/Soroka_PS_12_2015.pdf (дата обращения: 26.01.2023).
  24. Трухан, Трухан 2013 – Трухан И. А., Трухан Д. А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 113–115.
  25. Углев, Ковалёва 2014 – Углев В. А., Ковалёва Т. М. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2014. № 3. С. 420–449.
  26. Фуртова 2017 – Фуртова Г. А. Технические средства обучения в практике российского образования XIX – начала XX вв. // Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 95–111.
  27. Халина, Комиссарова, Внучкова 2018 – Халина Н. В., Комиссарова Л. М., Внучкова Т. Н. Терминологическое сопровождение «визуального поворота» в современной культуре познания // Филология и человек. 2018. № 3. С. 185–196. doi: 10.14258/filichel(2018)3-15
  28. Чермит и др. 2014 – Чермит К. Д., Бгуашев А. Б., Бузаров К. И., Берсиров Б. М. Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. Вып. 4 (146). С. 90–95.
  29. Штейнберг, Манько 2017 – Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 9–31. doi: 10.17853/1994-5639-2017-9-9-31
  30. Bertschiet al.2011 – Bertschi St., Bresciani S., Crawford T. et al. What is knowledge visualization? Perspectives on an emerging discipline // 15th International Conference on Information Visualisation. London: IEEE, 2011. doi: 10.1109/IV.2011.58
  31. Brucker, Scheiter, Gerjets 2014 – Brucker B., Scheiter K., Gerjets P. Learning with dynamic and static visualizations: Realistic details only benefit learners with high visuospatial abilities // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 36. P. 330–339. doi: 10.1016/j.chb.2014.03.077
  32. Liu, Levina, Frolova 2020 – Liu Zhi-Jiang, Levina V., Frolova Y. Information visualization in the educational process: current trends // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15 (13). P. 49–62. doi: 10.3991/ijet.v15i13.14671
  33. Makarova 2016 – Makarova E. A. Visual culture in educational environment and innovative teaching technologies // Universal Journal of Management. 2016. Vol. 4 (11). P. 621–627. doi: 10.13189/ujm.2016.041104.
  34. Meyer 2009 – Meyer R. Knowledge visualization // LFE Medieninformatik. 2009. P. 23–30. doi: 10.1007/978-94-007-2150-0_100634
  35. Nurzhanova, Sekenova 2022 – Nurzhanova Zh. D., Sekenova M. K. Benefits and challenges of using comics in foreign language teaching // Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological Series. 2022. № 3. P. 51–59.
  36. Polonnikov, Korchalova, Korol 2021 – Polonnikov A. A., Korchalova N. D., Korol D. Y. Visualization of Culture: Educational Implications // Education & Pedagogy Journal. 2021. Vol. 2 (2). Р. 18–35. doi: 10.23951/2782-2575-2021-2-18-35

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».