Конструирование семиотического оптимума в студенческом конспекте (на примере открытой лекции «Этика» в курсе «Философия»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обнаружение «семиотического оптимума» сопряжено с решением задач семиотической диагностики: нахождением незримых причин актуальной наглядности. Эти две тактики семиотических исследований – обнаружение оптимума и диагностика визуальных эффектов действительности – объединяют методологические процедуры установления корреспонденций между характеристиками информации и формами знаков, между динамикой взаимосвязи этих характеристик и трансформацией знаков. В статье исследована возможность конструирования семиотического оптимума в студенческом конспекте в качестве паллиатива обнаружения такого оптимума. Сделан вывод о том, что одним из условий эффективности лекции является подчинение ее дискурсивной структуры достижению семиотического оптимума в конспекте студентов. Этот вывод сопровожден конкретным примером, демонстрирующим взаимосвязь оригинальных предложений авторов: понятия «семиотический оптимум», позиции педагогической биоэтики, концепции семиотической диагностики и методологической стратегии, основанной на трактовке информационных процессов в качестве механизмов самоорганизации. Пример не столько визуализирует путь к некой педагогической новации, сколько иллюстрирует способ комбинирования множества методик на основе определения целей их применения. Тех целей, которые создают «незримые» границы в образовании.

Об авторах

Мария Сергеевна Горбулева

Томский государственный педагогический университет

Email: black_silver@bk.ru
кандидат философских наук, старший научный сотрудник и доцент кафедры истории и философии науки Томск, Россия

Ирина Вигеновна Мелик-Гайказян

Томский государственный педагогический университет

Email: melik-irina@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии науки Томск, Россия

Нина Андреевна Первушина

Томский государственный педагогический университет

Email: dwa@tspu.edu.ru
научный сотрудник кафедры истории и философии науки Томск, Россия

Список литературы

  1. Аликина, Мальцев 2024 – Аликина Е. В., Мальцев Д. В. Лингвопедагогический дизайн тестовых заданий открытого типа в условиях цифровизации // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 128–148. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-128-148
  2. Апресян 1993 – Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М.: Институт философии РАН, 1993. [1]
  3. Афанасьев и др. 2001 – Афанасьев Ю. Н., Бельковец Л. П., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. Набор содержательных страниц для конспект-организатора учебных занятий. Пат. 49096 РФ, МКПО 7:19-04; заявлено 13.12.2000; опубл. 16.07.2001.
  4. Афанасьев и др. 2003a – Афанасьев Ю. Н., Бельковец Л. П., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. Учебно-исследовательский комплект. Пат. 33252 РФ, МПК 7 G 09 В 19/00, 5/06; заявлено 10.06.2003; опубл. 10.10.2003.
  5. Афанасьев и др. 2003б– Афанасьев Ю. Н., Бельковец Л. П., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. Способ обучения и усвоения учебного материала и устройство для его осуществления. Пат. 2197748 РФ, МПК 7 G 09 В 5/14, 5/06, 19/00; заявлено 31.10.2000; опубл. 27.01.2003.
  6. Горбулева, Мелик-Гайказян 2024 – Горбулева М. С., Мелик-Гайказян И. В. Визуализация специфики философского мировоззрения: обнаружение семиотического оптимума в подборе иллюстративного материала для открытой лекции // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024. № 1, 143–166. doi: 10.23951/2312-7899-2024-1-143-166
  7. Горбулева, Первушина 2020 – Горбулева М. С., Первушина Н. А. Биоэтическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 278–282.
  8. Данилаев, Маливанов 2024 – Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 87–105. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-87-105
  9. Ибрагимов, Калимуллина 2022 – Ибрагимов Г. И., Калимуллина А. А. Трансформация лекции в современной высшей школе России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 96–112.
  10. Котомина, Сажина, Вилкова 2024 – Котомина О. В., Сажина А. И., Вилкова К. А. Участие родителей в образовании студентов российских вузов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 28–43. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-28-43
  11. Малошонок 2023 – Малошонок Н. Г. Действительно ли «ведущие» вузы лучшие во всем? Как статус и размер российских вузов взаимосвязан со студенческой вовлеченностью // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 48–64.
  12. Мелик-Гайказян 1998 – Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука, Физматлит, 1998.
  13. Мелик-Гайказян 2006 – Мелик-Гайказян И. В. Методология моделирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 57–75.
  14. Мелик-Гайказян 2018 – Мелик-Гайказян И. В. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 45. С. 75–82.
  15. Мещерякова, Крыштановская 2023 – Мещерякова Н. Н., Крыштановская О. В. Качество образования российской политической элиты // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 138–156. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-138-156
  16. Никифоров 2001 – Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
  17. Николис, Пригожин 1990 – Николис Г., Пригожин И. Р. Познание сложного. Введение. М.: Прогресс, 1990.
  18. Первушина 2019 – Первушина Н. А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 194–205. doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205
  19. Пригожин, Стенгерс 1986 – Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
  20. Хамраева, Митющенко 2019 – Хамраева Е. Ю., Митющенко Е. В. Преимущества ментальной карты и законы ее построения // Научные разработки: евразийский регион: материалы междунар. науч. конф. теоретических и прикладных разработок. М.: Инфинити, 2019. С. 85–87.
  21. Шушунова 2019 – Шушунова Т. Н. Ментальные карты как альтернатива студенческому конспекту // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. материалов IV Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ., методол. конф. М.: Моск. гос. обр. комплекс, 2019. С. 318–322.
  22. Щедрина и др. 2023 – Щедрина И. О., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. Архив университетской науки как ядро исследовательского образования в России // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 107–119. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-107-119
  23. Ясвин 2001 – Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
  24. Akram, Abidin, Lubis 2022 – Akram A. R., Abidin F. A., Lubis F. Y. Parental Autonomy Support and Psychological Well-Being in University Students During the COVID-19 Pandemic: The Role of Autonomy Satisfaction // The Open Psychology Journal. 2022. Vol. 15 (1). P. 1–8. doi: 10.2174/18743501-v15-e2208100
  25. Ausubel 1960 – Ausubel D. P. The use of advance organizers in the learning and retention of meaningful verbal material. // Journal of Educational Psychology. 1960. Vol. 51. P. 267–272.
  26. Badger et al. 2001 – Badger R., White G., Sutherland P., Haggis T. Note perfect: an investigation of how students view taking notes in lectures // System. 2001. Vol. 29 (3). P. 405–417.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».