Синергетический и ценностно-ориентационный подходы к организации воспитательного процесса в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрывается значение воспитания в условиях современного вуза и обосновывается необходимость определения научных подходов к организации воспитательного процесса в высшей школе. Раскрываются особенности организации воспитательной работы в вузе: системность; уровневая структура; развитый институт кураторства; учет специфики вуза; целеполагание, комплексность, систематичность, последовательность воспитательной работы со студентами; реализация интерактивных технологий и методов воспитания; диагностика воспитательного процесса. Выявляются основные положения синергетического подхода в образовании (открытость системы; нелинейность; неравновесные состояния; самоорганизация; бифуркация; влияние флуктуаций), в контексте которых воспитание в вузе предстает как открытый, нелинейный и самоорганизующийся процесс. Раскрывается назначение синергетического подхода к организации воспитательного процесса в вузе, которое заключается в том, что данный подход, способствуя систематическому и последовательному обмену знаниями, ценностями между субъектами воспитания, приращению ценностной сферы сознания студентов новыми ценностями, обеспечивает создание условий для принятия студентами ответственных решений и осуществления морального выбора, являющегося предпосылкой для побуждения студентов к самовоспитанию. Выявляются основные положения ценностно-ориентационного подхода (актуализация и обогащение системы ценностей; интеграция ценностей в контекст профессиональной подготовки; учет индивидуальных ценностных особенностей студентов; развитие ценностной рефлексии студентов; проектирование ценностно-ориентированной образовательной среды), актуальные в контексте организации воспитательного процесса в высшей школе. Раскрывается назначение ценностно-ориентационного подхода к организации воспитательного процесса в вузе, которое заключается в том, что данный подход, способствуя созданию ценностно-ориентационного поля, обеспечивает развитие способности студентов ориентироваться в образующих его содержание ценностях, готовности осуществлять рефлексию процесса обмена ценностями во взаимодействии с другими людьми.

Об авторах

Ольга Анатольевна Калимуллина

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова

Email: olca.1970@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, г. Казань

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  2. Худякова Н.Л. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 77–82.
  3. Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): монография. Казань: Каз. гос. энерг. ун-т, 2017. 176 с.
  4. Попов Л.Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 15–21.
  5. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–106.
  6. Астафурова О.А., Кулагина И.И., Харламова И.И. Организация внеучебной воспитательной работы в вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 12. С. 46–49.
  7. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 2. С. 55–68.
  8. Куршев А.Х. К вопросу об эффективности воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–4. С. 208–211.
  9. Лапшова А.В., Уракова Е.А., Семенова Д.М. Организационно-педагогические основы управления воспитательной работой в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–4. С. 161–163.
  10. Пирогова А.А., Филатова Е.В., Зиновьева С.А. Диагностика качества воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–4. С. 216–219.
  11. Руппель Е.Ю. Концепция воспитательной работы вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 4. С. 123–129.
  12. Черная Е.В. Воспитательная работа в вузе (обзор научной литературы) // Гуманитарный научный вестник. 2023. № 12. С. 60–67. doi: 10.5281/zenodo.10513718.
  13. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1999. № 2. С. 22–26.
  14. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетика в образовании // Открытое образование. 2010. № 4. С. 33–44.
  15. Мукушев Б.А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 3 (51). С. 105–122.
  16. Рабош В.А. Синергетика образования человека // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 82–83.
  17. Тарасов Н.А. Использование синергетического подхода при подготовке специалистов в области информационных технологий в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26835.
  18. Швецова В.А., Пчелкина Е.П. Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 3–1. С. 192–196.
  19. Масленникова В.Ш., Сутугин Н.Н. Синергетический подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал. 2007. № 4 (52). С. 95–98.
  20. Белевич Е.А. Синергетический подход к духовно-нравственному воспитанию в образовательном пространстве вуза // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 62–64.
  21. Аникеева Н.П. Психологические основы ценностно-ориентированного подхода в педагогике // Новые ценности образования. 2006. Т. 29–30, № 5–6. С. 164–166.
  22. Бездухов В.П., Шадрина И.М. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 148–155.
  23. Брызгалина Е.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно-ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25, № 4. С. 574–588. doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588.
  24. Козин С.В. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию учащихся // Социальные проблемы глазами молодых: сб. мат-лов XXIII междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2019 года) / отв. ред. С.С. Чабанова. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 85–87.
  25. Малютина О.П. Акмеологическое развитие педагога: ценностно-ориентационный подход // Территория науки. 2012. № 4. С. 191–194.
  26. Цибульникова В.Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17.
  27. Шадрина И.М. Об опыте ценностно-ориентационной деятельности учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11 (172). С. 212–216.
  28. Шарифуллина А.Т. Концепция ценностно-ориентированного подхода в образовательной организации // Глобальный научный потенциал. 2019. № 4 (97). С. 217–220.
  29. Казакова Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию общеобразовательных школ // Современная развивающаяся школа: сб. науч. практико-ориентированных ст. / под ред. З.И. Васильевой. СПб.: Изд-во РГПУ, 1997. С. 26–39.
  30. Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М.; София: Институт философии АН СССР; Институт философии БАН, 1973. С. 152–178.
  31. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  32. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  33. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 1998. 472 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калимуллина О.А., Позднякова О.К., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».