Синергетический и ценностно-ориентационный подходы к организации воспитательного процесса в вузе
- Авторы: Калимуллина О.А.1, Позднякова О.К.2
-
Учреждения:
- Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 172-177
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/280760
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133306
- ID: 280760
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается значение воспитания в условиях современного вуза и обосновывается необходимость определения научных подходов к организации воспитательного процесса в высшей школе. Раскрываются особенности организации воспитательной работы в вузе: системность; уровневая структура; развитый институт кураторства; учет специфики вуза; целеполагание, комплексность, систематичность, последовательность воспитательной работы со студентами; реализация интерактивных технологий и методов воспитания; диагностика воспитательного процесса. Выявляются основные положения синергетического подхода в образовании (открытость системы; нелинейность; неравновесные состояния; самоорганизация; бифуркация; влияние флуктуаций), в контексте которых воспитание в вузе предстает как открытый, нелинейный и самоорганизующийся процесс. Раскрывается назначение синергетического подхода к организации воспитательного процесса в вузе, которое заключается в том, что данный подход, способствуя систематическому и последовательному обмену знаниями, ценностями между субъектами воспитания, приращению ценностной сферы сознания студентов новыми ценностями, обеспечивает создание условий для принятия студентами ответственных решений и осуществления морального выбора, являющегося предпосылкой для побуждения студентов к самовоспитанию. Выявляются основные положения ценностно-ориентационного подхода (актуализация и обогащение системы ценностей; интеграция ценностей в контекст профессиональной подготовки; учет индивидуальных ценностных особенностей студентов; развитие ценностной рефлексии студентов; проектирование ценностно-ориентированной образовательной среды), актуальные в контексте организации воспитательного процесса в высшей школе. Раскрывается назначение ценностно-ориентационного подхода к организации воспитательного процесса в вузе, которое заключается в том, что данный подход, способствуя созданию ценностно-ориентационного поля, обеспечивает развитие способности студентов ориентироваться в образующих его содержание ценностях, готовности осуществлять рефлексию процесса обмена ценностями во взаимодействии с другими людьми.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Анатольевна Калимуллина
Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова
Email: olca.1970@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, г. КазаньОксана Константиновна Позднякова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, г. СамараСписок литературы
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
- Худякова Н.Л. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 77–82.
- Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): монография. Казань: Каз. гос. энерг. ун-т, 2017. 176 с.
- Попов Л.Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 15–21.
- Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–106.
- Астафурова О.А., Кулагина И.И., Харламова И.И. Организация внеучебной воспитательной работы в вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 12. С. 46–49.
- Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 2. С. 55–68.
- Куршев А.Х. К вопросу об эффективности воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–4. С. 208–211.
- Лапшова А.В., Уракова Е.А., Семенова Д.М. Организационно-педагогические основы управления воспитательной работой в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–4. С. 161–163.
- Пирогова А.А., Филатова Е.В., Зиновьева С.А. Диагностика качества воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–4. С. 216–219.
- Руппель Е.Ю. Концепция воспитательной работы вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 4. С. 123–129.
- Черная Е.В. Воспитательная работа в вузе (обзор научной литературы) // Гуманитарный научный вестник. 2023. № 12. С. 60–67. doi: 10.5281/zenodo.10513718.
- Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1999. № 2. С. 22–26.
- Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетика в образовании // Открытое образование. 2010. № 4. С. 33–44.
- Мукушев Б.А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 3 (51). С. 105–122.
- Рабош В.А. Синергетика образования человека // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 82–83.
- Тарасов Н.А. Использование синергетического подхода при подготовке специалистов в области информационных технологий в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26835.
- Швецова В.А., Пчелкина Е.П. Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 3–1. С. 192–196.
- Масленникова В.Ш., Сутугин Н.Н. Синергетический подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал. 2007. № 4 (52). С. 95–98.
- Белевич Е.А. Синергетический подход к духовно-нравственному воспитанию в образовательном пространстве вуза // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 62–64.
- Аникеева Н.П. Психологические основы ценностно-ориентированного подхода в педагогике // Новые ценности образования. 2006. Т. 29–30, № 5–6. С. 164–166.
- Бездухов В.П., Шадрина И.М. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 148–155.
- Брызгалина Е.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно-ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25, № 4. С. 574–588. doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588.
- Козин С.В. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию учащихся // Социальные проблемы глазами молодых: сб. мат-лов XXIII междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2019 года) / отв. ред. С.С. Чабанова. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 85–87.
- Малютина О.П. Акмеологическое развитие педагога: ценностно-ориентационный подход // Территория науки. 2012. № 4. С. 191–194.
- Цибульникова В.Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17.
- Шадрина И.М. Об опыте ценностно-ориентационной деятельности учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11 (172). С. 212–216.
- Шарифуллина А.Т. Концепция ценностно-ориентированного подхода в образовательной организации // Глобальный научный потенциал. 2019. № 4 (97). С. 217–220.
- Казакова Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию общеобразовательных школ // Современная развивающаяся школа: сб. науч. практико-ориентированных ст. / под ред. З.И. Васильевой. СПб.: Изд-во РГПУ, 1997. С. 26–39.
- Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М.; София: Институт философии АН СССР; Институт философии БАН, 1973. С. 152–178.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 1998. 472 с.
Дополнительные файлы
