Synergetic and value-oriented approaches to organizing the educational process in a university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article reveals the importance of education in the conditions of a modern university and substantiates the need to determine scientific approaches to organizing the educational process in higher education. The article reveals the features of organizing educational work in a university: systematicity; level structure; developed institute of supervision; taking into account the specifics of the university; goal-setting, complexity, systematicity, consistency of educational work with students; implementation of interactive technologies and methods of education; diagnostics of the educational process. The article reveals the main provisions of the synergetic approach to education (openness of the system; nonlinearity; nonequilibrium states; self-organization; bifurcation; influence of fluctuations), in the context of which education in a university appears as an open, nonlinear and self-organizing process. The purpose of the synergetic approach to organizing the educational process in a university is revealed. It consists in the fact that this approach, promoting a systematic and consistent exchange of knowledge and values between the subjects of education, the increase in the value sphere of students' consciousness with new values, ensures the creation of conditions for students to make responsible decisions and implement moral choices, which are a prerequisite for motivating students to self-education. The main provisions of the value-oriented approach (updating and enriching the value system; integrating values into the context of professional training; taking into account individual value characteristics of students; developing students' value reflection; designing a value-oriented educational environment) that are relevant in the context of organizing the educational process in higher education are revealed. The purpose of the value-oriented approach to organizing the educational process in a university is revealed. It consists in the fact that this approach, promoting the creation of a value-oriented field, ensures the development of students' ability to navigate the values that form its content, their readiness to reflect on the process of exchanging values in interaction with other people.

About the authors

Olga Anatolievna Kalimullina

Zhiganov Kazan State Conservatoire

Email: olca.1970@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of the Russian Academy of Education, head of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Kazan

Oksana Konstantinovna Pozdnyakova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of the Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  2. Худякова Н.Л. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 77–82.
  3. Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): монография. Казань: Каз. гос. энерг. ун-т, 2017. 176 с.
  4. Попов Л.Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 15–21.
  5. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–106.
  6. Астафурова О.А., Кулагина И.И., Харламова И.И. Организация внеучебной воспитательной работы в вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 12. С. 46–49.
  7. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманова Е.Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 2. С. 55–68.
  8. Куршев А.Х. К вопросу об эффективности воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–4. С. 208–211.
  9. Лапшова А.В., Уракова Е.А., Семенова Д.М. Организационно-педагогические основы управления воспитательной работой в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–4. С. 161–163.
  10. Пирогова А.А., Филатова Е.В., Зиновьева С.А. Диагностика качества воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–4. С. 216–219.
  11. Руппель Е.Ю. Концепция воспитательной работы вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 4. С. 123–129.
  12. Черная Е.В. Воспитательная работа в вузе (обзор научной литературы) // Гуманитарный научный вестник. 2023. № 12. С. 60–67. doi: 10.5281/zenodo.10513718.
  13. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1999. № 2. С. 22–26.
  14. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетика в образовании // Открытое образование. 2010. № 4. С. 33–44.
  15. Мукушев Б.А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 3 (51). С. 105–122.
  16. Рабош В.А. Синергетика образования человека // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 82–83.
  17. Тарасов Н.А. Использование синергетического подхода при подготовке специалистов в области информационных технологий в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=26835.
  18. Швецова В.А., Пчелкина Е.П. Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 3–1. С. 192–196.
  19. Масленникова В.Ш., Сутугин Н.Н. Синергетический подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал. 2007. № 4 (52). С. 95–98.
  20. Белевич Е.А. Синергетический подход к духовно-нравственному воспитанию в образовательном пространстве вуза // Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 62–64.
  21. Аникеева Н.П. Психологические основы ценностно-ориентированного подхода в педагогике // Новые ценности образования. 2006. Т. 29–30, № 5–6. С. 164–166.
  22. Бездухов В.П., Шадрина И.М. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 148–155.
  23. Брызгалина Е.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно-ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25, № 4. С. 574–588. doi: 10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588.
  24. Козин С.В. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию учащихся // Социальные проблемы глазами молодых: сб. мат-лов XXIII междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2019 года) / отв. ред. С.С. Чабанова. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 85–87.
  25. Малютина О.П. Акмеологическое развитие педагога: ценностно-ориентационный подход // Территория науки. 2012. № 4. С. 191–194.
  26. Цибульникова В.Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17.
  27. Шадрина И.М. Об опыте ценностно-ориентационной деятельности учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11 (172). С. 212–216.
  28. Шарифуллина А.Т. Концепция ценностно-ориентированного подхода в образовательной организации // Глобальный научный потенциал. 2019. № 4 (97). С. 217–220.
  29. Казакова Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию общеобразовательных школ // Современная развивающаяся школа: сб. науч. практико-ориентированных ст. / под ред. З.И. Васильевой. СПб.: Изд-во РГПУ, 1997. С. 26–39.
  30. Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М.; София: Институт философии АН СССР; Институт философии БАН, 1973. С. 152–178.
  31. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  32. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  33. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 1998. 472 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kalimullina O.A., Pozdnyakova O.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».