Russian-Bashkir schools in the Orenburg Province in the post-reform period
- Authors: Lyubichankovskiy S.V.1
-
Affiliations:
- Orenburg State Pedagogical University
- Issue: Vol 12, No 2 (2023)
- Pages: 168-173
- Section: Historical Sciences
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/253052
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122207
- ID: 253052
Cite item
Full Text
Abstract
The paper analyzes the number, composition and major problems in the work of Russian-Bashkir schools in the Orenburg province in the second half of the 19th – early 20th centuries The analysis has been carried out on the basis of unpublished sources from the funds of the Joint State Archive of the Orenburg Region and published sources of zemsky records, as well as a number of scientific and journalistic works of the post-reform period. The connection between the development of this segment of the educational system and the theoretical study of the Bashkir language by Russian linguists is shown. The author has come to the conclusion that with time the priority in the system of Russian-Bashkir schools in the Orenburg province was the full development of their graduates in the Russian language, which required, paradoxically enough, more attention to the study of their native (Bashkir) language. The paper proves that the Congress of directors and inspectors of national schools of the Orenburg school district, which took place in Ufa in 1912, initiated a reform of the «Russian-Bashkir non-Russian educational» system aimed at the integration of teaching in Russian and Bashkir languages within the single curriculum. It is shown that since the establishment of the Orenburg zemstvo in 1913 the issues of «non-Russian» education were in the focus of its attention. The study also shows the resistance to the processes of «Tatarization» in Russian-Bashkir schools at the level of regional administration of the system of «non-Russian» education.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Sergey V. Lyubichankovskiy
Orenburg State Pedagogical University
Author for correspondence.
Email: svlubich@yandex.ru
doctor of historical sciences, professor, head of History of Russia Department
Russian Federation, OrenburgReferences
- Алекторов А.Е. Инородцы в России. Современные вопросы. Финляндцы. Поляки. Латыши. Евреи. Немцы. Армяне. Татары. СПб.: Об-во ревнителей русского ист. просвещения в память имп. Александра III на средства фонда им. графа П.С. Строганова и И.П. Хрущова, 1906. 134 с.
- Вильев А.В. Государственный язык в инородческой школе // Журнал Министерства народного просвещения. Народное образование. 1904. Ч. CCCLVI. С. 45–60.
- Матвеев С.М. К вопросу о христианском просвещении и русском образовании инородцев Восточной России вообще и Уфимской епархии в частности. Уфа: Электро-тип. «Сеятель», 1914. 24 с.
- Миропиев М.А. К вопросу о просвещении наших инородцев // Русская школа. 1901. № 5–6. С. 121–136.
- Миропиев М.А. Русско-инородческие школы системы Н.И. Ильминского // Журнал Министерства народного просвещения. Отдел по народному образованию. Новая серия. 1908. Ч. XIII. С. 183–210.
- Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. 260 с.
- Климович Л.И. Ислам в царской России: очерки. М.: ГАИЗ, 1936. 406 с.
- Рашитов А.К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. Уфа: Башгосиздат, 1941. 141 с.
- Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. Уфа: Башгосиздат, 1945. 198 с.
- Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: исторические очерки. М.: Учпедгиз, 1948. 280 с.
- Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций: сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 49–96.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / отв. ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
- Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М.: Наука, 1981. 256 с.
- Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли: очерк истории 1895–1917 гг. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. 446 с.
- Аминов Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII – начало XX века. Уфа: Башгоспединститут, 1999. 184 с.
- Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане в первое сорокалетие XX века. Уфа: Башк. гос. ун-т, 2000. 212 с.
- Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы. М.: Высшая школа, 2003. 191 с.
- Тагиров К.К. Образование в Башкортостане: историко-педагогический анализ. Уфа: Гилем, 2007. 310 с.
- Аминова Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина XIX – начало XX века. Уфа: Гилем, 2005. 186 с.
- Ергин Ю.В. Деятели народного образования Башкирии. Уфа: Гилем, 2008. 293 с.
- Ергин Ю.В. Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916–1917 годы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 2 (21). С. 142–151.
- Миннибаев Е.К., Ямалов М.Б., Алмаев Р.З., Якупов Р.И. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX веке. Уфа, 2001. 164 с.
- Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874–1917): социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа: Гилем, 2005. 252 с.
- Полянина О.А. Органы городского самоуправления Уфимской губернии (1900 – начало 1917 г.): монография. Уфа: Гилем, 2006. 268 с.
- Анохина И.А. Государственная политика в деле просвещения нерусских народов Поволжья (вторая половина XIX – начало XX века) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 7. С. 85–90.
- Бурдина Е.Л. Позиция российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX века // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 278–287.
- Левашов Д.Е. Этноконфессиональные особенности народного образования в Российской империи начала XX века (на примере Саратовской губернии) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33). С. 133–136.
- Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900–1917 гг.). Уфа: Гилем, 2000. 259 с.
- Болодурин B.C., Сафарова А.Д. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870–1940 гг.). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 215 с.
- Ильминский Н.И. Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка с приложениями Н.И. Ильминского, преподавателя турецко-татарского языка в Императорском Казанском университете. Казань: Унив. тип., 1862. 60 с.
- Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. СПб.: Синод. типогр., 1886. 55 с.
- Файзуллина Л.Р. О трудовом воспитании детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 374–378.
- Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России: дооктябрьский период. Изд. 2-е, доп. и испр. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 360 с.
- Галяутдинов И.Г. Два века башкирского литературного языка. Уфа: Гилем, 2000. 447 с.
- Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. 73. Дирекция народных училищ Оренбургской губернии Оренбургского учебного округа. Д. 415.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 128.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 418.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 305.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 444.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 446.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 448.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 449.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 453.
- Загидуллин И.К. Татары-мусульмане и школьная политика Российского правительства в последней трети XIX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). С. 62–67.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 487.
- Селезнев H.A. Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века: дис. … канд. пед. наук. М., 1948. 309 с.
- Журналы заседаний съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа в г. Уфе (11–16 июня 1912 года). Уфа, 1914. 344 с.
- Оренбургское Губернское Земское собрание. Третья очередная сессия. Доклады по народному образованию. Оренбург, 1916. 264 с.
Supplementary files
