Русско-башкирские школы Оренбургской губернии в пореформенный период
- Авторы: Любичанковский С.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 168-173
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/253052
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122207
- ID: 253052
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на основании комплекса неопубликованных источников из фондов Объединенного государственного архива Оренбургской области и опубликованных источников земского делопроизводства, а также ряда научных и публицистических работ пореформенного периода проанализирована поуездная численность, состав и основные проблемы в работе русско-башкирских школ на территории Оренбургской губернии второй половины XIX – начала XX в. Показана связь развития данного сегмента системы образования с теоретическим изучением башкирского языка российскими лингвистами. Сделан вывод о том, что с течением времени все более приоритетной для работы системы русско-башкирских школ в Оренбургской губернии являлась задача полноценного освоения ее выпускниками русского языка, что потребовало, как это ни парадоксально, уделять больше внимания и изучению родного (башкирского) языка. Доказано, что Съезд директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, проходивший в Уфе в 1912 году, инициировал реформирование системы «русско-башкирского инородческого образования» в направлении интеграции обучения на русском и башкирском языках в рамках единого учебного плана. Показано, что с момента образования в 1913 году оренбургского земства вопросы «инородческого» образования находились в центре его внимания. В исследовании также показано противодействие процессам «татаризации» в русско-башкирских школах на уровне регионального руководства системой «инородческого» образования.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Валентинович Любичанковский
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России
Россия, ОренбургСписок литературы
- Алекторов А.Е. Инородцы в России. Современные вопросы. Финляндцы. Поляки. Латыши. Евреи. Немцы. Армяне. Татары. СПб.: Об-во ревнителей русского ист. просвещения в память имп. Александра III на средства фонда им. графа П.С. Строганова и И.П. Хрущова, 1906. 134 с.
- Вильев А.В. Государственный язык в инородческой школе // Журнал Министерства народного просвещения. Народное образование. 1904. Ч. CCCLVI. С. 45–60.
- Матвеев С.М. К вопросу о христианском просвещении и русском образовании инородцев Восточной России вообще и Уфимской епархии в частности. Уфа: Электро-тип. «Сеятель», 1914. 24 с.
- Миропиев М.А. К вопросу о просвещении наших инородцев // Русская школа. 1901. № 5–6. С. 121–136.
- Миропиев М.А. Русско-инородческие школы системы Н.И. Ильминского // Журнал Министерства народного просвещения. Отдел по народному образованию. Новая серия. 1908. Ч. XIII. С. 183–210.
- Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. 260 с.
- Климович Л.И. Ислам в царской России: очерки. М.: ГАИЗ, 1936. 406 с.
- Рашитов А.К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. Уфа: Башгосиздат, 1941. 141 с.
- Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. Уфа: Башгосиздат, 1945. 198 с.
- Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: исторические очерки. М.: Учпедгиз, 1948. 280 с.
- Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций: сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 49–96.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / отв. ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
- Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М.: Наука, 1981. 256 с.
- Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли: очерк истории 1895–1917 гг. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. 446 с.
- Аминов Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII – начало XX века. Уфа: Башгоспединститут, 1999. 184 с.
- Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане в первое сорокалетие XX века. Уфа: Башк. гос. ун-т, 2000. 212 с.
- Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы. М.: Высшая школа, 2003. 191 с.
- Тагиров К.К. Образование в Башкортостане: историко-педагогический анализ. Уфа: Гилем, 2007. 310 с.
- Аминова Л.Я. История женского образования в Башкирии. Вторая половина XIX – начало XX века. Уфа: Гилем, 2005. 186 с.
- Ергин Ю.В. Деятели народного образования Башкирии. Уфа: Гилем, 2008. 293 с.
- Ергин Ю.В. Неизвестные страницы: деятельность Уфимского земства в области народного образования (1916–1917 годы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 2 (21). С. 142–151.
- Миннибаев Е.К., Ямалов М.Б., Алмаев Р.З., Якупов Р.И. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX веке. Уфа, 2001. 164 с.
- Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874–1917): социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа: Гилем, 2005. 252 с.
- Полянина О.А. Органы городского самоуправления Уфимской губернии (1900 – начало 1917 г.): монография. Уфа: Гилем, 2006. 268 с.
- Анохина И.А. Государственная политика в деле просвещения нерусских народов Поволжья (вторая половина XIX – начало XX века) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 7. С. 85–90.
- Бурдина Е.Л. Позиция российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX века // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 278–287.
- Левашов Д.Е. Этноконфессиональные особенности народного образования в Российской империи начала XX века (на примере Саратовской губернии) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33). С. 133–136.
- Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900–1917 гг.). Уфа: Гилем, 2000. 259 с.
- Болодурин B.C., Сафарова А.Д. Развитие национального образования в Оренбуржье (1870–1940 гг.). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 215 с.
- Ильминский Н.И. Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка с приложениями Н.И. Ильминского, преподавателя турецко-татарского языка в Императорском Казанском университете. Казань: Унив. тип., 1862. 60 с.
- Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. СПб.: Синод. типогр., 1886. 55 с.
- Файзуллина Л.Р. О трудовом воспитании детей в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 374–378.
- Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России: дооктябрьский период. Изд. 2-е, доп. и испр. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 360 с.
- Галяутдинов И.Г. Два века башкирского литературного языка. Уфа: Гилем, 2000. 447 с.
- Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. 73. Дирекция народных училищ Оренбургской губернии Оренбургского учебного округа. Д. 415.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 128.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 418.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 305.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 444.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 446.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 448.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 449.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 453.
- Загидуллин И.К. Татары-мусульмане и школьная политика Российского правительства в последней трети XIX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). С. 62–67.
- ОГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 487.
- Селезнев H.A. Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века: дис. … канд. пед. наук. М., 1948. 309 с.
- Журналы заседаний съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа в г. Уфе (11–16 июня 1912 года). Уфа, 1914. 344 с.
- Оренбургское Губернское Земское собрание. Третья очередная сессия. Доклады по народному образованию. Оренбург, 1916. 264 с.
Дополнительные файлы
