Формирование нравственной личности будущего инженера как проблема современного технического образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования нравственной личности специалиста технического профиля, гармонично сочетающего производственные, личностные и общественные интересы, и обозначается необходимость решения задачи организации профессиональной подготовки инженерных кадров, сосредоточенной на развитии нравственности студентов – будущих инженеров. Раскрывается роль нравственных ценностей в воспитании студентов технического вуза, способствующем становлению нравственной личности будущего инженера как человека и профессионала. Обозначаются нравственные ценности российского инженера, представленные в «Кодексах этики» инженера. Акцентируется внимание на взаимосвязи понятия «отношение» и понятия «ценность», в контексте которой (взаимосвязи) обосновывается выбор нравственных ценностей, приобщение к которым позволяет воспитывать будущего инженера как нравственную личность, как человека нравственного. Раскрывается специфика нравственных ценностей как осознанных жизненных смыслов, определяющих отношение инженера к технике, к коллегам, к обществу. Выявляются конкретные нравственные ценности, определяющие конкретный вид отношений инженера: благо, гуманизм, долг, свобода, честность (отношение инженера к технике), добро, милосердие, надежность, совесть, справедливость (отношение инженера к коллегам), достоинство, ответственность, польза, правда, честь (отношение инженера к обществу). Обозначаются способы приобщения студента к нравственным ценностям в образовательном процессе технического вуза, способствующие формированию нравственной личности будущего инженера: использование воспитательного потенциала образовательных дисциплин; применение в образовательном процессе методов, позволяющих гармонично сочетать получение студентами профессиональных знаний и их приобщение к ценностям; внеаудиторная работа со студентами; корпоративная программа обучения (взаимодействие вуза и предприятия).

Об авторах

Елена Ивановна Соболева

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: soboleva.ei@mail.ru

старший преподаватель кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений

Россия

Список литературы

  1. Кодекс профессиональной этики инженера АТЭС [Электронный ресурс] // Ассоциация инженерного образования России. Официальный сайт. – http://www.aeer.ru/ru/sert_ethic.htm.
  2. Кодекс этики ученых и инженеров. Принят III съездом Российского Союза НИО от 19.02.2002 г. [Электронный ресурс] // Российский союз научных и инженерных общественных объединений. – http://www.rusea.info/print/ethics.
  3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918–1956: Опыт художественного исследования. Т. 1. М.: Эксмо, 2019. 1280 с.
  4. Гранин Д.А. Победа инженера Корсакова. Л.: Советский писатель, 1950. 176 с.
  5. Успенский Л.В. Записки старого петербуржца. Л.: Лира, 1990. 349 с.
  6. Толстой А.Н. Гиперболоид инженера Гарина. М.: Эксмо, 2018. 384 с.
  7. Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия Российской академии образования. 2011. № 1(14). С. 66–75.
  8. Алексеева И.Ю. Этический кодекс в условиях морального релятивизма // Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / под ред. В.И. Бакштановского; сост. А.Ю. Согомонов, М.В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. С. 91–98.
  9. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  10. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  11. Шипанова Е.В. Содержание и методы формирования нравственного сознания студента – будущего инженера: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2013. 220 с.
  12. Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 9–12.
  13. Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271 с.
  14. Артюхович Ю.В., Соловьев А.А. Социальная ответственность инженера // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 3. С. 190–192.
  15. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  16. Позднякова О.К. Нравственное воспитание студентов в образовательном процессе вуза // Научное отражение. 2017. № 5–6(9–10). С. 129–132.
  17. Сафина А.А. Возможности применения кейс-метода в процессе обучения студентов технических вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 3. С. 299–301.
  18. Аветисова К.Г. Система приоритетов организации воспитательной работы в технических вузах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2008. № 13(113). С. 63–66.
  19. Быков А.К., Баринова Г.В. Воспитательная работа в техническом вузе. М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2015. 101 с.
  20. Давлетшина А.Ф. Воспитательная работа в социокультурном пространстве технического вуза как фактор формирования личности будущего специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–4. С. 80–84.
  21. Киселева Е.В. Организация внеучебной воспитательной работы в техническом вузе в процессе социализации студентов // Наука и образование XXI века: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 15 ноября 2014 года. Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. С. 131–132.
  22. Мазеина А.А., Туков Е.А. Формирование воспитательной работы на основе студенческих сообществ в технических вузах // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: мат-лы VI всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 11–14 ноября 2013 года / науч. ред.: Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. С. 82–84.
  23. Смирнова И.В. Миссия вуза: набор лозунгов или смысл существования? // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной Академии. 2016. № 4(60). С. 118–121.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Соболева Е.И., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».