Достоинство как предмет педагогической рефлексии (к решению современного вопроса на материале анализа размышлений о достоинстве зарубежных мыслителей прошлого)
- Авторы: Бездухов В.П.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 2 (2020)
- Страницы: 227-232
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/41972
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202302
- ID: 41972
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы статьи мотивируется значимостью осмысления категории «достоинство» как категории педагогической этики. Общественную актуальность решения педагогического плана проблемы достоинства автор мотивирует тем, что ценность достоинства в современных геополитических и социокультурных условиях может стать основой взаимопонимания стремящихся к сохранению своей культурной идентичности народов, к признанию за каждым из них права исповедовать традиционные ценности. При разработке теоретического плана проблемы автор исходит из мысли, что в основу ее решения должен быть положен анализ сохраняющих значение для современности идей мыслителей и философов прошлого. В статье показывается, как постепенно формируется содержание категории «достоинство», актуальное для педагогической этики. Понимание достоинства Платоном соотнесено с его пониманием Аристотелем: для Платона достоинство – добродетель, которая проявляется в достойном поведении человека, качество души (достоинство души заключено в мудрости); Аристотель связывает достоинство человека с его делами и поступками, указывает на значение достоинства в дружбе, основывающейся на равенстве, а не на превосходстве, на самоценности человека, а не на выборе друзей для пользы или удовольствия. Подводя итоги анализа суждений античных мыслителей о достоинстве, автор обращает особое внимание на то, что именно установка на признание достоинства каждой из сторон общения признается основой его полноценности. При анализе положений Т. Гоббса и И. Канта ключевым понятием становится понятие «цены» человека. Показывается, что Т. Гоббс говорит о достоинстве как превосходстве одних субъектов над другими (интеллектуальные достоинства, подразумевающие умственные способности, общественная ценность человека, то есть та «цена», которая дается ему государством) и подчеркивает социальный статус явления достоинства. И. Кант различает понятия «цена» и «достоинство», исходя из того, что достоинство не имеет ни цены, ни эквивалента, оно выше цены и оценки, что человека уважают за достоинство как внутреннюю нравственную ценность, а не за происхождение и социальное положение. Автор статьи настаивает на том, что ценность достоинства имеет надситуативное значение во взаимодействии учителя с учащимися, основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении, независимо от уровня их нравственности, социального статуса и выполняемых социальных ролей, определяет не только равное отношение педагога ко всем учащимся, но и его отношение к самому себе и отношение учащихся к нему.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Петрович Бездухов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlbezdukhov@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараСписок литературы
- Гусейнов А.А. Взаимность или автономия воли? // Уотлз Д. Золотое правило: пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. С. 3–26.
- Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 243 с.
- Скрипник А.П. Этика: учебник. М.: Проект, 2004. 352 с.
- Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 306 с.
- Шрейдер Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. 271 с.
- Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. С. 97–137.
- Мишаткина Т.В. Высшие моральные ценности и стратегия «правильной жизни» // Этика: учебное пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск: Новое знание, 2002. С. 129–264.
- Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. С. 152–178.
- Платон. Алкивиад I // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. С. 175–222.
- Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
- Альбин. Учебник платоновской философии // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. С. 437–475.
- Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
- Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 731 с.
- Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. 528 с.
- Судаков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 240 с.
- Эпикур. Письмо Менекею // Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 402–406.
- Мишаткина Т.В. Честь и достоинство // Этика: учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск: Новое знание, 2002. С. 208–223.
- Разин А.В. Этика: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2003. 624 с.
Дополнительные файлы
