Развитие иноязычной стратегической компетенции у студентов неязыковых специальностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современный выпускник российского вуза должен демонстрировать не только широкий спектр компетенций в рамках выбранного профиля, но и владеть большим набором универсальных или ключевых компетенций. Одной из универсальных компетенций выпускника вуза по каждому направлению подготовки бакалавриата является иноязычная коммуникативная компетентность. В рамках данной статьи автор рассматривает особенности устной коммуникации студентов неязыкового факультета, а также взгляды специалистов на трудности, препятствующие общению. Приведены данные психолого-педагогического исследования (опросник Кеттелла, языковое тестирование, наблюдение преподавателя) первокурсников экономического факультета для того, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между личностной структурой обучающихся, уровнем владения языком и желанием вступать в устную коммуникацию на английском языке. На основании полученных данных обобщены взгляды специалистов и сформулированы рекомендации по регуляции эмоционального состояния студентов в процессе коммуникации. На основании полученных результатов исследования и анализа психолого-педагогической литературы определены приемы, которые возможно использовать преподавателю для того, чтобы свести к минимуму страх ошибок, а состояние студентов по максимуму приблизить к оптимальному рабочему (учебному) состоянию. Автор делает акцент на важности применения приемов рефлексии и саморегуляции для изменения эмоционального состояния обучающихся на занятиях по английскому языку.

Об авторах

Татьяна Михайловна Татарина

Петрозаводский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tattan@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений

Россия, Петрозаводск

Список литературы

  1. Сочинения Козьмы Пруткова. М.: Советская Россия, 1981. 304 с.
  2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 446 с.
  3. Михайлина О.Н. Понятие стратегической компетенции в аспекте обучения студентов иноязычной коммуникативной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 4 (17). С. 268–270.
  4. Голерова С.Н. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых факультетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34). С. 128–134.
  5. Москвина Н.Б. Психолого-педагогический анализ барьер в изучении иностранного языка // Теоретические и прикладные аспекты современного лингвистического образования в условиях неязыкового вуза: сборник материалов всерос. науч.-метод. конференции с междунар. участием (Хабаровск, 30 октября 2015 г.). Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2016. С. 24–29.
  6. Танцура Т.А. Развитие мотивации изучения иностранного языка с целью успешного преодоления «коммуникативных неудач» в иноязычном общении // Обучение и воспитание: методики и практика. 2018. № 5. С. 23–27.
  7. Крутых Е.В., Власенко Е.М. Социальные страхи у студентов: страх ошибки // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 1. С. 258–259.
  8. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007. 310 с.
  9. Щербатых Ю.В., Щекина И.А. Психическое состояние в учебном процессе: проблемы и способы оптимизации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54–4. С. 241–246.
  10. Дойдж Н. Пластичность мозга. М.: Изд-во «Э», 2017. 544 с.
  11. Осин Е.А., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология. 2017. Т. 7, № 2. С. 30–51.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 231 с.
  13. The CEFR Levels. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR) [El. resource]. // https://coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages/level-descriptions.
  14. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Кеттелла: методическое руководство / под науч. ред. В.И. Чиркова. СПб.: ИМАТОН, 2006. 96 с.
  15. Четвертных Т.В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2 (26) С. 304–312.
  16. Тарасова Л.Е. И.В. Страхов о педагогическом такте при осуществлении контроля и оценки знаний // Страховские чтения. 2018. Вып. 26. С. 298–303.
  17. Гудкова С.А., Емелина М.В. Психологические аспекты формирования мобильности выпускника вуза при обучении иностранному языку // Карельский научный журнал. 2018. Т. 6, № 1 (18). С. 21–23.
  18. Щербатых Ю.В. Стресс и счастье на одну букву. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 250 с.
  19. Регарди И. Пособие по релаксации для лентяев. М.: Энигма, 2008. 128 с.
  20. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стингер, 1992. 214 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Татарина Т.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».