Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в биологическом и экологическом образовании школьников
- Авторы: Семенов А.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 321-325
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/34398
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983316
- ID: 34398
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Отношение человека к труду, активность его трудовой деятельности, творческий подход к ней зависит от верного выбора профессии, и в частности – специальности. В связи с этим правильная подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности имеет первостепенное значение в воспитании школьников. Одной из основ трудового воспитания является профориентация учащихся. Она рассматривается как условие всестороннего и гармоничного развития личности; осуществляется в единстве обучения биологии и экологии с основными направлениями духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся. Профессиональная ориентация предполагает целенаправленную деятельность по формированию у школьников внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии и состоит из нескольких компонентов: профессиональное просвещение; профессиональное воспитание; профессиональная консультация; профессиональная адаптация. Профессиональное просвещение вооружает школьников знаниями о профессиях в области биологии и экологии, условиях их выбора, воспитывает у них положительное отношение к труду, формирует профессиональные предпочтения. Под профессиональным воспитанием понимают воспитание у учащихся профессионально важных качеств личности: коммуникабельности, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной этики. Учитель знакомит учащихся с профессиями, связанными с биологией и экологией; изучает и развивает интересы, склонности и способности каждого ученика; включает профориентационную тематику в оформление учебного кабинета; обеспечивает регулярную демонстрацию видеофильмов, отражающих применение достижений биологической науки в производстве. Профессиональная консультация призвана оказать необходимую помощь учащимся в профессиональном самоопределении. Она предполагает информирование школьников о биологических и экологических профессиях. Профессиональная адаптация связана с овладением учащимися необходимыми для будущей профессии знаниями и практическими умениями. Существует прямая зависимость между уровнем предметных знаний и умений и скоростью приспособления человека к профессиональному обучению и трудовой деятельности. Таким образом, трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения биологии и экологии представляют собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и дополняющих друг друга компонентов, объединённых общностью цели и единством управления.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Алексеевич Семенов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: semenov@pgsga.ru
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараСписок литературы
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Учпедгиз, 1953–1954.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.: Педагогика, 1979–1981.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 303 с.
- Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
- Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. 2003. № 1. С. 37–43.
- Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
- Анисимова В.С., Бровкина Е.Т., Мягкова А.Н. Политехническое образование и профориентация в преподавании биологии: метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Боброва Н.Г. Формирование профессиональных предпочтений школьников в процессе обучения биологии // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: IV всерос. (с междунар. уч.) науч.-метод. конф. Красноярск, 14–15 ноября 2013 г. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. С. 29–33.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. для студ. биол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
- Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
- Ионина Н.Г., Войткевич Н.Н. О профессиональном самоопределении старшеклассников // Биология в школе. 2010. № 3. С. 47–52.
- Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших (9, 10, 11) классах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 18 с.
- Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. М.А. Якунчева. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
- Ионина Н.Г. Профессиональное самоопределение школьников через трансформацию урока // Биология в школе. 2018. № 4. С. 67–72.
- Мельникова Н.А. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации учащихся в старшей школе. Профессии без границ: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., г. Новочебоксарск, 27–28 февраля 2014 г. Новочебоксарск: Изд-во «Полиграфика», 2014. С. 195–204.
- Миназева Л.Б. Элективный курс «В мире биологических профессий» как средство формирования у школьников первоначальных профессиональных намерений и интересов // Студенческий вестник: научный журнал. 2019. № 20 (70). Ч. 1. С. 46–49.
- Минькова Н.О., Королькова Е.О. Летняя научно-исследовательская школа как форма профориентационной работы с учащимися // Биология в школе. 2014. № 5. С. 64–68.
- Николенко Т.Г. Профориентация старшеклассников в условиях быстро меняющегося рынка труда // Биология в школе. 2018. № 6. С. 28–32.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. https://fgos.ru.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fgosreestr.ru.
- Зеленый патруль: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 128 с.
Дополнительные файлы
