Научно-практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье раскрываются научно-практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников в организациях дополнительного образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновываются ключевые понятия исследования, рассматриваются возможности организаций дополнительного образования для формирования социально-бытовой деятельности. Понятие «готовность к социально-бытовой ориентации» определяется в логике социокультурного, системного, деятельностного, антропологического подходов и характеризуется как свойство личности, позволяющее проектировать ориентировочную основу социально-бытовой деятельности и реализовывать все ее виды. Рассматривается возможность формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования. В работе «дополнительное образование» рассматривается как инструмент развития социально-значимых качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию к темпам социальных и технологических перемен. Организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста обеспечивают единство процессов воспитания, обучения и развития ребенка. В работе представлены результаты проектирования содержательного и процессуального аспектов формирования готовности к социально-бытовой ориентации. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Центра продленного дня Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. В данной организации дополнительного образования создана развивающая образовательная среда, где осуществляется комплексное взаимодействие специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог), что обеспечивает равные «стартовые» возможности для всех детей дошкольного возраста в аспекте социально-бытовой адаптации. Проведенное исследование показало, что разработанное содержание программы кружка с ориентацией на социально-бытовую направленность, реализованное с дошкольниками в индивидуальной и групповой форме развивающими методами и средствами обучения, обеспечило динамику овладения готовностью к социально-бытовой деятельности.

Об авторах

Наталья Владимировна Рябова

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ryabovanv@bk.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии

Россия, Саранск

Елена Васильевна Барцаева

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева

Email: ezhovkina.elena@mail.ru

старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии

Россия, Саранск

Список литературы

  1. Barcaeva E.V., Ryabova N.V., Zolotkova E.V. Scientific and Methodological Basics of Formation of Preschoolers’ Readiness for Social and Personal Orientation // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7 (4.38). P. 54–59.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244.
  3. Рябова Н.В. Дидактическая система формирования деятельности педагога по социально-бытовой ориентации учащихся / под науч. ред. Ю.В. Варданян. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2008. 155 с.
  4. Рябова Н.В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталых школьников. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2007. 240 с.
  5. Ryabova N.V., Parfyonova T.A. Study of Personal and Social Adjustment Ability of the Disabled Pupils // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 5. P. 213–221.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Педагогика, 1984. С. 37–47.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  10. Барцаева Е.В. Сущность личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. научных трудов. Вып. 59. Ч. 3. Ялта: РИО ГПА, 2018. С. 67–69.
  11. Барцаева Е.В. Содержание когнитивного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования. Вып. 9: сборник статей участников всерос. конкурса «Лучшая молодежная научная статья – 2018», проведенного АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров (август 2017 – май 2018 года). Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.
  12. Барцаева Е.В., Демина М.А., Харлампова А.С. К проблеме содержания деятельностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 11. С. 12–14.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. 6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. 576 с.
  14. Ezhovkina E.V., Ryabova N.V. Psychological and pedagogic support of children with health limitations // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 4. P. 60–67.
  15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.
  16. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 157 с.
  17. Винокурова Н.В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2. С. 14–16.
  18. Рябова Н.В., Барцаева Е.В. Особенности сформированности компонентов структуры социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 7–14.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рябова Н.В., Барцаева Е.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».