История организации отечественного троллейбусного транспорта: от инженерных опытов Российской империи – к налаживанию регулярной работы в СССР

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью данного исследования является реконструкция появления первых опытных образцов троллейбусного пассажирского транспорта в Российской империи начала XX вв. и развитие его регулярного функционирования в СССР периода 1930-х гг. В публикации анализируется эволюция государственного подхода к развитию отечественного пассажирского электротранспорта и влияние на этот процесс общественноэкономической формации, на которой находилась наша страна. Рассматриваются попытки дореволюционных отечественных инженеров создать в Российской империи троллейбусное сообщение, но так и не реализованные в тот период. Отсутствие государственной поддержки и в целом экономическая политика, не способствовавшая развитию отечественных инноваций в сфере городского транспорта, не позволила реализовать проекты троллейбуса отечественных инженеров. Лишь в период индустриализации, в 1930-е гг., Советский Союз смог обеспечить себя деталями отечественного производства, что позволило наладить регулярное троллейбусное сообщение в нескольких крупных городах. Источниками для статьи послужили документы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива в г. Самаре, и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Из опубликованных источников использовались документальные издания планирования общественного транспорта и изучения опыта его использования в СССР 1930–1940-х гг., а также материалы периодической печати изучаемого периода.

Об авторах

Александр Владимирович Горшенин

Медицинский университет «Реавиз»; Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksandr_gorshenin@rambler.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Медицинский университет «Реавиз»; ассоциированный научный сотрудник, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Россия, г. Самара; г. Москва

Список литературы

  1. Чорголашвили М.А. История развития железнодорожного транспорта в Грузии 1846–1925 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Тбилиси, 1973. 23 с.
  2. Кублицкий Г.И. Великая речная держава: материалы к истории отечественного речного транспорта. М.: Речиздат, 1948. 216 с.
  3. Ключарев В.П., Цеханович Л.А. Материалы по истории развития транспортной авиации СССР (1922–1932 г.). М., 1935. 52 с.
  4. Багдиян А.В. Из истории развития массового городского транспорта в Армянской ССР (1920–1965 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Ереван, 1968. 26 с.
  5. Хромовских Н.Т. История развития транспорта на Дальнем Востоке: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1972. 23 с.
  6. Бирюкова Т.З. Москва. От конки до метро: очерки истории городского транспорта в XIX – начале XX вв. М.: ОСТ ПАК новые технологии, 2016. 279 с.
  7. Тархов С.A. Первый в Крыму. История трамвая и троллейбуса в Севастополе. Севастополь, 1998. 300 с.
  8. Горшенин А.В. Городской пассажирский транспорт Среднего Поволжья в 1941–1950 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Белгород, 2018. 24 с.
  9. Носов Д.М. Транспортное обслуживание населения Курской области в 1960-е – 1980-е годы.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 2022. 31 с.
  10. Давыдов А.С. Проблемы производства и модернизации подвижного состава трамваев в РСФСР во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 4. С. 128–133.
  11. Семенов Н.М. Всероссийская трамвайная конференция 1922 г. // Вопросы истории естествознания и техники. 2003. № 1. С. 17–30.
  12. Петров В.К., Сосянц В.Г. Городской транспорт. М.–Л., 1939. 291 с.
  13. Гусев С.А. Очерки по истории развития электрических машин. М.–Л., 1955. 216 с.
  14. Каганович Л.М. За социалистическую реконструкцию Москвы и городов СССР. М.–Л.: Московский рабочий, 1931. 128 с.
  15. Поляков А.А. Развитие науки в области городских путей сообщения // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Екатеринбург: УрГЭУ, 2001. С. 152–160.
  16. Поляков А.А. Организация и регулирование городского движения. М.: ЦНИИАТ, 1941. 241 с.
  17. Городской пассажирский транспорт: основы перспективного проектирования / сост. А.П. Александров, Л.А. Бронштейн. М., 1939. 88 с.
  18. Александров А.П., Поляков А.А. Троллейбусы. М., 1936. 190 с.
  19. Исаев А.С. Электричество и транспорт: из истории электрических железных дорог и наземного безрельсового транспорта. М.: Московский рабочий, 1961. 111 с.
  20. Туровская Л.Т. Биография троллейбуса // Мир транспорта. 2004. № 4. С. 140–154.
  21. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб.). Фотодокументы. Оп. 1Г-6. Ед. хр. 4147.
  22. Горский Е.В. Троллейбусы. М.–Л.: Гострансиздат, 1935. 167 с.
  23. Александров А.П., Поляков А.А. Троллейбусы // Транспорт и дороги города. 1933. № 2–3. С. 3–5.
  24. Беленький Г.Л., Редьков Н.Н., Политика И.В. Троллейбус – родом из Ростова. К 70-летию открытия троллейбусного движения в городе Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006. 96 с.
  25. Иванов В. Московский троллейбус // Транспорт и дороги города. 1935. № 1. С. 20–21.
  26. Российский государственный архив в г. Самаре. Ф. Р-695. Оп. 1–1. Д. 154.
  27. Ефремов И.С., Марковников В.Л. Троллейбусы: конструкция и расчёт. М.: Машгиз, 1954. 380 с.
  28. Бронштейн Л.А. Пассажирский транспорт Москвы // Строительство Москвы. 1940. № 8. С. 14–18.
  29. Опыт эксплуатации троллейбусов в Москве // Транспорт и дороги города. 1934. № 8. С. 12–14.
  30. Луизов А. Троллейбусы // Вестник знания. 1934. № 10. С. 667–668.
  31. Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917–1941). М.: ИД ВШЭ, 2015. 335 с.
  32. ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Оп. 1БР-1. Ед. хр. 364.
  33. Коноплянский С. Архитектура внутригородских транспортных машин // Строительство Москвы. 1938. № 12. С. 18–19.
  34. Новый троллейбус «ЯТБ-2» // Вечерняя Москва. 1937. 19 июля (№ 163). С. 1.
  35. Двухэтажный троллейбус: марка «ЯТБ-3» // Вечерняя Москва. 1938. 16 июня (№ 136). С. 1.
  36. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 373.
  37. Осипьян А.Я. Основные вопросы развития грузового электротранспорта // Строительство Москвы. 1940. № 21–22. С. 29–34.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Опытный троллейбус фирмы «Фрезе и К°», 1902 г. [21]

Скачать (516KB)
3. Рисунок 2 – Опытная модель троллейбуса Ростова-на-Дону. 1933 г. [24, с. 8]

Скачать (501KB)
4. Рисунок 3 – Троллейбус «ЯТБ-1» на улицах Ленинграда. Октябрь 1936 г. [32]

Скачать (639KB)

© Горшенин А.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».