The history of the organization of domestic trolleybus transport: from the engineering experiments of the Russian Empire to the establishment of regular work in the USSR

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of this article is to reconstruct the appearance of the first prototypes of trolleybus passenger transport in the Russian Empire at the beginning of the 20th century and the development of its regular operation in the USSR during the 1930s. The publication analyzes the evolution of the state approach to the development of domestic passenger electric transport and the impact on this process of the socio-economic formation on which our country was located. The article examines the attempts of pre-revolutionary Russian engineers to create a trolleybus service in the Russian Empire, but they were never implemented at that time. The lack of government support and, in general, economic policy, which did not contribute to the development of domestic innovations in the field of urban transport, did not allow the implementation of trolleybus projects by domestic engineers. It was only during the height of industrialization, in the 1930s, that the Soviet Union was able to provide itself with domestically produced parts, which made it possible to establish regular trolleybuses.

About the authors

Aleksandr Vladimirovich Gorshenin

Medical University «Reaviz»; S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: aleksandr_gorshenin@rambler.ru

candidate of historical sciences, associate professor of Humanities Department, Medical University «Reaviz»; associate researcher, S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences

Russian Federation, Samara; Moscow

References

  1. Чорголашвили М.А. История развития железнодорожного транспорта в Грузии 1846–1925 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Тбилиси, 1973. 23 с.
  2. Кублицкий Г.И. Великая речная держава: материалы к истории отечественного речного транспорта. М.: Речиздат, 1948. 216 с.
  3. Ключарев В.П., Цеханович Л.А. Материалы по истории развития транспортной авиации СССР (1922–1932 г.). М., 1935. 52 с.
  4. Багдиян А.В. Из истории развития массового городского транспорта в Армянской ССР (1920–1965 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Ереван, 1968. 26 с.
  5. Хромовских Н.Т. История развития транспорта на Дальнем Востоке: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1972. 23 с.
  6. Бирюкова Т.З. Москва. От конки до метро: очерки истории городского транспорта в XIX – начале XX вв. М.: ОСТ ПАК новые технологии, 2016. 279 с.
  7. Тархов С.A. Первый в Крыму. История трамвая и троллейбуса в Севастополе. Севастополь, 1998. 300 с.
  8. Горшенин А.В. Городской пассажирский транспорт Среднего Поволжья в 1941–1950 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Белгород, 2018. 24 с.
  9. Носов Д.М. Транспортное обслуживание населения Курской области в 1960-е – 1980-е годы.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 2022. 31 с.
  10. Давыдов А.С. Проблемы производства и модернизации подвижного состава трамваев в РСФСР во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 4. С. 128–133.
  11. Семенов Н.М. Всероссийская трамвайная конференция 1922 г. // Вопросы истории естествознания и техники. 2003. № 1. С. 17–30.
  12. Петров В.К., Сосянц В.Г. Городской транспорт. М.–Л., 1939. 291 с.
  13. Гусев С.А. Очерки по истории развития электрических машин. М.–Л., 1955. 216 с.
  14. Каганович Л.М. За социалистическую реконструкцию Москвы и городов СССР. М.–Л.: Московский рабочий, 1931. 128 с.
  15. Поляков А.А. Развитие науки в области городских путей сообщения // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. Екатеринбург: УрГЭУ, 2001. С. 152–160.
  16. Поляков А.А. Организация и регулирование городского движения. М.: ЦНИИАТ, 1941. 241 с.
  17. Городской пассажирский транспорт: основы перспективного проектирования / сост. А.П. Александров, Л.А. Бронштейн. М., 1939. 88 с.
  18. Александров А.П., Поляков А.А. Троллейбусы. М., 1936. 190 с.
  19. Исаев А.С. Электричество и транспорт: из истории электрических железных дорог и наземного безрельсового транспорта. М.: Московский рабочий, 1961. 111 с.
  20. Туровская Л.Т. Биография троллейбуса // Мир транспорта. 2004. № 4. С. 140–154.
  21. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб.). Фотодокументы. Оп. 1Г-6. Ед. хр. 4147.
  22. Горский Е.В. Троллейбусы. М.–Л.: Гострансиздат, 1935. 167 с.
  23. Александров А.П., Поляков А.А. Троллейбусы // Транспорт и дороги города. 1933. № 2–3. С. 3–5.
  24. Беленький Г.Л., Редьков Н.Н., Политика И.В. Троллейбус – родом из Ростова. К 70-летию открытия троллейбусного движения в городе Ростове-на-Дону. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006. 96 с.
  25. Иванов В. Московский троллейбус // Транспорт и дороги города. 1935. № 1. С. 20–21.
  26. Российский государственный архив в г. Самаре. Ф. Р-695. Оп. 1–1. Д. 154.
  27. Ефремов И.С., Марковников В.Л. Троллейбусы: конструкция и расчёт. М.: Машгиз, 1954. 380 с.
  28. Бронштейн Л.А. Пассажирский транспорт Москвы // Строительство Москвы. 1940. № 8. С. 14–18.
  29. Опыт эксплуатации троллейбусов в Москве // Транспорт и дороги города. 1934. № 8. С. 12–14.
  30. Луизов А. Троллейбусы // Вестник знания. 1934. № 10. С. 667–668.
  31. Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917–1941). М.: ИД ВШЭ, 2015. 335 с.
  32. ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Оп. 1БР-1. Ед. хр. 364.
  33. Коноплянский С. Архитектура внутригородских транспортных машин // Строительство Москвы. 1938. № 12. С. 18–19.
  34. Новый троллейбус «ЯТБ-2» // Вечерняя Москва. 1937. 19 июля (№ 163). С. 1.
  35. Двухэтажный троллейбус: марка «ЯТБ-3» // Вечерняя Москва. 1938. 16 июня (№ 136). С. 1.
  36. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 373.
  37. Осипьян А.Я. Основные вопросы развития грузового электротранспорта // Строительство Москвы. 1940. № 21–22. С. 29–34.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Experimental trolleybus from Frese & Co., 1902 [21]

Download (516KB)
3. Figure 2 – Experimental model of the Rostov-on-Don trolleybus. 1933 [24, p. 8]

Download (501KB)
4. Figure 3 – Trolleybus “YATB-1” on the streets of Leningrad. October 1936. [32]

Download (639KB)

Copyright (c) 2025 Gorshenin A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».