Безопасность и надёжность как интегральные критерии образовательной среды современного вуза
- Авторы: Астапов М.Б.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 136-142
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/280754
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133301
- ID: 280754
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема построения в вузе безопасной и надежной образовательной среды, обеспечивающей не только безопасность субъектов образования, но и надежность всей образовательной системы функционирования образовательной организации высшего образования. Анализируются основные подходы к осмыслению сущности, содержания и структуры образовательной среды вуза, рассматриваются соотношения понятий безопасности, психологической безопасности, цифровой образовательной среды, проблемы их взаимовлияния и взаимообусловленности. Впервые безопасность и надежность образовательной среды рассмотрены в их взаимосвязи, как свойства единой образовательной системы, обеспечивающей эффективность функционирования организации высшего образования в период ее реформирования и необходимое условие для сохранения и повышения его качества. В статье представлены результаты мониторингового исследования удовлетворенности субъектов образования (студентов, научно-педагогических работников и работодателей) образовательной средой вуза, оценок ее безопасности и надежности, отношения к внедрению в систему учебно-воспитательного процесса нововведений, обусловленных необходимостью отклика на вызовы современности и отражающих передовые научные разработки отечественной педагогики, соотнесенные с диалектическим единством необходимости достижения мобильности системы высшего образования, ее гибкости и открытости новым тенденциям и одновременно обеспечения ее устойчивости и надежности в достижении приоритетных образовательных целей.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Михаил Борисович Астапов
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@kubsu.ru
кандидат педагогических наук, доцент, ректор
Россия, г. КраснодарСписок литературы
- Ваганова О.И., Лебедева А.А., Лапшова А.В. Формирование комфортной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 57–59. doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0013.
- Коваленко В.И., Соколова О.А., Губаренко И.В. Феноменология культурно-образовательной среды // Культурно-образовательная среда: современные тенденции и перспективы исследований: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22 мая 2019 г.) / отв. ред.: В.И. Коваленко, К.Н. Лобанов, О.А. Соколова. Белгород: БГИИК, 2019. С. 151–154.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. Вып. № 7. С. 177–184.
- Рубцов В.В. Гипотеза и метод исследования КРУС. Характеристика модели организации совместной учебной деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования: сб. ст. / под ред. В.В. Рубцова. М., 1996. С. 15–18.
- Белозерцев Е.П., Долженко О.В., Усачев А.В. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 9. С. 30–36.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Кролевецкая Е.Н., Михайлова Д.И., Шеховская Н.Л. Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 6. С. 670–679. doi: 10.30853/ped20220100.
- Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48–56.
- Становление субъектности учащегося и педагога. Экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панов. М.; СПб.: ПИ РАО; Нестор-История, 2018. 304 с.
- Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4 (36). doi: 10.12731/2218-7405-2014-4-5.
- Юрченко О.В. Применение модели стресса «требования–контроль» к оценке безопасности образовательной среды // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 1А. С. 74–81.
- Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского университета: пути интеграции в культурно-образовательную среду региона // Интеграция образования. 2007. № 1. С. 9–15.
- Акимова Л.А. Безопасная образовательная среда: проектирование, организация: монография. Оренбург: ИПК «Университет», 2019. 220 с.
- Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13–24. doi: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
- Киндарова З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 2. С. 119–125. doi: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125.
- Киселева Т.В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58. doi: 10.54348/scis.2024.1.8.
- Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 147–151.
- Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н., Симонова С.А. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе // Язык и текст. 2021. Т. 8, № 2. С. 86–102. doi: 10.17759/langt.2021080209.
- Проказина М.В., Михайлова М.А. Психологическая безопасность в образовательной среде: сущность, подходы, управленческий аспект // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2022. № 20. С. 34–37.
- Ростовцева П.П. Развитие навыков XXI в.: эмоциональный интеллект и эффективность обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 225–227. doi: 10.24412/1991-5497-2021-489-225-227.
- Сокольская М.В., Богомолова О.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf.
- Шагивалеева Г.Р. Адаптация студентов в вузе как необходимое условие обеспечения безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–4. С. 366–369.
- Пак Н.И., Сыромятников А.А. Вопросно-критериальный способ оценки качества цифровой образовательной среды организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19, № 4. С. 312–327. doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-4-312-327.
- Рассудова Л.А., Манапова Е.И., Федорова Н.В. Показатели безопасности образовательной среды вуза (на примере факультета психологии и педагогики) // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 175–193. doi: 10.31862/2500-297x-2021-4-175-193.
- Гребенникова В.М. Цифровой мир образования: инструменты эффективного педагога // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 7–10.
- Гребенников О.В. Система сопутствующих рисков в цифровом образовательном пространстве // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 222–228.
- Осадчук О.Л., Артюхина А.И. Анализ образования с позиций надежности // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 4 (14). С. 87–91.
- Сорокова М.Г., Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Радчиков А.С., Козырева Н.В. Шкала оценки цифровой образовательной среды университета для преподавателей (AUDEE-Tch Scale): стандартизация для преподавателей вузов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 4. С. 16–29. doi: 10.17759/bppe.2023200402.
- Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. Восприятие образовательной среды университета студентами с разной степенью выраженности имплицитных теорий интеллекта и личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3 (63). С. 88–92.
Дополнительные файлы
