Safety and reliability as integral criteria of the educational environment of a modern university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article examines the problem of building a safe and reliable educational environment in a university that ensures not only the safety of educational subjects, but also the reliability of the entire educational system of the higher education organization. The main approaches to understanding the essence, content and structure of the educational environment of a university are analyzed, the relationships between the concepts of safety, psychological safety, digital educational environment, problems of their mutual influence and interdependence are considered. For the first time, the safety and reliability of the educational environment are considered in their relationship, as properties of a single educational system that ensures the effectiveness of the higher education organization during its reform and a necessary condition for maintaining and improving its quality. The article presents the results of a monitoring study of the satisfaction of educational entities (students, academic staff and employers) with the educational environment of the university, assessments of its safety and reliability, attitudes towards the introduction of innovations into the educational process system, caused by the need to respond to the challenges of modernity and reflecting the advanced scientific developments of domestic pedagogy, correlated with the dialectical unity of the need to achieve mobility of the higher education system, its flexibility and openness to new trends and at the same time ensuring its sustainability and reliability in achieving priority educational goals.

About the authors

Mikhail Borisovich Astapov

Kuban State University

Author for correspondence.
Email: rector@kubsu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, rector

Russian Federation, Krasnodar

References

  1. Ваганова О.И., Лебедева А.А., Лапшова А.В. Формирование комфортной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 57–59. doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0013.
  2. Коваленко В.И., Соколова О.А., Губаренко И.В. Феноменология культурно-образовательной среды // Культурно-образовательная среда: современные тенденции и перспективы исследований: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22 мая 2019 г.) / отв. ред.: В.И. Коваленко, К.Н. Лобанов, О.А. Соколова. Белгород: БГИИК, 2019. С. 151–154.
  3. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. Вып. № 7. С. 177–184.
  4. Рубцов В.В. Гипотеза и метод исследования КРУС. Характеристика модели организации совместной учебной деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования: сб. ст. / под ред. В.В. Рубцова. М., 1996. С. 15–18.
  5. Белозерцев Е.П., Долженко О.В., Усачев А.В. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 9. С. 30–36.
  6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  7. Кролевецкая Е.Н., Михайлова Д.И., Шеховская Н.Л. Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 6. С. 670–679. doi: 10.30853/ped20220100.
  8. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48–56.
  9. Становление субъектности учащегося и педагога. Экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панов. М.; СПб.: ПИ РАО; Нестор-История, 2018. 304 с.
  10. Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4 (36). doi: 10.12731/2218-7405-2014-4-5.
  11. Юрченко О.В. Применение модели стресса «требования–контроль» к оценке безопасности образовательной среды // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 1А. С. 74–81.
  12. Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского университета: пути интеграции в культурно-образовательную среду региона // Интеграция образования. 2007. № 1. С. 9–15.
  13. Акимова Л.А. Безопасная образовательная среда: проектирование, организация: монография. Оренбург: ИПК «Университет», 2019. 220 с.
  14. Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13–24. doi: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24.
  15. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
  16. Киндарова З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 2. С. 119–125. doi: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125.
  17. Киселева Т.В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58. doi: 10.54348/scis.2024.1.8.
  18. Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 147–151.
  19. Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н., Симонова С.А. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе // Язык и текст. 2021. Т. 8, № 2. С. 86–102. doi: 10.17759/langt.2021080209.
  20. Проказина М.В., Михайлова М.А. Психологическая безопасность в образовательной среде: сущность, подходы, управленческий аспект // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2022. № 20. С. 34–37.
  21. Ростовцева П.П. Развитие навыков XXI в.: эмоциональный интеллект и эффективность обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 225–227. doi: 10.24412/1991-5497-2021-489-225-227.
  22. Сокольская М.В., Богомолова О.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf.
  23. Шагивалеева Г.Р. Адаптация студентов в вузе как необходимое условие обеспечения безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–4. С. 366–369.
  24. Пак Н.И., Сыромятников А.А. Вопросно-критериальный способ оценки качества цифровой образовательной среды организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19, № 4. С. 312–327. doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-4-312-327.
  25. Рассудова Л.А., Манапова Е.И., Федорова Н.В. Показатели безопасности образовательной среды вуза (на примере факультета психологии и педагогики) // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 175–193. doi: 10.31862/2500-297x-2021-4-175-193.
  26. Гребенникова В.М. Цифровой мир образования: инструменты эффективного педагога // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 7–10.
  27. Гребенников О.В. Система сопутствующих рисков в цифровом образовательном пространстве // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 222–228.
  28. Осадчук О.Л., Артюхина А.И. Анализ образования с позиций надежности // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 4 (14). С. 87–91.
  29. Сорокова М.Г., Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Радчиков А.С., Козырева Н.В. Шкала оценки цифровой образовательной среды университета для преподавателей (AUDEE-Tch Scale): стандартизация для преподавателей вузов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 4. С. 16–29. doi: 10.17759/bppe.2023200402.
  30. Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. Восприятие образовательной среды университета студентами с разной степенью выраженности имплицитных теорий интеллекта и личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3 (63). С. 88–92.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Profiles of assessments by students and scientific and pedagogical staff of the safety of the digital educational environment of the university

Download (271KB)
3. Figure 2 – The results of a study of the subjective perception of the first and final year students of the possibilities of the educational environment of the university in meeting essential needs (cf. score)

Download (398KB)
4. Figure 3 – Assessment by subjects of education of the level of safety and reliability of the educational environment of the university

Download (291KB)

Copyright (c) 2024 Astapov M.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».