Safety and reliability as integral criteria of the educational environment of a modern university
- Authors: Astapov M.B.1
-
Affiliations:
- Kuban State University
- Issue: Vol 13, No 3 (2024)
- Pages: 136-142
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/280754
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133301
- ID: 280754
Cite item
Full Text
Abstract
This article examines the problem of building a safe and reliable educational environment in a university that ensures not only the safety of educational subjects, but also the reliability of the entire educational system of the higher education organization. The main approaches to understanding the essence, content and structure of the educational environment of a university are analyzed, the relationships between the concepts of safety, psychological safety, digital educational environment, problems of their mutual influence and interdependence are considered. For the first time, the safety and reliability of the educational environment are considered in their relationship, as properties of a single educational system that ensures the effectiveness of the higher education organization during its reform and a necessary condition for maintaining and improving its quality. The article presents the results of a monitoring study of the satisfaction of educational entities (students, academic staff and employers) with the educational environment of the university, assessments of its safety and reliability, attitudes towards the introduction of innovations into the educational process system, caused by the need to respond to the challenges of modernity and reflecting the advanced scientific developments of domestic pedagogy, correlated with the dialectical unity of the need to achieve mobility of the higher education system, its flexibility and openness to new trends and at the same time ensuring its sustainability and reliability in achieving priority educational goals.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Mikhail Borisovich Astapov
Kuban State University
Author for correspondence.
Email: rector@kubsu.ru
candidate of pedagogical sciences, associate professor, rector
Russian Federation, KrasnodarReferences
- Ваганова О.И., Лебедева А.А., Лапшова А.В. Формирование комфортной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 57–59. doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0013.
- Коваленко В.И., Соколова О.А., Губаренко И.В. Феноменология культурно-образовательной среды // Культурно-образовательная среда: современные тенденции и перспективы исследований: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22 мая 2019 г.) / отв. ред.: В.И. Коваленко, К.Н. Лобанов, О.А. Соколова. Белгород: БГИИК, 2019. С. 151–154.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. Вып. № 7. С. 177–184.
- Рубцов В.В. Гипотеза и метод исследования КРУС. Характеристика модели организации совместной учебной деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования: сб. ст. / под ред. В.В. Рубцова. М., 1996. С. 15–18.
- Белозерцев Е.П., Долженко О.В., Усачев А.В. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 9. С. 30–36.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Кролевецкая Е.Н., Михайлова Д.И., Шеховская Н.Л. Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 6. С. 670–679. doi: 10.30853/ped20220100.
- Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48–56.
- Становление субъектности учащегося и педагога. Экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панов. М.; СПб.: ПИ РАО; Нестор-История, 2018. 304 с.
- Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4 (36). doi: 10.12731/2218-7405-2014-4-5.
- Юрченко О.В. Применение модели стресса «требования–контроль» к оценке безопасности образовательной среды // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 1А. С. 74–81.
- Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского университета: пути интеграции в культурно-образовательную среду региона // Интеграция образования. 2007. № 1. С. 9–15.
- Акимова Л.А. Безопасная образовательная среда: проектирование, организация: монография. Оренбург: ИПК «Университет», 2019. 220 с.
- Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13–24. doi: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
- Киндарова З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 2. С. 119–125. doi: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125.
- Киселева Т.В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58. doi: 10.54348/scis.2024.1.8.
- Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 147–151.
- Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н., Симонова С.А. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе // Язык и текст. 2021. Т. 8, № 2. С. 86–102. doi: 10.17759/langt.2021080209.
- Проказина М.В., Михайлова М.А. Психологическая безопасность в образовательной среде: сущность, подходы, управленческий аспект // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2022. № 20. С. 34–37.
- Ростовцева П.П. Развитие навыков XXI в.: эмоциональный интеллект и эффективность обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 225–227. doi: 10.24412/1991-5497-2021-489-225-227.
- Сокольская М.В., Богомолова О.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf.
- Шагивалеева Г.Р. Адаптация студентов в вузе как необходимое условие обеспечения безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–4. С. 366–369.
- Пак Н.И., Сыромятников А.А. Вопросно-критериальный способ оценки качества цифровой образовательной среды организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19, № 4. С. 312–327. doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-4-312-327.
- Рассудова Л.А., Манапова Е.И., Федорова Н.В. Показатели безопасности образовательной среды вуза (на примере факультета психологии и педагогики) // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 175–193. doi: 10.31862/2500-297x-2021-4-175-193.
- Гребенникова В.М. Цифровой мир образования: инструменты эффективного педагога // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 7–10.
- Гребенников О.В. Система сопутствующих рисков в цифровом образовательном пространстве // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 222–228.
- Осадчук О.Л., Артюхина А.И. Анализ образования с позиций надежности // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 4 (14). С. 87–91.
- Сорокова М.Г., Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Радчиков А.С., Козырева Н.В. Шкала оценки цифровой образовательной среды университета для преподавателей (AUDEE-Tch Scale): стандартизация для преподавателей вузов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 4. С. 16–29. doi: 10.17759/bppe.2023200402.
- Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. Восприятие образовательной среды университета студентами с разной степенью выраженности имплицитных теорий интеллекта и личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3 (63). С. 88–92.
Supplementary files
