Нравственное воспитание студентов в культурно-образовательном пространстве вуза
- Авторы: Пупков С.В.1
-
Учреждения:
- Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 211-216
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/22208
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164313
- ID: 22208
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье аргументируется необходимость осуществления нравственного воспитания студентов вуза как приобщения обучающихся к ценностям, находящимся в создаваемом преподавателем культурно-образовательном пространстве. Дополнено научное представление о понятии «образовательное пространство» и доказано, что содержательное наполнение понятие «культурно-образовательное пространство» получает через привлечение термина «культурный». Выявлена сущность культурно-образовательного пространства вуза, заключающаяся в его многомерности, которая выражается в бесконечности транслируемой через каналы образования и воспитания культуры как опыта деятельности, опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений по критерию предельного его (опыта) основания (ценность человека), благодаря которому субъект-объектные, объектно-субъектные и субъект-субъектные отношения становятся дополнительными. Раскрыто содержание культурно-образовательного пространства, образуемого субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями, связь между которыми становится диалектической за счет объектно-субъектных отношений, в которых возникают ценности, являющиеся аксиологическим ядром деятельности, аксиологической формой культуры. Определено предназначение субъект-объектных и субъект-субъектных отношений как образующих содержание культурно-образовательного пространства и исходя из такого предназначения выявлены функции педагогической деятельности преподавателя, осуществляющего нравственное воспитание студентов: обеспечение хранения, воспроизводства, трансляции культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, ее формах-принципах; организация работы студентов с культурными формами; организация восхождения студента от аксиологических форм культуры к ее формам-принципам; передача опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта поведения и деятельности, опыта нравственных, ценностных отношений.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Викторович Пупков
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.pupkov@rsu.edu.ru
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социологии
Россия, 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46Список литературы
- Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000. 148 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия РАО. 2010. № 1(17). С. 66-75.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 4 т. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1975. 452 с.
- Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: СГПУ, 2003. 150 с.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.
- Волкова Е.В. Пространство знаний и современное образовательное пространство // Мир психологии. 2012. № 4. С. 179-185.
- Семина М.В. Образовательное пространство как системный феномен // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 413-427.
- Демакова И.Д. Деятельность педагога в воспитательном пространстве // Стратегии воспитания в образовательной системе России / под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2005. С. 279-294.
- Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство // Стратегии воспитания в образовательной системе России / под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2005. С. 242-259.
- Плаксина И.В. Типологические характеристики воспитательного пространство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 413-417.
- Рыбакова М.В. Воспитательное пространство: структурный аспект // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 91-93.
- Шакурова М.В. Воспитательное пространство: опыт структурирования // Вопросы воспитания. 2015. № 1. С. 62-68.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995. С. 16-45.
- Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб, 1994. С. 37-45.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
- Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? // Что значит знать?: сборник научных статей. М.: Центр гуманитарных исследований, 1999. С. 100-110.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
- Брожик В. Марксистская теория оценки / пер. со словац. М.: Прогресс, 1982. 264 с.
- Бездухов В.П. Гуманизация образования в изменяющемся мире // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 22-65.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
- Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 66-173.
Дополнительные файлы
