Фундаментальная подготовка врачей в дополнительном профессиональном образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлено методологическое обоснование фундаментальной подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании. Анализ тенденций (гуманизации, стандартизации, информатизации, интеграции, экологизации и фундаментализации) развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании позволил определить направления в совершенствовании биологической подготовки врачей в аспекте решения проблемы исследования – определения методологических основ биологической подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к решению профессиональных задач, определяемых трудовыми функциями. Тенденция информатизации биологической подготовки врачей определена интенсивным развитием биологических наук, а также широким внедрением теоретических и технологических подходов в медицинскую практику. Интеграция как тенденция определяет направления модернизации целей, содержания, форм, методов биологической подготовки врачей различных специальностей в аспекте усиления взаимосвязи и взаимообусловленной целостности биологической и специальной подготовки врачей. Необходимость понимания экологических закономерностей, научно обоснованного отношения к природе требует системной биологической подготовки врача и диктует включение в программу подготовки и повышения квалификации врачей широкого круга биологических и экологических дисциплин, формирующих понимание места человека в окружающей среде и биосфере в целом с позиций биоцентрического и полицентрического подходов. Фундаментализация как тенденция развития биологической подготовки врачей требует построения обучения на основе научных законов, закономерностях, концепциях, способствующих углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся, и расширения профиля их профессиональной подготовки. Стандартизация как тенденция определяет единые требования к уровню подготовки врачей по биологическим дисциплинам (анатомия, физиология, биохимия, иммунология, генетика и др.) всех медицинских специальностей, а также стандартизируются требования в повышении экологической грамотности медицинских кадров. Тенденция гуманизации проявляется в открытости, в осознании социальной роли человека в совершенствовании профессиональных компетенций врача, способствует приданию личностного смысла приобретаемым знаниям и определяет сохранение самобытности личности, обучающийся осознает самого себя как индивидуальность.

Об авторах

Светлана Юрьевна Астанина

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: astanina@gmail.com

кандидат педагогических наук, профессор кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков, начальник управления научно-методической и образовательной деятельности

Россия, Москва

Список литературы

  1. Антонов В.Ф., Черныш А.М. Проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача // Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах. М., 1996. С. 9-11.
  2. Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестник Высшей школы. 1988. № 7. С. 26-29.
  3. Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
  4. Ерохин В.Г. Значение теоретических дисциплин в подготовке врача // Вестник АМН СССР. 1989. № 4. С. 21-26.
  5. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 496 с.
  6. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века: высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестник новых мед. технол. 1998. Т. 5, № 3-4. С. 111-114.
  7. Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета «Вопросы высшего медицинского образования». 2007. Сер. 11. Вып. 4. С. 118-126.
  8. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1475н // Российская газета. № 296. 30.12.2011.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2011.
  10. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. № 217. 27.09.2010.
  11. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. СПб.: Радом, 1997. 227 с.
  12. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии). М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 176 с.
  13. Астанина С.Ю. Педагогические закономерности биологической (фундаментальной) подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 14-20.
  14. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2013. № 2, ст. 111.
  15. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-p.
  16. Астанина С.Ю., Довгалев А.С., Авдюхина Т.И. Биологическая составляющая профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов медико-профилактического направления (на примере специальности «Паразитология» // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2014. № 4. С. 32-37.
  17. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.
  18. Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 346 с.
  19. Саксонова Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.
  20. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11. С. 3-7.
  21. Астанина С.Ю. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 184 с.
  22. Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 34 с.
  23. Бордовский Г.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 85 с.
  24. Садовников Н.В. Связь фундаментализации с целями образования // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 81-84.
  25. Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования // Сибирское медицинское обозрение. 2011. № 3 (69). С. 112-115.
  26. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
  27. Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 156 с.
  28. Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского естественнонаучного познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. 216 с.
  29. Мирзоян Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке // Историко-биологические исследования. Вып. 7. М.: Наука, 1978. С. 3-24.
  30. Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М.: Литтера, 2015. 176 с.
  31. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 114-129.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Астанина С.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».