Фундаментальная подготовка врачей в дополнительном профессиональном образовании
- Авторы: Астанина С.Ю.1
-
Учреждения:
- Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 219-224
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/21776
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872301
- ID: 21776
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлено методологическое обоснование фундаментальной подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании. Анализ тенденций (гуманизации, стандартизации, информатизации, интеграции, экологизации и фундаментализации) развития биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании позволил определить направления в совершенствовании биологической подготовки врачей в аспекте решения проблемы исследования – определения методологических основ биологической подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, обеспечивающие готовность врачей к решению профессиональных задач, определяемых трудовыми функциями. Тенденция информатизации биологической подготовки врачей определена интенсивным развитием биологических наук, а также широким внедрением теоретических и технологических подходов в медицинскую практику. Интеграция как тенденция определяет направления модернизации целей, содержания, форм, методов биологической подготовки врачей различных специальностей в аспекте усиления взаимосвязи и взаимообусловленной целостности биологической и специальной подготовки врачей. Необходимость понимания экологических закономерностей, научно обоснованного отношения к природе требует системной биологической подготовки врача и диктует включение в программу подготовки и повышения квалификации врачей широкого круга биологических и экологических дисциплин, формирующих понимание места человека в окружающей среде и биосфере в целом с позиций биоцентрического и полицентрического подходов. Фундаментализация как тенденция развития биологической подготовки врачей требует построения обучения на основе научных законов, закономерностях, концепциях, способствующих углублению теоретической, научной и профессиональной подготовки обучающихся, и расширения профиля их профессиональной подготовки. Стандартизация как тенденция определяет единые требования к уровню подготовки врачей по биологическим дисциплинам (анатомия, физиология, биохимия, иммунология, генетика и др.) всех медицинских специальностей, а также стандартизируются требования в повышении экологической грамотности медицинских кадров. Тенденция гуманизации проявляется в открытости, в осознании социальной роли человека в совершенствовании профессиональных компетенций врача, способствует приданию личностного смысла приобретаемым знаниям и определяет сохранение самобытности личности, обучающийся осознает самого себя как индивидуальность.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Юрьевна Астанина
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: astanina@gmail.com
кандидат педагогических наук, профессор кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков, начальник управления научно-методической и образовательной деятельности
Россия, МоскваСписок литературы
- Антонов В.Ф., Черныш А.М. Проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача // Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах. М., 1996. С. 9-11.
- Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестник Высшей школы. 1988. № 7. С. 26-29.
- Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
- Ерохин В.Г. Значение теоретических дисциплин в подготовке врача // Вестник АМН СССР. 1989. № 4. С. 21-26.
- Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 496 с.
- Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века: высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестник новых мед. технол. 1998. Т. 5, № 3-4. С. 111-114.
- Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета «Вопросы высшего медицинского образования». 2007. Сер. 11. Вып. 4. С. 118-126.
- Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1475н // Российская газета. № 296. 30.12.2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2011.
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. № 217. 27.09.2010.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. СПб.: Радом, 1997. 227 с.
- Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии). М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 176 с.
- Астанина С.Ю. Педагогические закономерности биологической (фундаментальной) подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 14-20.
- Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2013. № 2, ст. 111.
- Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-p.
- Астанина С.Ю., Довгалев А.С., Авдюхина Т.И. Биологическая составляющая профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов медико-профилактического направления (на примере специальности «Паразитология» // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2014. № 4. С. 32-37.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.
- Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 346 с.
- Саксонова Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.
- Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11. С. 3-7.
- Астанина С.Ю. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 184 с.
- Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 34 с.
- Бордовский Г.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 85 с.
- Садовников Н.В. Связь фундаментализации с целями образования // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 81-84.
- Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования // Сибирское медицинское обозрение. 2011. № 3 (69). С. 112-115.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
- Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 156 с.
- Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского естественнонаучного познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. 216 с.
- Мирзоян Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке // Историко-биологические исследования. Вып. 7. М.: Наука, 1978. С. 3-24.
- Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М.: Литтера, 2015. 176 с.
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 114-129.
Дополнительные файлы
