Идеи В.Г. Белинского о достоинстве как предмет современной педагогической рефлексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется социально-педагогической значимостью проблемы воспитания человеческого достоинства учащейся молодежи, решение проблемы зависит, в частности, от знания учителем значений понятия «достоинство». Обозначается, что отечественные философы осмысливают категорию достоинства в этико-эстетическом, философско-этическом, а не в этико-педагогическом смысле. Историки педагогической мысли не включают в круг педагогических идей Белинского идею о человеческом достоинстве. В статье анализируются значения слова «достоинство» в текстах Белинского; представление критика о достоинстве оцениваются как значимые для решения актуальных для нашего времени вопросов воспитания: Что значит быть достойным имени человека? В чем назначение человека? Какова цель воспитания?. Выявляется, что В.Г. Белинский понимает под достоинством: а) достоинство всякого, принадлежащего к человечеству («человек родится не на зло, а на добро…»; «уважение к человеческому достоинству <…> прежде всего за то, что он – человек, и потом уже за его личные достоинства»); б) нравственное качество («красота возвышает нравственные достоинства»); в) ценность («достоинство явления действительности, произведения искусства», «достоинство науки», «достоинство исторического учебника»); г) чувство собственного достоинства («на низших смотрит с чувством собственного достоинства»; д) достоинство образца нравственности, гуманности («быть достойным имени человека»). В ходе воспитания человеческого достоинства школьников важно учитывать значения понятия «достоинство», отражающие различные стороны обозначаемого им явления и востребованные в разных жизни. В определенной педагогической ситуации учитель осуществляет отбор методов воспитания человеческого достоинства школьников, ориентируясь на конкретное значение названного понятия. Толкования достоинства Белинским, сделанные в доступной и яркой форме, могут стать материалом для обсуждения вопроса о достоинстве с учащимися.

Об авторах

Владимир Петрович Бездухов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlbezdukhov@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Артем Владимирович Бездухов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: bezduhov@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 68–83.
  2. Мишаткина Т.В. Высшие моральные ценности и стратегия «правильной жизни» // Этика: учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск: Новое знание, 2002. С. 129–264.
  3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 334 с.
  4. Бездухов В.П. К вопросу о добродетели как категории этики и педагогической науки // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. № 2 (59). С. 72–87. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.2.072.
  5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  6. Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
  7. Столович Л.Н. Эстетическая аксиология в русской философской мысли // Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. С. 265–456.
  8. Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. М.: Инфра-М, 2020. 243 с. doi: 10.12737/1064941.
  9. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  10. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая // Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. III. Статьи и рецензии. 1843–1848. М.: ОГИЗ, 1948. С. 204–292.
  11. Познанский Н.Ф. В.Г. Белинский о воспитании. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1949. 128 с.
  12. Смирнов В.З. Педагогические взгляды В.Г. Белинского // Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963. С. 21–52.
  13. Бездухов А.В. Сущность различий между этическим и моральным, нравственным сознанием учителя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 4 (32). С. 56–66.
  14. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. 288 с.
  15. Фромм Э. Психоанализ и этика: сб. М.: Республика, 1993. 414 с.
  16. Гусейнов А.А. Этика и культура. Статьи, заметки, выступления, интервью. СПб.: СПбГУП, 2019. 784 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бездухов В.П., Бездухов А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».