Идеи В.Г. Белинского о достоинстве как предмет современной педагогической рефлексии
- Авторы: Бездухов В.П.1, Бездухов А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 244-249
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/133974
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023121302
- ID: 133974
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы статьи мотивируется социально-педагогической значимостью проблемы воспитания человеческого достоинства учащейся молодежи, решение проблемы зависит, в частности, от знания учителем значений понятия «достоинство». Обозначается, что отечественные философы осмысливают категорию достоинства в этико-эстетическом, философско-этическом, а не в этико-педагогическом смысле. Историки педагогической мысли не включают в круг педагогических идей Белинского идею о человеческом достоинстве. В статье анализируются значения слова «достоинство» в текстах Белинского; представление критика о достоинстве оцениваются как значимые для решения актуальных для нашего времени вопросов воспитания: Что значит быть достойным имени человека? В чем назначение человека? Какова цель воспитания?. Выявляется, что В.Г. Белинский понимает под достоинством: а) достоинство всякого, принадлежащего к человечеству («человек родится не на зло, а на добро…»; «уважение к человеческому достоинству <…> прежде всего за то, что он – человек, и потом уже за его личные достоинства»); б) нравственное качество («красота возвышает нравственные достоинства»); в) ценность («достоинство явления действительности, произведения искусства», «достоинство науки», «достоинство исторического учебника»); г) чувство собственного достоинства («на низших смотрит с чувством собственного достоинства»; д) достоинство образца нравственности, гуманности («быть достойным имени человека»). В ходе воспитания человеческого достоинства школьников важно учитывать значения понятия «достоинство», отражающие различные стороны обозначаемого им явления и востребованные в разных жизни. В определенной педагогической ситуации учитель осуществляет отбор методов воспитания человеческого достоинства школьников, ориентируясь на конкретное значение названного понятия. Толкования достоинства Белинским, сделанные в доступной и яркой форме, могут стать материалом для обсуждения вопроса о достоинстве с учащимися.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Петрович Бездухов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlbezdukhov@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараАртем Владимирович Бездухов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: bezduhov@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараСписок литературы
- Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 68–83.
- Мишаткина Т.В. Высшие моральные ценности и стратегия «правильной жизни» // Этика: учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск: Новое знание, 2002. С. 129–264.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 334 с.
- Бездухов В.П. К вопросу о добродетели как категории этики и педагогической науки // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. № 2 (59). С. 72–87. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.2.072.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
- Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. 707 с.
- Столович Л.Н. Эстетическая аксиология в русской философской мысли // Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. С. 265–456.
- Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. М.: Инфра-М, 2020. 243 с. doi: 10.12737/1064941.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая // Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. III. Статьи и рецензии. 1843–1848. М.: ОГИЗ, 1948. С. 204–292.
- Познанский Н.Ф. В.Г. Белинский о воспитании. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1949. 128 с.
- Смирнов В.З. Педагогические взгляды В.Г. Белинского // Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963. С. 21–52.
- Бездухов А.В. Сущность различий между этическим и моральным, нравственным сознанием учителя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 4 (32). С. 56–66.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. 288 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика: сб. М.: Республика, 1993. 414 с.
- Гусейнов А.А. Этика и культура. Статьи, заметки, выступления, интервью. СПб.: СПбГУП, 2019. 784 с.
Дополнительные файлы
