Методика проведения практических занятий по ботанике в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вынужденный экстренный повсеместный переход в период пандемии COVID-19 на дистанционное обучение потребовал срочного освоения новых инструментов для работы в цифровой среде, адаптации к новым способам коммуникации в системе преподаватель–студент. Использование цифровых инструментов и технологий при реализации подготовки бакалавра в контексте цифровизации высшего образования и внедрение онлайн-образования усложнило деятельность преподавателя по проектированию процесса обучения; в частности, трудности связаны с отсутствием исследований, посвященных изучению и описанию практики обучения биологии, в том числе ботаники, в онлайн-формате, методических разработок для организации таких форм работы со студентами, как практическая работа. В связи с возникшей ситуацией необходим был поиск новых путей реализации различных видов деятельности в дистанционном формате, поиск новых способов коммуникации в системе преподаватель–студент, апробирование современных педагогических технологий. Во многих вузах, в том числе и в Ишиме, начиная с осени 2020 г. стали успешно использовать платформу Microsoft Teams. При проведении исследования были использованы методы: теоретический и сравнительный анализ литературы, систематизация и обобщение, сбор и оценивание результатов выполненных заданий (отчетов по работе с кейсами, результатов тестирования и анкетирования). Результаты выполнения индивидуального задания – отчета по работе с кейс-иллюстрацией – показали, что 47% студентов получили оценку «удовлетворительно», 53% – оценку «хорошо». Качественная успеваемость по результатам тестирования составила 53%. Результаты проведенного анкетирования «Рефлексивный экран» позволили выявить положительный эффект, полученный от занятия, проведенного в онлайн-формате (100% обучающихся было интересно на занятии). В статье подробно описана методика проведения одного из практических онлайн-занятий по ботанике, проведенного в дистанционном формате зимой 2021 г., и сделан его анализ.

Об авторах

Ольга Егоровна Токарь

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tokarishim@yandex.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания

Россия, Тюмень

Список литературы

  1. Favale T., Soro F., Trevisan M., Drago I., Mellia M. Campus traffic and e-Learning during COVID-19 pandemic // Computer Networks. 2020. Vol. 176. doi: 10.1016/j.comnet.2020.107290.
  2. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14.03.2020 № 397 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128.
  3. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102. doi: 10.32744/pse.2020.6.8.
  4. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 59-68.
  5. Баранова И.И., Виноградова М.В., Доценко М.Ю. Особенности дистанционного обучения русскому языку иностранных учащихся в современных условиях российского вуза // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 204-219. doi: 10.32744/pse.2020.6.16.
  6. Ana A., Minghat A.D., Purnawarman P., Saripudin S., Muktiarni M., Dwiyanti V., Mustakim SS. Students' perceptions of the twists and turns of e-learning in the midst of the COVID 19 outbreak // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala. 2020. Vol. 12, № 1. P. 15-26. doi: 10.18662/rrem/12.1sup2/242.
  7. Неборский Е.В., Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Наумова Т.А., Анисимов А.Е. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 99-110. doi: 10.32744/pse.2020.4.6.
  8. Нетребко Е.Н., Хлабыстова Н.В. Дистанционное обучение в период пандемии COVID-19: на материалах эмпирического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 4 (269). С. 146-151.
  9. Остапченко Г.С. Дистанционное обучение в период пандемии: проблемы и возможные риски // Теория и практика общественного развития. 2021. № 5 (159). С. 28-30.
  10. Фролова Е.В., Рогач О.В., Рябова Т.М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 78-88. doi: 10.32744/pse.2020.6.7.
  11. McGovern E., Moreira G., Luna-Nevarez C. An application of virtual reality in education: can this technology enhance the quality of students' learning experience? // Journal of Education for Business. 2020. Vol. 95, iss. 7. P. 490-496. doi: 10.1080/08832323.2019.1703096.
  12. Попельницкая И.М., Шилина Н.Г., Попельницкий Е.В., Почекутов С.И., Геращенко С.М., Бухаров А.В. Дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 глазами студентов Красноярска // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. doi: 10.17513/spno.31386.
  13. Пилилян Н.Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 195-198.
  14. Старчикова И.Ю. Особенности дистанционного обучения в современных условиях российского вуза: по материалам опроса студентов // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 103-117. doi: 10.32744/pse.2021.2.7.
  15. Баландин С.А., Абрамова Л.И., Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. 293 с.
  16. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 432 с.
  17. Глазунов В.А., Науменко Н.В., Хозяинов Н.В. Определитель сосудистых растений Тюменской области. Тюмень: Проспект, 2017. 744 с.
  18. Красная книга Тюменской области: Животные, растения, грибы / отв. ред. О.А. Петрова. Изд. 2-е. Кемерово: ООО «Технопринт», 2020. 460 с.
  19. Плантариум: растения и лишайники России и сопредельных стран: открытый онлайн-атлас и определитель растений [Электронный ресурс] // https://www.plantarium.ru.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис.1

Скачать (11KB)

© Токарь О.Е., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».