Коммуникативная компетентность старших дошкольников с опережающим темпом психического развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей коммуникативных компетенций у детей с опережающим темпом психического развития (ОТПР). Методология исследования выстроена на основе универсальной авторской структурной модели коммуникативной компетентности человека. В общую выборку вошли дошкольники с нормотипичным (N = 75) и опережающим темпом психического развития (N = 75). Методы исследования: коллективная экспертная оценка, невключенное наблюдение, статистическая обработка данных. Методики исследования: «свободная игра», «конструирование по образцу в диаде», «рисунок по образцу в диаде». Установлено, что ОТПР обусловливает выраженную дисгармоническую акселерацию когнитивного и коммуникативного развития детей 6–7 лет. Это проявляется в ускоренном темпе формирования у них речелингвистического компонента и выраженном замедлении темпа формирования оценочно-рефлексивного и социально-поведенческого компонентов коммуникативной компетентности. Полученные результаты позволяют определить «мишени» и технологии процесса целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОТПР.

Об авторах

Марина Алексеевна Егорова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: egorovama@mgppu.ru
кандидат педагогических наук, доцент, профессор Москва, Российская Федерация

Анна Алексеевна Заречная

Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия

Email: anego@bk.ru
кандидат психологических наук, методист Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Большунова Н. Я. Л. С. Выготский о педагогической психологии как психологии культуры: организация образования в формах детской субкультуры // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 6. С. 108-117. doi: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2206.10
  2. Смирнова Е. О. Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. С. 79–89. doi: 10.17759/psyedu.2019110406
  3. Гаврилушкина О. П., Егорова М. А. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 3. С. 141–152. doi: 10.17759/psyedu.2016080313
  4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: «Питер», 2009. 320 с.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 17-е изд., стер. М.: Академия, 2019. 655 с.
  6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. 287 с.
  7. Санина С. П., Расторгуева М. Д. Коммуникативные трудности в обучении младших школьников // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 5. С. 142–153. doi: 10.17759/pse.2023280511
  8. Самохвалова А. Г., Иванова Н. М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде // Современное дошкольное образование. 2017. № 9. С. 10–20.
  9. Смирнова Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024. 163 с. URL: https://urait.ru/bcode/543300 (дата обращения: 06.03.2024).
  10. Хузеева Г. Р. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / под ред. Е. И. Изотовой. М., 2024. Гл. 4. С. 76–89. URL: https://urait.ru/bcode/544914 (дата обращения: 06.03.2024).
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 06.03.2024).
  12. Тенитилова К. С., Абаева С. М., Беляева В. Г. Принцип природосообразности в воспитании: история и современность // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110). С. 118–119. URL: https://research-journal.org/archive/8-110-2021-august/princip-prirodosoobraznosti-v-vospitanii-istoriya-isovremennost). doi: 10.23670/IRJ.2021.110.8.098
  13. Психология одаренности и творчества / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор История, 2017. 287 с.
  14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2024. 349 с. URL: https://urait.ru/bcode/541200 (дата обращения: 06.03.2024).
  15. Кулагина И. Ю., Шумакова Н. Б. Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. С. 3–19. doi: 10.17759/psyedu.2021130101
  16. Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28–38. doi: 10.17759/jmfp.2018070203
  17. Глозман Ж. М., Заречная А. А. Проблема одаренности в нейропсихологии // Психология творчества и одаренности: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 15–17 ноября 2021 г., г. Москва / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2021. Ч. 3. С. 263–268.
  18. Заречная А. А. Психологические условия развития коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет с разным темпом психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 24 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».