Experience in researching the category “development” in the system of software and methodological support for preschool education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The pedagogical category “development” is understood as the core framework of the system of software and methodological support for preschool education (PE), giving it humanistic aspiration, value-semantic conditioning and functional diversity. The research problem is characterized by the contradiction between the continuously increasing complexity of the category “development” in the texts of software and methodological support presented to the teacher and his lack of the necessary ideas about the principles and methods of their transformation into practical activities. The specificity of the semantic contextual analysis of the category “development” is revealed. The periodization of software and methodological support for EB over the past 60 years has made it possible to establish a pattern of objectively occurring changes in the field of development and reproduction of its content. The content of the category “development” is represented by a set of semantic contexts: about development as a mechanism of PE; general development of preschool children (personality, psyche, physical, spiritual and moral, etc.); about development in different types of activities; on the development of the content and system of additional education; on professional and pedagogical development; about the conditions and factors for the implementation of the development category; on the diagnosis of developmental education. A statistically significant increase in the degree of saturation with the semantic content of the category “development” was established in all contexts, starting from the second period, mainly under the influence of the created “Concept of preschool education” (1989), which laid the foundation for the transition to personality-oriented education and its increase in the modern period functioning. The context about the professional development of a teacher has intensified only in the modern period. From the standpoint of an in-depth analysis of the semantic contexts of the category “development”, which define the software and methodological support for the content of preschool education (educational standards, first of all), there is a noticeable tendency to strengthen generalizing meanings and reduce specifications of a descriptive nature, which are left to teachers and educators. It is advisable to consider the structure of semantic contexts of the “development” category as an invariant of the organization and design of software and methodological support for the content of preschool education. The work was carried out on a large volume of scientific and practical material of the textual reality of scientific and subject-methodological knowledge about PE.

About the authors

Sergey Mikhailovich Zverev

ANO Center for Innovative Projects and Media Resources in Education

Email: appassionata2005@yandex.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Кривых С. В. Категория «развитие» в цели и содержании образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). С. 3–9.
  2. Нечаев Н. Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 57–66. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2018140305
  3. Закон РФ «Об образовании». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
  4. Программа воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962. 192 с.
  5. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. М.: Просвещение, 1984. 174 с.
  6. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 № 7/1). URL: https://ds3nkz.edu.yar.ru/kontseptsiya_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 01.05.2023).
  7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://school-n4.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/33_profstandart.pdf (дата обращения: 01.05.2023).
  8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://sh-trubichinskayar49.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_doshkol_nogo_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 11.08.2023).
  9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (2022). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 14.08.2023).
  10. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи / под ред. В. К. Рябцева. М., 2019. 488 с. URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/4cf/4cff5a8d4e3d42095be41f2309c56ac7.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
  11. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ: учебное пособие [для студентов, преподавателей, филологических факультетов высших учебных заведений]. М.: КноРус, 2009. 450 с.
  12. Зверев С. М., Слободчиков В. И. Инновационное проектирование образования: от прототипа к прецеденту // Педагогика. 2018. № 4. С. 3–10.
  13. Слободчиков В. И., Зверев С. М. Ключевые категории мышления профессионального педагога. Введение в антропологию образования. Вып. 1. М.: Спутник+, 2013. 108 с. (Серия: «Книга под рукой» – библиотека профессионального педагога).
  14. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. 153 с.
  15. Слободчиков В. И. Антропологический смысл дошкольного детства // Практикум по преобразованию ФГОС ДО в образовательную программу дошкольного образования / под ред. Н. В. Амяги, С. М. Зверева М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 219 с.
  16. Остапенко А. А. Типология педагогической диагностики: антропологический подход. Школьные технологии. 2014. 31. С. 5–6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-pedagogicheskoy-diagnostikiantropologicheskiy-podhod (дата обращения: 11.07.2023).
  17. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Таксономия образовательных целей педагогов и родителей дошкольников в контексте требований федерального образовательного стандарта. Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 88–104.
  18. Богуславская Т. Н. Развитие содержания дошкольного образования в отечественной педагогике конца ХХ века // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-1 (25). С. 130.
  19. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. 208 с.
  20. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».