Идеи отечественных педагогов ХХ века о воспитании коллективно ориентированной личности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено аналитическое рассмотрение научного наследия отечественных педагогов-экспериментаторов прошлого, которое не утратило своей актуальности и в настоящее время. Рассмотрены целевые установки воспитания для реализации конкретных социальных потребностей – запросов государства, общества или отдельных социальных групп. Установлено, что взгляды выдающихся отечественных педагогов на развитие социально ориентированной личности совпадают в том, что оно наиболее эффективно осуществляется в товарищеском коллективе детей и взрослых. В коллективной деятельности благодаря целенаправленному педагогическому воздействию у личности формируется настоятельная потребность действовать не только во благо собственного коллектива, но и во имя общего блага. Опыт педагогов-предшественников показал, что учебно-воспитательный процесс в основном ориентирован на обеспечение усвоения обучающимися необходимого объема знаний в рамках школьной программы. В контексте образования подтверждена важность воспитания коллективно и социально ориентированной личности, формирования у молодых людей идеалов истинного гражданина и патриота. Становится очевидным, что быстро прогрессирующее развитие необходимых качеств воспитанников можно отчетливо наблюдать при реализации различных социальных инициатив. Выявлено, что указанный подход к воспитанию на протяжении XX в. успешно реализовывался на основе коллективистских установок. Известно, что коллективно ориентированную личность отличает готовность добровольно находиться в подходящем ей коллективе, а принцип добровольности позволяет согласовывать интересы отдельного человека и решение общей педагогической задачи – воспитание социально направленной личности на локальном уровне конкретного коллектива. В качестве заключения указано, что современное состояние образовательной сферы Российской Федерации во многом было предопределено теорией и практикой выдающихся отечественных мыслителей и педагогов XX в.

Об авторах

Валентина Ивановна Ревякина

Томский государственный педагогический университет

Email: revyakinavi@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор Томск, Россия

Виктор Викторович Лобанов

Томский государственный педагогический университет

Email: danvelur@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент Томск, Россия

Список литературы

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-пресс, 1995. 447 с.
  2. Крупская Н. К. Нашей смене – всестороннее развитие (из выступления на всероссийском совещании по внешкольной работе) // Педагогические сочинения в десяти томах. М., 1959. Т. 5. С. 507–513.
  3. Фрадкин Ф. А. Научная школа С. Т. Шацкого // Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 361–373.
  4. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 127–257.
  5. Шацкий С. Т. На пути к трудовой школе // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 7–32.
  6. Макаренко А. С. Цель воспитания // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 345–357.
  7. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 407–419.
  8. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  9. Макаренко А. С. О моем опыте // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 251–276.
  10. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 227–250.
  11. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 301 с.
  12. Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. 2017. № 19 (6). С. 9–32.
  13. Каравашкина М. Е., Каравашкина Н. Е. Ценностные смыслы современной культуры (на материале книги С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела «Революция сознания: Трансатлантический диалог») // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62833 (дата обращения: 08.07.2023).
  14. Аксютина З. А. Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 12–34.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».