Ideas of domestic 20th century educators on upbringing of a collective-oriented person

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to analysis of domestic experimenter-educators’ pedagogical heritage, that has not lost its relevance now. Upbringing goals shaped by government requests, society or special social groups are considered in the article in the light of realization of specific social needs. It was noted, that domestic educators coincide that a socially oriented personality upbringing is carried out most effectively in a friendly team consisting of children and adults. In conditions of collective activity, due to purposeful pedagogical influence, a person has an urgent need to act not only for the benefit of his own team, but also for the common good. The predecessor educators’ experience showed that the educational process is generally focused on the assimilation of the full amount of knowledge of the school curriculum. However, upbringing of a socially and collectively oriented personality and formation of their civilian and patriotic ideals is even more important. It becomes obvious that the rapidly progressing development of the expected qualities of young people can be clearly observed in the implementation of socially significant collective social initiatives. Practice has shown that this approach to education and upbringing throughout the twentieth century has been successfully implemented with the collectivist attitudes. It is known that a collectively oriented personality is distinguished by willingness to voluntary be in a suitable team. It is the principle of voluntary that makes it possible to coordinate individual’s interests and solution of a common pedagogical task – the upbringing of a socially oriented personality at the local level of particular team. As a conclusion, it is emphasized that the current state of the Russian education sector was largely predetermined by theory and practice of outstanding thinkers and educators of the 20-th century.

About the authors

Valentina Ivanovna Reviakina

Tomsk State Pedagogical University

Email: revyakinavi@tspu.edu.ru
Tomsk, Russian Federation

Viktor Viktorovich Lobanov

Tomsk State Pedagogical University

Email: danvelur@rambler.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-пресс, 1995. 447 с.
  2. Крупская Н. К. Нашей смене – всестороннее развитие (из выступления на всероссийском совещании по внешкольной работе) // Педагогические сочинения в десяти томах. М., 1959. Т. 5. С. 507–513.
  3. Фрадкин Ф. А. Научная школа С. Т. Шацкого // Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 361–373.
  4. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 127–257.
  5. Шацкий С. Т. На пути к трудовой школе // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 7–32.
  6. Макаренко А. С. Цель воспитания // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 345–357.
  7. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 407–419.
  8. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  9. Макаренко А. С. О моем опыте // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 251–276.
  10. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Сочинения: в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 227–250.
  11. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 301 с.
  12. Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. 2017. № 19 (6). С. 9–32.
  13. Каравашкина М. Е., Каравашкина Н. Е. Ценностные смыслы современной культуры (на материале книги С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела «Революция сознания: Трансатлантический диалог») // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62833 (дата обращения: 08.07.2023).
  14. Аксютина З. А. Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 12–34.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».