Детская журналистика в проектной деятельности как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализирован один из важнейших аспектов современного дошкольного образования, а также значимая проблема общества – формирование коммуникативной культуры старших дошкольников. Дошкольный возраст является особенным этапом в процессе становления личности. Именно в этот период закладываются основы умения выстраивать гармоничные отношения с окружающими, налаживать коммуникацию, находить общий язык в различных ситуациях. Успешность в формировании коммуникативной культуры дошкольника влияет на социализацию ребенка, расширяет возможности познания и деятельности, позволяет полноценно участвовать в жизни социума. Цель настоящего исследования заключается в обосновании проблемы формирования коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста, а также предложенного средства решения данной проблемы через внедрение в педагогический процесс детской журналистики в проектной деятельности, а также описании и интерпретации результатов проведенного исследования. Предложенные мини-проекты, являющиеся частью глобального проекта «ЖУРавлик», представляют собой как теоретическую основу данного исследования, так и практический результат решения проблемы низкого уровня коммуникативной культуры в экспериментальной группе путем формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами детской журналистики в проектной деятельности. Представлена модель формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами детской журналистики в проектной деятельности. На основе выстроенной модели была спроектирована практическая работа с детьми экспериментальной группы. Удалось выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния детской журналистики в проектной деятельности на формирование коммуникативной культуры старших дошкольников. Данные контрольного эксперимента убедительно доказывают целесообразность разработанных и апробированных условий.

Об авторах

Гюзелия Ринатовна Халимдарова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

Email: salahova-gyuzel@mail.ru
аспирант Ульяновск, Россия

Людмила Геннадьевна Шадрина

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

Email: shadrina2007@mail.ru
кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновск, Россия

Список литературы

  1. Халимдарова Г. Р. Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели // Вестник Марийского гос. ун-та. 2022. № 4. С. 491–499. doi: 10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499
  2. Гаврилова К. А. Компоненты коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста // МНКО. 2023. № 2. С. 221–223. doi: 10.24412/1991-5497-2023-299-221-223
  3. Гордеева В. В., Черенкова В. Д. Детская журналистика в работе над познавательно-речевым развитием детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. № 8. С. 5–12.
  4. Коротаева Н. В., Читах А. Ш. Культурная практика – «Клуб детской журналистики» как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников // Образование в Кировской области. 2022. № 3 (63). С. 58–61.
  5. Губайдуллина Л. Ф., Мельник М. В. Сетевой проект «Детское телевидение»: детский сад – телекомпания «Злат-ТВ» // Детский сад от А до Я. 2021. № 5. С. 66–78.
  6. Жукова Д. А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 4. С. 17–22.
  7. Коханая О. Е. Детская журналистика как творческий процесс // Вестник МГУКИ. 2013. № 2. С. 126–130.
  8. Ушакова О. С. Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого года жизни. М., 2021. 221 с.
  9. Хузеева Г. Р. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников // Психология обучения. 2015. № 3. С. 106–114.
  10. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение, Владос, 1995. 293 с.
  11. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского гос. ун-та. 2013. № 366. С. 139–143.
  12. Ананишнев В. М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 67–84.
  13. Халимдарова Г. Р., Шадрина Л. Г. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 92–104. doi: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-8

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».