Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников с задержкой психического развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется проблема развития интеллектуальных способностей у детей, имеющих трудности в учебной деятельности и недостаточность условий для реализации ими своих потенциальных способностей. Отмечается, что за последние годы наблюдается высокий темп роста количества детей с задержкой психического развития. Сочетание различных факторов биопсихосоциальной природы вызывает дизонтогенез различной тяжести и форм проявления, что существенно затрудняет диагностику и квалификацию наличия/отсутствия патогенеза и, собственно, само определение понятия «задержка психического развития». Уточняется определение понятия «задержка психического развития», в рамках которого осуществляется экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей обучающихся в специально организованных условиях дополнительного образования по авторской программе «Интеллектуальный драйв». Обращается внимание на методологию программы дополнительного образования, в основе которой лежит психолого-дидактический подход к обучению. Характерной особенностью принципов психолого-дидактического подхода к обучению является их научно обоснованное сочетание дидактических и психологических закономерностей в единый системный инструмент, предназначенный для оптимизации продуктивности мыслительной деятельности обучающихся как ключевой задачи образования. Приведены результаты дополнительного образования детей с задержкой психического развития по программе «Интеллектуальный драйв». Выявлена позитивная динамика в развитии интеллектуальных способностей обучающихся с задержкой психического развития.

Об авторах

Людмила Владимировна Ахметова

Томский государственный педагогический университет

Email: axmetova@tspu.edu.ru
кандидат психологических наук, доцент, директор мц нии тгпу ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Анастасия Андреевна Вторушина

Томский государственный педагогический университет

Email: kazakovapani@gmail.com
магистрант факультета психологии и специального образования ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Лубовский В. И., Розанова Т, В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. С. 464.
  2. Статистика инклюзивного и специального образования // Среднее образование в России. Вып. 3. URL: http://federalbook.ru (дата обращения: 11.11.2022).
  3. Емелина Д. А., Макаров И. В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 11–16.
  4. Чупров Л. Ф. Певзнер Мария Семёновна – штрихи к биографии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. С. 1–20.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.
  6. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Дети с нарушениями развития. М.,1995.
  7. Власова Т. А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Дети с нарушениями развития. М., 1995.
  8. Лебединская К. С. Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
  9. Лебединская К. С. Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза: дис. … канд. мед. наук. М., 1964.
  10. Бершадская Е. А., Бершадский М. Е. Когнитивные технологии в образовании // Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3 (03). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-tehnologii-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 24.05.2022).
  11. Ахметова Л. В. Психолого-дидактический подход в системе школьного образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 8 (86). С. 121–125.
  12. Ахметова Л. В. Психолого-дидактический подход в системе начального образования // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: международная научно-практ. конф.: в 2 т. / науч. ред. С. М. Малиновская. 2004. С. 190–194.
  13. Панов В. И. Некоторые подходы к методологии развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 3–4. С. 38–46.
  14. Ахметова Л. В., Казакова А. А. Актуальность внедрения программ дополнительного образования на примере реализации проекта «Интеллектуальный драйв» // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: материалы Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием (Томск, 18–30 июня 2020 г.) / отв. ред. Л. В. Ахметова. 2020. С. 76–84.
  15. Ахметова Л. В., Казакова А. А. Дополнительное образование по программе «Интеллектуальный драйв» в дистанционном режиме: реализация, проблемы и перспективы // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: материалы Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием / отв. ред. Л. В. Ахметова. 2020. С. 85–91.
  16. Ахметова Л. В., Микушина О. А. Актуализация когнитивного потенциала слабовидящих учащихся в условиях психолого-дидактического подхода к обучению // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: материалы конф.: в 6 т. 2005. С. 28–34.
  17. Ахметова Л. В., Клишин А. П. Перспективы психолого-дидактического подхода к развитию когнитивной сферы личности младших школьников // VIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Наука и образование»: материалы конф. 2005. С. 122–127.
  18. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. 126 с.
  19. «Каллиграфия и мозг». Лекция профессора Савельева. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SCtW0dMiEsM&t=419s (дата обращения: 18.02.2022).
  20. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста для младших подростков ГИТ. Обнинск, 1993.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».