Уровень владения родным языком детей саха в моноэтничной среде Республики Саха

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы обусловлена необходимостью не только зафиксировать научно обоснованное описание языковой ситуации, но и потребностью выявить пути решения сохранения языка саха в условиях языкового сдвига, когда даже в моноэтничной среде происходит утрата детьми родного языка. Цель исследования – выявить уровень владения родным языком детей саха 5–17 лет в 14 улусах Республики Саха, в которых преобладает сахаязычное население (Амгинский, Вилюйский, Верхневилюйский, Верхоянский, Горный, Мегино-Кангаласский, Намский, Нюрбинский, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Хангаласский), а также в четырех детских садах и трех школах г. Якутска с обучением и воспитанием в языковой среде саха. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было проведено массовое социолингвистическое исследование уровня владения родным языком детей саха младшего и среднего возраста. В исследовании предпринята попытка социолингвистического рассмотрения проблемы воспроизводства языка саха детьми дошкольного и школьного возраста, связанной с языковыми установками их родителей. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении содержания понятия «владение языком» в условиях двуязычия в социолингвистическом аспекте. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в определении мер по совершенствованию языковых навыков детей. Исследование уровня владения языком основано на теориях лексической семантики Ю.Д. Апресяна, «исконной лексики» Ю.Д. Дешериева, интерференции Л.В. Щербы, Е.М. Верещагина, А.Е. Карлинского, психологической теории связной речи А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, методики развития речи М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, социопсихолингвистического подхода Н.И. Ивановой. Эмпирический материал был собран в ходе реализации научно-исследовательского проекта «Мониторинг уровня владения родным языком детей саха в дошкольных и общеобразовательных учреждениях РС (Я)» в 2024 г. в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Сохранение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) в 2020–2024 гг.». Проведены интервью с 4 052 детьми 5–17 лет, социолингвистическое анкетирование 1 574 родителей в 14 целевых улусах и г. Якутске, в результате которых установлен факт не только языкового сдвига, но и обусловленность языкового развития детей установками родителей. Были применены метод устного интервью, который включает рассказ детей о себе, своей семье, своем распорядке дня, опрос по картинкам, рассказ по сюжетной картинке, метод невключенного наблюдения за общением детей, социолингвистическое анкетирование родителей, воспитателей и учителей. Собранный материал обработан методами анализа, интерпретации, систематизации данных.

Об авторах

Вилюяна Николаевна Никитина

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

Email: gviluyna@mail.ru
научный сотрудник Якутск, Россия

Список литературы

  1. Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Институт языкознания РАН, 2006. 312 с.
  2. Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык / пер. с английского С. Черников. СПб.: Питер, 2018. 304 с.
  3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры»: Восточная литература, 1995. 472 с.
  4. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Языковая система и речевая деятельность: сб. работ. Л.: Наука, 1974. С. 313–318.
  5. Верещагин Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранных языков. М.: МГУ, 1969. 90 с.
  6. Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата: Гылым, 1990. 180 с.
  7. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. М.: Ленанд, 2019. 381 с.
  8. Иванова Н.И., Никитина В.Н. Уровень владения лексикой родного языка у детей саха при смешанном типе раннего двуязычия (на материале Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия)) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. № 3 (44). С. 79–91.
  9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  12. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  14. Никитина В.Н. Диагностика развития связной речи детей саха 5–7 лет: социолингвистический подход // Социолингвистика. 2024. № 4 (20). С. 91–103.
  15. Национальный состав населения по муниципальным районам и городским округам // Итоги Всероссийской переписи населения. URL: https://14.rosstat.gov.ru/folder/179476 (дата обращения: 20.07.2024).
  16. Оценка численности населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2024 года. URL: https://14.rosstat.gov.ru/chisl_sostav (дата обращения: 20.07.2024).
  17. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 439 с.
  18. Иванова Н.И., Данилов И.А. Языковая дистрибуция городской повседневности: социолингвистическое измерение (по данным 2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2023. № 4. С. 301–313.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».