«Морские черепахи» и «водоросли»: нарративизация возвращения на родину китайских выпускников сибирских университетов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Окончившие сибирские университеты студенты из Китая, возвращаясь на родину, сталкиваются с конкуренцией на рынке труда и с завышенными ожиданиями со стороны семьи и общества. Интернационализация и диверсификация образования привели к появлению новых видов профессиональной мобильности и новых заинтересованных сторон, таких как частный сектор и коммерческие рекрутинговые агентства с различными требованиями к выпускникам. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить символическую ценность и практическое признание на родине высшего образования, полученного китайскими студентами в Сибири – огромном регионе с растущим взаимодействием с Китаем в сферах образования и экономики. Высшее образование в России становится менее монополизированным, элитарным и более доступным для иностранных поступающих с различным экономическим статусом и уровнем русского языка. Из-за институциональных и культурных барьеров между двумя государствами проблемы трудоустройства и возвращения из Сибири на родину китайских выпускников заслуживают антропологического внимания. Предметом исследования являются нарративы практик трудоустройства китайских выпускников сибирских университетов, обусловленные неоднозначной социально-экономической ситуацией в Китае. Показано, как китайское понимание «культуры образования» с ее богатым языком, повседневными идиомами и дискурсом о возвращении выпускников на родину определяет транснациональные рынки образования и труда. Диплом зарубежного университета более не является единственно важным условием для карьерного роста молодежи в Китае. Китайские работодатели становятся более требовательными к соискателям с дипломом зарубежного образца. Подготовка в университетах к приобретению практических знаний для трудоустройства в России и на родине недостаточно разработана. Выявленные автором специфические китайские практики «перехода от учебы к работе» выпускников и терминология, объясняющая эти процессы, подтверждаются этнографическими свидетельствами, собранными автором во время полевой работы со студентами из Китая, обучающимися в Томске и Иркутске. Погружение в практики трудоустройства позволяет выявить проблемы благосостояния и карьерного развития китайских студентов, обучающихся не только в столице, но и в регионах России, что в имеющихся исследованиях об адаптации студентов из Китая не получило на сегодняшний день достаточного освещения.

Об авторах

Себастьян Емец

Томский государственный университет

Email: sebastjan.jemec@outlook.com
аспирант Томск, Россия

Список литературы

  1. Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 1 (6). С. 41–53.
  2. Lee J.T. Romanticizing Decolonization and Asian Epistemology: Reflections on Identity and Space // Asia Pacific Education Review. 2023. Vol. 24. P. 187–197.
  3. Zhang X. Chinese International Students and Citizenship: A Case Study in New Zealand. Singapore: Springer, 2020. 158 p.
  4. Pieke F.N. Chinese Educational Achievement and “Folk Theories of Success” // Anthropology & Education Quarterly. 1991. Vol. 22, No. 2. P. 162–180.
  5. Liu W. The International Mobility of Chinese Students: A Cultural Perspective // Canadian Journal of Higher Education. 2016. Vol. 46 (4). P. 41–59.
  6. Калмыков П.Н. Китайская учащаяся молодежь Москвы. Ресурс миграционного притока или российские контрагенты в Китае? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2009. № 2. С. 234–250.
  7. Кошелева Е.Ю., Пак И.Я. Учебные и поведенческие стратегии китайских студентов: социокультурный анализ // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации / науч. ред. Е.Ю. Кошелева. Томск: РАУШ МБХ, 2011. С. 140–152.
  8. Hao J., Welch. A. A Tale of Sea Turtles: Job-Seeking Experiences of Hai Gui (High-Skilled Returnees) in China // Higher Education Policy. 2012. Vol. 25. P. 243–260.
  9. Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25, No. 5. P. 582–597.
  10. Dyer S., Lu F. Chinese-born international students' transition experiences from study to work in New Zealand // Australian Journal of Career Development. 2010. Vol. 19, No. 2. P. 23–31
  11. Xu C.L. Time, Class and Privilege in Career Imagination: Exploring Study-to-Work Transition of Chinese International Students in UK Universities through a Bourdieusian Lens // Time & Society. 2020. Vol. 30, No. 1. P. 5–29.
  12. Chu J.Y. Cosmologies of Credit: Transnational Mobility and the Politics of Destination in China. Durham: Duke University Press, 2010. 343 p.
  13. Lee H. The Soft Power of the Constant Soldier: Or, Why We Should Stop Worrying and Learn to Love the PLA // Wang B. (ed.) Chinese Visions of World Order: Tianxia, Culture, and World Politics. Durham – London: Duke University Press, 2017. P. 237–266.
  14. Williams, M. Returning Home with Glory: Chinese Villagers around the Pacific, 1849 to 1949. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2018. 264 p.
  15. Jemec S. Sweet Return and Bitter Memories: Rethinking Coffee Culture and Overseas Return Migration from Europe to Rural Fujian, China // Journal of Chinese Overseas. 2023. Vol. 19, No. 1. P. 57–88.
  16. Ruan N. Hybrid Opportunities and Constraints: Chinese Top-Tier Overseas Postgraduate Students and Their Choices to Stay Abroad or Return Home // International Journal of Chinese Education. 2020. Vol. 9, No. 2. P. 173–193.
  17. Pieke F.N. The Genealogical Mentality in Modern China // The Journal of Asian Studies. 2003. Vol. 62, No. 1. P. 101–128.
  18. Nonini D.M., Ong A. Introduction: Chinese Transnationalism as an Alternative Modernity // Ong A., Nonini D. M. (eds.) Ungrounded Empires: The Cultural Politics of Modern Chinese Transnationalism. New York: Routledge, 1997. P. 3–33.
  19. Zhu J. Chinese Overseas Students and Intercultural Learning Environments: Academic Adjustment, Adaptation and Experience. London: Palgrave Macmillan, 2016. 259 p.
  20. Liang X. Study on Sino-Russian Cross-Border Cooperation on Higher Education in the Context of the Belt and Road Initiative // World of Economics and Management. 2018. Vol. 18, No. 3. P. 140–150.
  21. Wang J. Research on China-Russia Higher Education Cooperation under the Background of “Belt and Road” // Transactions on Comparative Education. 2023. Vol. 5, No. 1. P. 1–12.
  22. ПМА, 2020 г.: Китай, провинция Фуцзянь, городской округ Саньмин, уезд Минси, Дэн Р., 1978 г.р.
  23. ПМА, 2023 г.: Томск, анонимно, 1995 г.р.
  24. Barbalet J. Self-Interest in Chinese Discourse and Practice: Temporal Distinctions of Self // The Sociological Review. 2013. Vol. 61, No. 4. P. 649–666.
  25. Zhang Q., Tian X. A Study of College Students’ Civil Servants Fever Based on Chinese and Western Values // Sociology Mind. 2014. Vol. 4. P. 221–225.
  26. ПМА, 2023 г.: Иркутск, Ян Т., 2004 г.р.
  27. ПМА, 2023 г.: Томск, Ли Х., 1999 г.р.
  28. Fu C. China’s Young Elite Clamor for Government Jobs. Some Come to Regret It // New York Times. 02.01.2023. https://www.nytimes.com/2023/01/02/business/china-youth-unemployment.html (дата обращения: 15.04.2024).
  29. Luo Y., Tian X. In China, Competition for Civil Service Jobs Keeps Getting Fiercer // Sixth Tone. 03.11.2023. https://www.sixthtone.com/news/1014012 (дата обращения: 15.04.2024).
  30. Du Z., Sun Y., Zhao G., Zweig D. Do Overseas Returnees Excel in the Chinese Labour Market? // The China Quarterly. 2021. Vol. 247. P. 875–897.
  31. ПМА, 2023 г. Томск, Чжэн В., 1998 г.р.
  32. Ларин А.Г. Китайская образовательная миграция в России: невеселая картина // Общество и государство в Китае. 2012. № 2 (42). С. 285–289.
  33. Ryazantsev S.V., Shaktray S.M., Yanik A.A., Popova S.M. Russian-Chinese Academic Mobility as Competitive Partnership // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90, No. 1. P. 15–24.
  34. Гунтыпова Э.С. Китайские студенты в БГСХА: стратегические перспективы академии и сложности взаимной адаптации // Интеграция экономических мигрантов в регионах России. Формальные и неформальные практики / отв. ред. Н.П. Рыжова. Иркутск: Оттиск, 2009. С. 208–222.
  35. Бадмаева Л.В., Башкуева Е.Ю. География исхода и социальное происхождение китайских студентов в Бурятии // Мигранты и принимающее общество в Байкальской Азии / отв. ред. Б.В. Базаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С. 94–102.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».