Детский кумыкско-русский билингвизм глазами школьников и их родителей. Лингвистический и этносоциальный аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет собой третий этап исследования языковой и этнокультурной ситуации терских кумыков, проживающих в республике Северная Осетия – Алания, на примере терских кумыков с. Предгорное. Выбор данной группы обусловлен ее экславным проживанием (терские кумыки с. Предгорное живут в Республике Северная Осетия), языковой самобытностью проживающих в селе терских кумыков, при этом они находятся в постоянной культурном и языковом взаимодействии с представителями других народов села и республики. В данной работе внимание было сфокусировано на анализе детского кумыкско-русского билингвизма по представлениям родителей и самих детей. Для работы над исследованием использованы количественные и качественные источники. Коллектив авторов провел исследование в несколько этапов. В августе 2023 г. было проведено анкетирование среди детей и взрослых, затем в феврале 2024 г. – анкетирование только среди детей школьного возраста. В качестве дополнительного этнологического источника было взято глубинное интервью с учителем кумыкского языка в школе с. Предгорное. Также представлены результаты анкетирования в виде диаграмм-«скрипок», которые отражают индексы доминантности применения русского или кумыкского языка. Исследователи сравнили данные первого и второго анкетирования, представления о бытовании кумыкского и русского языков среди школьников глазами самих детей и их родителей. Для уточнения анкетных материалов по билинг- визму детям было задано четыре вопроса, связанных с соблюдением кумыкских/русских праздников и знанием фольклора, интервью с учителем кумыкского языка позволило дополнить, а иногда и пересмотреть некоторые данные анкет. В результате исследование показало наличие двойственной ситуации. С одной стороны, сами дети выше оценивают свой уровень владения кумыкским языком, нежели это делают их родители и тем более их преподаватель в школе. С другой стороны, взрослые отмечают, что дети действительно используют кумыкский для коммуникации между собой (на переменах, во дворе и т. п.), но испытывают серьезные трудности при чтении литературных текстов на кумыкском или написании собственных работ. То есть знание кумыкского языка носит, судя по всему, исключительно бытовой характер, дети владеют минимумом для устного общения. При этом читают литературу и смотрят визуальный контекст в основном на русском языке.

Об авторах

Герман Юрьевич Устьянцев

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: ustyan-93@mail.ru
кандидат исторических наук, ассистент кафедры этнологии исторического факультета Москва, Россия

Марьяна Николаевна Архипова

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: marta_ko@mail.ru
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры этнологии исторического факультета Москва, Россия

Анастасия Ильинична Груздева

Институт языкознания РАН; МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: gruzdevaai@my.msu.ru
младший научный сотрудник лаборатории исследования и сохранения малых языков; аспирант и инженер кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Москва, Россия

Регина Руслановна Насырова

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: regina.nasyrova55@gmail.com
младший научный сотрудник института искусственного интеллекта, студент магистратуры отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Москва, Россия

Петр Олегович Россяйкин

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: petrrossyaykin@gmail.com
кандидат филологических наук, инженер кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Москва, Россия

Ольга Викторовна Федорова

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: lga.fedorova@msu.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Москва, Россия

Список литературы

  1. Surrain S., Luk G. Describing bilinguals: A systematic review of labels and descriptions used in the literature between 2005–2015 // Bilingualism: Language and Cognition. 2019. Vol. 22(2). P. 401–415.
  2. Kašćelan D., Prévost P., Serratrice L., Tuller L., Unsworth S., De Cat C. A review of questionnaires quantifying bilingual experience in children: Do they document the same constructs? // Bilingualism: Language and Cognition. 2022. Vol. 25. P. 29–41.
  3. Форум: В поисках детской субъектности // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 9–106.
  4. Керимов И.А. Очерки кумыкской диалектологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1967. 155 с.
  5. Ольмесов Н.Х. Сравнительно-историческое исследование диалектной системы кумыкского языка. Фонетика. Морфонология. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 326 с.
  6. Гаджиахмедов Н.Э. и др. Современный кумыкский язык. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2014. 557 с.
  7. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Кизлярский говор терского диалекта кумыкского языка: лексические особенности в ареальном и историческом контексте // Российская тюркология. 2021. № 3–4 (32–33). С. 72–82.
  8. Ибрагимов М.-Р.А. К изучению динамики этнического самосознания кумыков // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2010. № 2 (22). С. 81–94.
  9. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 388 с.
  10. Ибрагимов М.-Р.А., Аджиев А.М. Кумыки // Народы Дагестана / отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2002. С. 472–492.
  11. Магомедханов М.М. Дагестанцы: Этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. М.: ООО «ДИНЭМ», 2008. 272 с.
  12. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13–22.
  13. Phinney J.S., Ong A. Conceptualization and Measurement of Ethnic Identity: Current Status and Future Directions // Journal of Counseling Psychology. 2007. № 54(3). P. 271–281.
  14. Россяйкин П.О., Груздева А.И., Камбулатова Ю.Р., Насырова Р.Р., Татевосов С.Г., Устьянцев Г.Ю., Федорова О.В. Возрастная динамика билингвизма терских кумыков как индикатор витальности языка: языковой и социокультурный аспекты. Часть 1 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. № 1. С. 37–53.
  15. Россяикин П.О., Груздева А.И., Камбулатова Ю.Р., Насырова Р.Р., Устьянцев Г.Ю., Федорова О.В. Возрастная динамика билингвизма терских кумыков как индикатор витальности языка: языковой и социокультурный аспекты. Часть 2 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. No 2. С. 60–74.
  16. Waskom M.L. seaborn: statistical data visualization // Journal of Open Source Software. 2021. Vol. 6, no. 60. Pp. 3021.
  17. Gertken L., Amengual M., & Birdsong D. Assessing Language Dominance with the Bilingual Language Profile. In: Measuring L2 Proficiency: Perspectives from SLA. Bristol, UK: MultilingualMatters. P. 208–225.
  18. Тишков В.А. Языковое многообразие как проявление культурной сложности современных наций // Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М.Ю. Мартынова М.: ИЭА РАН, 2021. С. 34–52.
  19. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Азбука Терра, 1995. 176 с.
  20. Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Махачкала: Изд-во Дагестанского гос. пед. ин-та, 1994. 213 с.
  21. Оскольская С.А. Переключение кодов в речи носителя нанайского языка // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2020. № 4(26). С. 224–243.
  22. Мартынова М.Ю. Школьное образование и идентичность: Отечественные и зарубежные концептуальные подходы к национальной (общегосударственной) интеграции и культурному многообразию общества. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2013. 50 с.
  23. Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. Изд. 2-е, доп. М.: ИЭА РАН, 2014. 160 с.
  24. Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана: традиции народов Равнинного и Южного Дагестана. Махачкала: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, 2007. 252 с.
  25. Карпушкина Е.А. Возможности языкового развития учащихся с билингвизмом // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 7. С. 111–114.
  26. Любкина О.В., Юдина Д.И. Особенности формирования билингвизма у детей // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 4. С. 49–55.
  27. Чиршева Г.Н. Детский билингвизм и развитие бикультуральности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 4. С. 54–57.
  28. Чиршева Г.Н. Параметры билингвальной коммуникации их влияние на развитие детского билингвизма // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2015. № 2. С. 19–25.
  29. Борисова Е.Г. Язык поколений. Как говорят пожилые // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2022. № 3 (47). С. 63–71.
  30. Мартынова М.Ю. Язык и идентичность сквозь призму российского школьного образования // Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М.Ю. Мартынова М.: ИЭА РАН, 2021. С. 328–341.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».