Guest Visits in the Contemporary Festive and Ritual Culture of the Chuvash People

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the tradition of guest visits retpe çӳreni/ertele kaini in the contemporary festive and ritual culture of the Chuvash people using the example of rural communities – the traditional environment for the emergence and existence of their ethnic culture. The study aims to identify forms of visits and determine their role in the system of social relations of an ethnic group. The work characterizes traditional elements and innovations in the culture of hospitality, describes the main signs of change in this custom, and identifies factors of change under the influence of socio-economic factors in the – first decades of the XXI century. The article considers the guest visit as a socially conditioned phenomenon, which, in its dynamics, reflects the processes of social change. The study is based on the field material collected by the authors in 1998–2003 and 2020–2022 in the republics of Bashkortostan and Tatarstan, the Samara region, and the Republic of Chuvashia. The study shows that the traditions of visits were part of the festivals and rituals of the Chuvash people, determined the structure, spatial, temporal, and action-related characteristics, and acted as one of the effective forms of social interaction within the patronymic groups at the level of the rural community. In contemporary culture, visits and related ritual actions continue to exist in integral form or as separate elements in the Chuvash calendar ritual, forming an important part of religious and ritual practices in some rural areas. Elements of guest etiquette, the digital ritual code, the attitude towards guests as part of the ritual, the preparation of traditional dishes, etc., have been preserved. The existing practices of hosting people at home show that this form of social interaction is necessary to maintain and strengthen intra-village relationships and family ties. The change in customs is expressed more in the fact that the traditional forms are being replaced by innovations that are not ethnic in nature, that the composition of the participants, the forms of hospitality, and their characteristics are changing, and that the ritual is diminishing over time. The changes are due to the weakening (sometimes loss) of family and neighborhood ties in rural communities, the declining importance of folk festivals and rituals in public life, and the advent of modern means of communication.

About the authors

Ekaterina Andreevna Iagafova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: yagafova@yandex.ru
Samara, Russia

Igor Georgievich Petrov

Institute for Ethnological Studies of the Ufa Federal Research Centre of the RAS named after R. G. Kuzeev

Email: ipetrov62@yandex.ru
Ufa, Russia

References

  1. Байрамова Л. К., Юнусова Р. Д. Человек гостеприимный: ценности и модели поведения (на примере русских и татарских паремий) // Ученые записки Казанского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, кн. 2. С. 90–96.
  2. Громов Д. С. Гостеприимство как антропологическая категория // Грамматика гостеприимства / отв. ред. М. Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 11–35.
  3. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. 166 с.
  4. Губогло М. Н. Исследование гостеприимства по материалам серии «Народы и культуры» // Грамматика гостеприимства / отв. ред. М. Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 2015. С. 36–89.
  5. Кабакова Г. И. Русские традиции застолья и гостеприимства. М.: Форум: Неолит, 2016. 463 с.
  6. Традиционное русское застолье: сб. ст. / отв. ред. А. С. Каргин. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. 352 с.
  7. Праздничная и обрядовая пища народов мира / отв. ред. С. А. Арутюнов, Т. А. Воронина. М.: Наука, 2017. 773 с.
  8. Грамматика гостеприимства / отв. ред. М. Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 2015. 388 с.
  9. Абукаева Л. А. Марийские гостевые песни в контексте традиций гостеприимства. Йошкар-Ола: Марийское. книж. изд-во, 2023. 191 с.
  10. Мигранова Э. В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа: Китап, 2012. 296 с.
  11. Русских Т. Н. Коммуникативное поведение современных удмуртов / науч. ред. Е. В. Попова. Ижевск: Изд-во «АлкиД», 2019. 268 с.
  12. Трофимова Е. Я. Гостевой этикет удмуртов (к постановке проблемы) // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 18–27.
  13. Яковлева Е. Л. Татарский застольный этикет: реконструируя традицию // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 1. С. 50–56.
  14. Архангельский Н. Гостеприимство в семейном быту чуваш // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Казань, 1911. Т. 26. Вып. 6. С. 640–644.
  15. Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 408 с.
  16. Денисова Н. П. Зимние и весенние календарные праздники чувашских крестьян (XIX – начало ХХ в.) // Исследования по чувашскому фольклору: сб. ст. Чебоксары: ЧНИИ, 1984. С. 142–166.
  17. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Пер. с венг. Чебоксары: ЧГИГН, 2000. 360 с.
  18. Никольский Н. В. Краткий конспект по этнографии чуваш. Казань: Третья Тип. Губ. Совета, 1919. 88 с.
  19. Охотников Н. М. Записки чувашина о своем воспитании // ИОАИЭ. Казань, 1920. Т. 31. Вып. 1. С. 19–48.
  20. Салмин А. К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  21. Салмин А. К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. книж. изд-во, 2016. 687 с.
  22. Тимофеев Г. Т. Тăхăръял. Этнографи тĕрленчĕкĕсем. Халăх сăмахлăхĕ. Çырса пынисем. Çырусемпе асаилӳсем [Девятиселье. Этнографические очерки. Фольклорные материалы. Дневниковые записи. Письма и воспоминания] / сост. А. В. Васильев, В. П. Станьял. Чебоксары: Чуваш. книж. изд-во, 2002. 432 с. (на чув. яз.).
  23. Ягафова Е. А. Престольные праздники в обрядовой культуре чувашей: традиции и современные практики // Исследования по этнологии чувашского народа: сб. ст. / сост. и науч. ред. Е. В. Сергеева. Вып. 1. Чебоксары: ЧГИГН, 2021. С. 287–307.
  24. Ягафова Е. А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII – начало ХХ в.). Чебоксары: ЧГИГН, 2007. 530 с.
  25. Ягафова Е. А., Петров И. Г. Религиозные практики чувашей: традиции и их трансформация. Самара: СГСПУ, 2023. 352 с.
  26. Сергеева Е. В. Традиционная кухня и застольный этикет низовых чувашей (конец XIX– начало XXI в.). Историко-этнографическое исследование по материалам этнографической группы низовых чувашей. Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2015. 172 с.
  27. Кузнецов А. В. Традиционный застольный этикет чувашского народа: учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2003. 96 с.
  28. Кузнецов А. В. Речевой этикет народов Урало-Поволжья. Чебоксары: ЧГИГН, 2008. 320 с.
  29. Полевые материалы авторов (ПМА) 2020 г.: Чувашская Республика, Урмарский район, с. Мусирмы, Илларионова З. Д., 1947 г.р.
  30. ПМА 2021: Республика Татарстан, Нурлатский район, д. Абрыскино, Питуганова Л. М., 1946 г.р., с. Салдакаево, Азякова О. А., 1937 г.р., Якушкино, Ермилова Л. Н., 1951 г.р.; Самарская область, Похвистневский район, Молянова Л. В., 1963 г.р., с. Староганькино; Челно-Вершинский район, с. Девлезеркино, Моисеева В. К., 1942 г.р., Чувашское Урметьево, Бондарева К. Г., 1951 г.р.; Шенталинский район, д. Старое Афонькино, Пахомова Л. М., 1951 г.р.
  31. ПМА 2022а г.: Республика Башкортостан, Аургазинский район, дд. Асавбашево, Иванова Ю. Н., 1956 г.р., Малый Нагадак, Сергеева Л. Х., 1950 г.р.; Бакалинский район, д. Юльтимировка, Ванюкова Ю. Ф., 1940 г.р.; Бижбулякский район, сс. Зириклы, Саватнеева Г. К., 1946 г.р., Кистенли-Богданово, Кулякова Л. М., 1948 г.р., Кош-Елга, Степанова И. Г., 1950 г.р., Малый Седяк, Михайлова Е. М., 1963 г.р.; Чувашская Республика, Козловский район, с. Аттиково, Белова Л. Е., 1951 г.р.; Ядринский район, с. Николаевское, Якимова Е. В., 1933 г.р.
  32. ПМА 2022б г.: Мониторинг социальных сетей «Одноклассники», «ВКонтакте».
  33. Полевые материалы И. Г. Петрова (ПМП) 2023 г.: Республика Башкортостан, Аургазинский район, д. Асавбашево, Семенов К. А., 1938 г.р., с. Шланлы, Афанасьев Е. Д., 1946 г.р., пос. Утаркуль, Васильев Н. С., 1933 г.р.
  34. ПМА 2002 г.: Республика Башкортостан, Белебеевский район, с. Ермолкино, Саврина В. А., 1932 г.р.; Ермекеевский район, с. Суккулово, Прохорова Р. М., 1945 г.р.
  35. Полевые материалы Е. А. Ягафовой (ПМЯ) 1998 г.: Самарская область, Клявлинский район, с. Ерепкино, Исаева М. И., 1929 г.р.
  36. ПМЯ 2000 г.: Самарская область, Шенталинский район, д. Старое Афонькино, Исмендеева У. Т, 1928 г.р.
  37. ПМЯ 2002 г.: Республика Татарстан, Буинский район, сс. Старые Бурундуки, Ядукова Ю. К., 1938 г.р., Рунга, Нестерова Л. П., 1936 г.р.
  38. ПМЯ 2003 г.: Республика Татарстан, Альметьевский район, с. Старое Суркино, Алексеева З. В., 1955 г.р.
  39. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. I. Ед. хр. 619, 621.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».