FOOD IN THE MYTHOLOGICAL IDEAS OF THE SELKUPS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

As a result of the semantic analysis of the materials of Selkup folklore, beliefs, rituals, the study of food preferences and prohibitions, several ancient religious ideas were revealed that made food the most effective magical means in the Selkup mythological field. Among them, the idea of eating a deceased person, crossing the border of the earthly and otherworldly worlds, by an ancestor animal, later grew into ideas about the connection between eating and crossing the border, as well as death; a view of food as a benefit sent to a person by spirits, and a view of spirits as material beings who eat and drink, and who need to be fed, appeasing; the idea of similarity, according to which a person who has eaten meat or some part of the spirit acquires the same properties that the spirit or this part of it has, etc. Each of the ideas is universal and characteristic of all peoples of the world at the early stages of the development of culture and religion. This is the first time such a study is carried out on the basis of Selkup religious beliefs, which is its novelty and scientific significance. The relevance of the study is given by the process of the formation of a new ethnicity among the modern Selkups and the resulting demand for any developments on the issues of Selkup history and culture.

About the authors

Olga Borisovna Stepanova

Museum of Anthropology and Ethnography Peter the Great (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences

Email: stepanova67@mail.ru
3 Universitetskaya nab., St. Petersburg, Russia, 199034

References

  1. Адрианов А. В. Забытые люди забытого края // Русские ведомости. 1889. № 9. С. 2–3.
  2. Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1914. 89 с.
  3. Гемуев И. Н. Семья у селькупов (XIX – начало ХХ в.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1984. 156 с.
  4. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
  5. Доннер К. У самоедов в Сибири. Томск: Ветер, 2008. 176 с.
  6. Кастрен М. А. Сочинения в двух томах: Т. 2. Путешествие в Сибирь (1845–49). Тюмень: Изд-во Мандрики. 1999. 348 с.
  7. Ким А. А., Кудряшова Т. К., Кудряшова Д. А. Селькупский праздник Пиль эд и культ Лося // Материалы и исследования культурно-исторических проблем народов Сибири. Томск: ТГУ, 1996. С. 205–212.
  8. Мифология селькупов. Томск: ТГУ, 2004. 380 с.
  9. Народы Западной Сибири. М.: Наука. 2005. 805 с.
  10. Островских П. Е. Баишенские остяки (остяко-самоеды) Туруханского края в конце XIX в. // Советский Север. 1931. № 7–8. С. 161–181.
  11. Пелих Г. И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. С. 5–70.
  12. Пелих Г. И. Селькупская мифология. Томск: ТГУ, 1998. 79 с.
  13. Прокофьев Г. Н. Три года в самоедской школе // Советский Север. 1931. № 7–8. С. 143–160.
  14. Прокофьев Г. Н. Церемония оживления бубна у остяко-самоедов // Известия ЛГУ. Т. II. Л.: ЛГУ. 1930. С. 365–373.
  15. Прокофьева Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник. Труды Института этнографии. Новая серия. Т. 18. М.–Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. С. 88–107.
  16. Прокофьева Е. Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // Сборник МАЭ, Т. 33. Л.: Наука, 1977. С. 66–79.
  17. Прокофьева Е. Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 106–128.
  18. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005. 332 с.
  19. Степанова О. Б. Мир мертвых и погребальный обряд селькупов // Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб.: МАЭ РАН, 2007b. С. 182–198.
  20. Степанова О. Б. Селькупский праздник встречи перелетных птиц: прошлое и настоящее // Радловский сборник. СПб: МАЭ РАН, 2016. С. 282–290.
  21. Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. СПб., Абакан: Петербургское Востоковедение, Издательский дом «Пантеон», 2010. 303 с.
  22. Третьяков П. И. Туруханский край, его природа и жители. СПб.: Тип. Безобразова, 1871. 316 с.
  23. Тучков А. Г. Мука и хлеб в культуре селькупов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. № 4 (10). 2015. С. 99–108.
  24. Тучкова Н. А. О селькупах реки Кети // Земля Верхнекетская. Томск: ТГУ, 1997. С. 188–209.
  25. Хомич Л. В., Ириков С. И., Аюпова Г. Е. Тазовские селькупы: очерки традиционной культуры. СПб.: Филиал издательства «Просвещение». 2002. 147 с.
  26. Шатилов М. В. Остяко-самоеды и тунгусы Принарымского региона // Труды Томского краеведческого музея. Томск: Красное знамя, 1927. Т. I. С. 139–167.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».