THE HORSE AS A CELESTIAL BEING IN THE RELIGIOUS AND MYTHOLOGICAL REPRESENTATIONS OF THE KHAKAS (LATE XIX – XX CENTURY)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The veneration of the horse is one of the bright and widespread phenomena represented in the traditional culture of many peoples engaged in horse breeding. Khakas are no exception. In their minds, this animal was endowed with a positive characteristic, which was due to the involvement of the horse in almost all spheres of human activity. The horse was an indispensable assistant in economic activity and the military sphere, the fastest and most reliable means of transportation, a source of meat and dairy products and various raw materials, etc. At the same time, the respectful attitude was not limited to a purely utilitarian value. The sacralization of the image of а horse was also influenced by the people’s faith in its heavenly nature, which contributed to the formation of a special ritual associated with it. The purpose of this work will be to characterize the horse / horse as a religious and mythological character in the traditional worldview of the Khakas associated with the sky. The chronological framework of the work is limited to the framework of the late XIX – XX centuries. The choice of such time limits is determined by the state of the source base on the research topic. Ethnographic and folklore materials, both published and introduced into scientific circulation, served as a source base. Among folklore sources, heroic tales (alyptyg nymakhtar) are widely used, excerpts from which are presented for the first time in the author’s translation in Russian. Leading in the study is the principle of historicism, when any cultural phenomenon is considered in development taking into account a specific situation. The research methodology is based on historical and ethnographic methods: remnants (relic) and semantic analysis. As a result of the research, the author comes to the conclusion that in the Khakas culture, the horse has a wide semantic field. One of the most striking facets of his image is the perception as a celestial being and the endowment of a high semiotic status. This animal was included in the mytho-ritual complex associated with the idea of heaven and the celestials. Among the diverse manifestations of this phenomenon, one should distinguish such as: the dedication of a horse – yzyh, solar-lunar and astral symbolism of a horse and its fiery nature, identification of images of a horse and a bird, etc.

About the authors

Venariy Alekseevich Burnakov

Institute of Archaeology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences

Email: venariy@ngs.ru
17 Academician Lavrentiev ave., Novosibirsk, Russia, 630090

References

  1. Ай Мирген. Алыптығ нымах (Героическое сказание на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1959. 135 с.
  2. Айдолай. Героическое сказание (на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1963. 192 с.
  3. Албынҷi (алыптығ нымах) // Алыптығ нымахтар (Богатырские сказания) (на хак. яз.). Абакан: Хак. обл. кн. изд-во, 1951. С. 13–98.
  4. Алтын Арығ // Алтын Арығ. Алыптығ нымыхтар (Богатырские сказания) (на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 3–125.
  5. АМАЭС ТГУ № 677–4 а «Этнографическая экспедиция в Хакасию 1972 г. Тетрадь № 4». 41 л.
  6. Архив Хакасского краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова. Происхождение и реакционная сущность шаманизма. 20 л.
  7. Архив Хакасского краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова. Тенешев Н. С. Шаманизм у сагайцев. 30.06.1957 г. 25 л.
  8. Ах Хан на бело-буланом коне. Ах пора аттығ алып Ах Хан. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева на хакасском языке. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. 276 с.
  9. Бурнаков В. А. Путешествие к Адам-хану: камлание хакасского шамана Туда Юктешева // Вестник Новосибирского гос. ун-та, 2011. Т. 10. Вып. 3: Археология и этнография. С. 236–244.
  10. Бурнаков В. А., Цыденова Д. Ц. Солнце в традиционном мировоззрении хакасов // Вестник Новосибирского гос. ун-та. 2013. Т. 12. Вып. 5. С. 264–275.
  11. Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. 260 с.
  12. Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. 253 с.
  13. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.
  14. Бутанаев В. Я. Русско-хакасский словарь (около 15 тыс. слов). Петропавловск: «Полиграфия», 2011. 940 с.
  15. Доможаков В. И. Хакасские загадки // Записки ХакНИИЯЛИ. Вып. 2. Абакан: Хак. обл. гос. Изд-во, 1951. С. 60–84.
  16. Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. СПб: МАЭ РАН, 2012. 408 с.
  17. Иванов В. В. Солярные мифы // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 461–462.
  18. Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник Музея антропологии и этнографии. М. – Л., 1955. Т. 16. С. 165–264.
  19. Катанов Н. Ф. Сказания и легенды Минусинских татар // Сибирский сборник, 1887 а. Т. 25. С. 218–234.
  20. Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-Лит. Импер. Казан. ун-та, 1897 б. 104 с.
  21. Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
  22. Кÿмÿс ханаттығ кöк пора аттығ Кÿн Тöңiс // Алтын Арығ. Алыптығ нымах (Богатырские сказания) (на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 223–317.
  23. Потапов Л. П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними преданиями и обрядами. Л., 1977. С. 164–178.
  24. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 320 с.
  25. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Изд-во «Лабиринт», 2009, 332 с.
  26. Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. 164 с.
  27. Сунчугашев Я. И. О двуглавых конях в хакасском героическом сказании // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. С. 115–120.
  28. Топоров В. Н. Митра // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 154–157.
  29. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1972. 312 с.
  30. Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
  31. Хан Киҷигей // Алтын Арығ. Алыптығ нымах (Богатырские сказания) (на хак. яз.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 126–222.
  32. Хан Орба. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева (на хак. яз.). Абакан: Хак. изд-во, 1989. 208 с.
  33. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. Абакан: ООО «Кн. изд-во “Бригантина”», 2015. 170 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».