Этноязыковая идентичность молодежи саха в контексте включенности родных (этнических) языков молодежи других субъектов РФ в образы будущего

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья написана в связи с необходимостью установления актуальных смыслов содержания языковых установок молодежи в условиях меняющейся реальности, оценки готовности молодежи к современным вызовам и угрозам. Представлены результаты социолингвистического анализа факторов, детерминирующих этноязыковую идентичность молодежи саха в сопоставлении с таковой у всей совокупности опрошенных саха, проживающих в г. Якутске, а также с языковыми установками студентов (чеченцев, аварцев, лезгин, даргинцев, тувинцев, бурят, татар), обучающихся в вузах Грозного, Казани, Махачкалы, Кызыла, Улан-Удэ. Основные показатели этноязыковой идентичности, базирующиеся на языковой самоидентификации и языковой компетенции, показывают относительную устойчивость, при этом последний показатель отличается постепенным распространением разговорных навыков. В соответствии с трехкомпонентной моделью установок У. Ламберта в структуре языковых установок молодежи саха наиболее полно представлен аффективный компонент; когнитивный компонент отличается лабильностью; конативный (поведенческий) компонент недостаточно выражен в силу воздействия широкого спектра внешних факторов. Однако молодежь саха солидаризуется с этнической общностью в вопросах сохранения родного (этнического) языка, признает его ценность, отмечает недостаточный уровень институционального развития языка саха в сфере образования. Предварительный анализ опроса студентов в субъектах РФ показал высокую интегрированность понятий «владение родным языком» и «патриотизм»; однако перспективы их родных (этнических) языков через призму личных установок имеют амбивалентный характер. При этом выражены интенции на максимальное использование родных языков в будущем. Условия активного контактного двуязычия в регионах РФ, разнообразие неоднозначных экстралингвистических факторов актуализируют целенаправленную деятельность этнической общности по формированию патриотического сознания молодежи на базе родного языка.

Об авторах

Нина Иннокентьевна Иванова

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН; МНИЛ «Лингвистическая экология Арктики» СВФУ им. М. К. Аммосова

Email: haar-haar@mail.ru
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник центра социолингвистических исследований Якутск, Россия

Список литературы

  1. Арефьев А. Л., Бахтикиреева У. М., Синячкин В. П. Проблемы билингвизма в системе школьного языкового образования Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 255–272. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1011 (дата обращения: 13.02.2023).
  2. Биткеева А. Н., Цыбенова Ч. С. Хроника языкового сдвига в тувинском языке в Республике Тыва // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 6–27. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1171 (дата обращения: 13.02.2023).
  3. Бойко С. А. Англицизмы в современном русском языке: лингвоэкологический аспект // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2 (3). С. 32–43.
  4. Бондаренко О. Р. Современная дилемма: овладение английским языком и сохранение русскоязычной идентичности? // Вестник ВГУ. 2020. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. С. 6–14.
  5. Боргоякова Т. Г., Биткеева А. Н. Тувинский язык в правовом и функциональном измерении // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. С. 50–61. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/914 (дата обращения: 12.03.2023).
  6. Борисова А. И. Отношение современной молодежи к патриотизму // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 13 апреля 2021 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. С. 33–38. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/104018.
  7. Верещагина Н. И. Изучение патриотической культуры школьников с помощью метода понятийного словаря // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 38–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-patrioticheskoy-kultury-shkolnikov-s-pomoschyu-metoda-ponyatiynogo-slovarya (дата обращения: 18.04.2023).
  8. Горячева М. А. Языки народов Российской Арктики в системе школьного обучения: динамика функционирования в 2000–2022 годах // Социолингвистика. 2022. № 2 (10). https://cyberleninka.ru/article/n/yazyki-narodov-rossiyskoy-arktiki-v-sisteme-shkolnogo-obucheniya-dinamika-funktsionirovaniya-v-2000-2022-godah (дата обращения: 10.02.2023).
  9. Григорьева Я. И., Никаева Т. М. Общечеловеческие ценности «Родина» и «патриотизм» в языковом сознании русских и якутов // Вестник СВФУ. 2016. № 4 (54). С. 67–77.
  10. Грязнова Е. В., Афанасьев С. В. Индивидуализация человека в информационной социализации // Философская мысль. 2017. № 1. С. 17–29. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20968 (дата обращения 23.03.2023).
  11. Дырхеева Г. А., Цыбенова Ч. С. Языковые установки и языковая лояльность носителей малых языков в условиях национально-русского двуязычия (на примере бурят и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2020. № 1. https://nit.tuva.asia/nit/article/view/905 (дата обращения: 13.10.2022).
  12. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Институт социологии Российской академии наук, Уральский межрегиональный институт общественных наук, Новгородский межрегиональный институт общественных наук; отв. ред. В. С. Магун. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. С. 10–29.
  13. Иванова Н. И., Никитина В. Н., Филиппова А. Г. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования: истоки начинающегося кризиса // Научный диалог. 2021. № 10. С. 65-84. https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/3272/1764 (дата обращения: 07.04.2023).
  14. Иванова Н. И., Семенова Л. Н. Современный якутский риторический идеал // Вестник Якутского государственного университета. 2007. Т. 4, № 2. С. 71–77.
  15. Иванова Н. И. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия): якутский язык в XXI в. (этносоциопсихолингвистический аспект). Новосибирск: Наука. 2022. 284 с.
  16. Иванова Н. И. Современное коммуникативное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социо-психолингвистический аспект. Новосибирск: Наука, 2012. 130 с.
  17. Иванова Н. И. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске: цифры и факты / отв. ред. П. А. Слепцов. М.: Языки народов мира – Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 2017. 260 с.
  18. Кант И. Метафизика нравов. В 2 ч. / [пер. с нем., примеч.: С. Я. Шейнман-Топштейн, Ц. Г. Арзаканьян; вступ. ст. М. М. Филиппова; примеч. А. А. Тахо-Годи]. М.: Мир книги: Литература, 2008. 399 с.
  19. Гегель Г. В. Ф. (1770–1831). Философия права: [пер. с нем.] / [Авт. вступ. ст., с. 3–43, и примеч. В. С. Нерсесянц]; АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1990. 524 [2] с. (Т. 113).
  20. Кадочников Д. Теоретико-экономический взгляд на языковую политику // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 128–140.
  21. Каплунова М. Я. Оценка восприятия языковой ситуации в Республике Тыва местным населением (на материале полевого исследования 2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 28–37. https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/1172 (дата обращения: 07.04.2023).
  22. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 520 с.
  23. Мухарямов Н. М., Януш О. Б. Языковое устройство российского общества: факторы политической динамики / под ред. Г. Ф. Лутфуллиной. Казань: Отечество, 2022. 304 c.
  24. Направления развития этноречевой среды в сфере образования и воспитания: круглый стол: рукопись, 13.02.2019 / зам. руководителя отдела общего образования Министерства образования и науки РС (Я) Т. С. Абрамова.
  25. Никифорова Е. П., Борисова Л. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 543–552.
  26. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. С. 112–113 (дата обращения: 07.04.2023).
  27. Саввинов В. М. Анализ проблем и критических ситуаций в системе образования с точки зрения задач сохранения культуры и языков коренных народов Республики Саха (Якутия) // Наука и образование. 2013. № 4. С. 100–105.
  28. Селиверстова Н. А., Сорокин О. В., Ооржак С. У. Смысловые компоненты в представлениях о родине тувинской студенческой молодежи // Новые исследования Тувы. 2023, № 1. С. 110–124. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.6
  29. Смыслова О. Ю., Линченко А. А., Лакомова Д. В. Экономические риски языковой политики и языковая культура молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2020. Т. 18, № 3. С. 136–150.
  30. Шапошникова И. В. К вопросу о языковой политике в научно-образовательной сфере // Вопросы психолингвистики. 2018. № 1 (35). С. 173–191.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».