№ 3 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Использование инноваций в сельском хозяйстве как фактор обеспечения продовольственной безопасности (правовой аспект)

Устюкова В.В.

Аннотация

Целью исследования является раскрытие основных направлений внедрения результатов инновационной деятельности в аграрное производство, реализация которых будет способствовать достижению технологического лидерства России и развитию высокопродуктивного и устойчивого к изменениям природной среды сельского хозяйства, что соответствует национальным интересам России. В статье с использованием общенаучных и специальных методов (анализа, обобщения, формально-юридического, сравнительного-правового и др.) исследованы документы стратегического планирования и нормативные правовые акты, посвященные регламентации рассматриваемых отношений, выявлены определенные несоответствия между ними. В статье раскрыты доктринальные подходы ученых к вопросам обеспечения различных направлений инновационного развития в аграрной сфере, в том числе носящие дискуссионный характер, проанализирована соответствующая судебная практика. Особое внимание уделено вопросам цифровизации сельского хозяйства. В статье с использованием общенаучных и специальных методов (анализа, обобщения, формально-юридического, сравнительного-правового и др.) исследованы документы стратегического планирования и нормативные правовые акты, посвященные регламентации рассматриваемых отношений, выявлены определенные несоответствия между ними. Научная новизна статьи состоит в определении путей устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании отношений, касающихся использования достижений инновационной деятельности в сельском хозяйстве, способствующих обеспечению продовольственной безопасности России. В статье сделан вывод о том, что поскольку оперативное управление климатическими рисками весьма затратно, так как требует сложных технических решений (эксперименты с выращиванием новых культур, закупка новых пород скота, меры по профилактике деградации почв и т.п.), переобучение персонала, а нередко и тотальной реструктуризации регионального АПК, государство должно создать устойчивую систему долгосрочного кредитования и привлечения инвесторов, а также организовать страхование производственных рисков. Также в АПК должны быть сформированы механизмы приобретения и внедрения инноваций.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(3):1-11
pages 1-11 views

Вопросы совершенствования государственного контроля (надзора)в области аквакультуры

Иванов А.С.

Аннотация

В работе представлен анализ состояния правового регулирования государственного контроля (надзора) в области аквакультуры (рыбоводства). Обращено внимание на то, что осуществление аквакультуры (рыбоводства) несет в себе не только увеличение продовольственных, экономических и ряда других показателей, но и оказывает влияние на состояние окружающей среды, в том числе и негативное. Актуальность темы обусловлена тем, что осуществление аквакультуры (рыбоводства) обладает существенным потенциалом развития в нашей стране. Данный вид деятельности способен внести значимый вклад в решение задач продовольственной, экологической и экономической безопасности, и может рассматриваться как весьма существенный фактор развития сельских территорий Российской Федерации. Развитие аквакультуры способствует снижению уровня антропогенной нагрузки на водные биологические ресурсы, путем снижения объема их вылова. Рассмотрены вопросы использования атрибутов (признаков) аквакультуры (рыбоводства) для прикрытия преступной деятельности, связанной с незаконным выловом водных биоресурсов, и существующий на настоящий момент порядок осуществления государственного контроля (надзора) в данной области. В статье с использованием общенаучных и специальных методов (анализа, обобщения, формально-юридического, сравнительного-правового и др.) исследованы документы стратегического планирования и нормативные правовые акты, посвященные регламентации рассматриваемых отношений, выявлены определенные несоответствия между ними. В доктрине экологического права основное внимание уделяется вопросам противодействия нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды, охраны собственности рыбоводных хозяйств, и др. Вместе с тем, каких-либо актуальных работ, посвященных вопросам государственного контроля (надзор) в области аквакультуры (рыболовства), не имеется, что обуславливает новизну проведенного исследования. Подчеркивается, что развитие аквакультуры в Российской Федерации в виду важности этой отрасли хозяйства для страны требует как эффективного государственного управления, так и надлежащей правовой охраны окружающей среды от негативного воздействия рыбоводства. При этом существующий порядок не позволяет осуществлять действенный контроль за исполнением требований природоохранного законодательства в данной сфере, что указывает на необходимость разработки специального порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области аквакультуры и модернизации правового регулирования в областях рыболовства и рыбоводства.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(3):12-23
pages 12-23 views

Административное судопроизводство и экономика данных

Трофимов Е.В.

Аннотация

Статья посвящена исследованию цифровизации правосудия, и прежде всего – административного судопроизводства. Судебная система России успешно преодолела барьеры, связанные с автоматизацией и информатизаций. Сейчас мы являемся свидетелями вступления правосудия в новую эпоху цифровой трансформации, а в начале пути важно осознавать смысл происходящего процесса и предвидеть прогресс в долгосрочной перспективе. Судопроизводство все больше погружается в цифровую среду, в которой вслед за переменами в процессах, которые составляют содержание судопроизводства или сопряжены с ним, постепенно меняется и сама модель правосудия. В настоящей статье ставится цель на абстрактном уровне обосновать некоторые характеристики цифровой трансформации российского правосудия, и прежде всего административного судопроизводства как формы отправления правосудия, которая наиболее тесно связана с новым национальным проектом «Экономика данных и цифровая трансформация государства», стартовавшим в 2025 году. Использован междисциплинарный методологический подход с привлечением тех знаний из области информационных и экономических наук, которые касаются категории и явления цифровых данных, для освещения содержания, условий и перспектив цифровой трансформации правосудия и создания теоретико-методологического базиса для догматического анализа правовой предметной области и системного анализа правовых явлений и процессов. Междисциплинарный взгляд на цифровую трансформацию позволяет отметить важной чертой этого процесса повсеместный отказ от документов (в любой форме) в пользу цифровых данных, которые зарегистрированы и идентифицированы в авторизованных базах данных (информационных системах). Прямое обращение суда к цифровым данным по их идентификаторам и обработка данных при помощи цифровых технологий приведет к изменению процесса доказывания и облика судопроизводства. Утратят значение такие требования к доказательствам, как допустимость и достоверность. Вынесение судебного акта трансформируется в создание судебных цифровых данных, которые могут быть непосредственно использованы субъектами публичного и частного права, в том числе при исполнении принятого судом решения. Алгоритмизация разрешения ряда категорий дел позволит автоматизировать правоприменительную деятельность и передать такие дела органам публичной администрации, сохранив за судами компетенцию по разрешению неформализованных дел, требующих правового сознания и внутреннего убеждения профессионального судьи.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(3):24-37
pages 24-37 views

Научно-техническая революция и ее влияние на государственное управление в правовых исследованиях позднесоветского периода отечественной истории

Агамагомедова С.А.

Аннотация

Предметом исследования являются правовые позиции советских ученых по вопросам научно-технической революции и ее влияния на государственное управление. Целью исследования является анализ советской теории научно-технической революции и ее воздействия на государственное управление. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью учета принципа преемственности научного знания. Автор доказывает гипотезу о том, что современная теория цифровизации государственного управления во многом базируется на выводах советских ученых о влиянии научно-технического прогресса на управленческие процессы в государстве. В статье рассматриваются варианты соотношения понятий информации, правового регулирования, государственного управления в правовых исследованиях советского периода. Эти и другие положения отечественных ученых стали правовым фундаментом современной теории цифровизации государственного управления. В качестве методов исследования послужили методы сравнительного анализа, исторического анализа, методы систематизации и классификации, методы юридической формализации, исторический метод. Основными выводами автора являются тезисы о вкладе отечественных юристов советского периода в разработку и развитие концепции научно-технической революции и ее влияния на государственное управление. Автор на основе проведенного анализа советской правовой литературы предлагает соотношение советских подходов к автоматизации управленческих процессов с современными направлениями развития концепции цифровизации государственного управления. Сделаны выводы о советском варианте соотношения понятий информация, право, государственное управление. Предложен тезис о понимании общегосударственной автоматизированной системы управления как прообразе современных цифровых экосистем в государственном управлении. Обращено внимание на значение ответственности органов государственного управления за принятые решения в условиях автоматизации управленческих процессов. Новизна исследования заключается в оценке важного вклада советских ученых в формирование теории цифровизации государственного управления.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(3):38-48
pages 38-48 views

Административный порядок регистрации и разрешения обращений граждан в Росгвардии

Курятников В.В., Вохидова А.Ш., Ботт И.В.

Аннотация

В статье рассматривается административный порядок регистрации и последующего рассмотрения обращений граждан в войсках национальной гвардии Российской Федерации. В качестве объекта исследования выступает система правового регулирования и работы с обращениями граждан как элемент административно-правового регулирования взаимодействия государства и общества. Особый интерес представляет анализ цифровых инструментов, применяемых в данной сфере. Рассматриваются функции федеральной государственной информационной системы «Госуслуги», введенный с 30 марта 2025 года механизм обязательной идентификации заявителей электронных обращений, а также специфика работы автоматизированных информационных систем Росгвардии. Актуальность исследования определяется следующими факторами: необходимостью реализации новелл марта 2025 года в условиях разной правоприменительной практики; необходимостью обеспечения прозрачности и доступности процедур рассмотрения обращений в силовом ведомстве; потребностью в оптимизации административных процессов на основе цифровых решений; важностью повышения доверия граждан к институтам государственной власти через совершенствование механизмов обратной связи. Для анализа применён комплекс научных методов: формально-юридический, сравнительно-правовой и системный. Это позволило обеспечить всесторонность и объективность исследования. Неполное внедрение цифровых технологий (прежде всего в части приема обращений граждан в электронной форме), ограниченность их функционала и недостаточный уровень подготовки сотрудников приводят к снижению прозрачности процедур и ослабляют эффективность института обращений граждан. Исследование даёт основание заключить, что создание единой цифровой платформы учёта обращений, объединенной с федеральными реестрами и базами данных, способно повысить юридическую определённость процедур, ускорить процесс рассмотрения обращений и повысить результативность деятельности Росгвардии в сфере взаимодействия с гражданами. Также предлагается использовать возможности искусственного интеллекта при первичной обработке входящих обращений, их регистрации, определении их подведомственности и подготовке первичных проектов резолюций. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования ведомственных регламентов Росгвардии, повышения прозрачности процедур и сокращения сроков рассмотрения обращений. Предложения по цифровизации процессов способны улучшить качество взаимодействия Росгвардии с гражданами и снизить административную нагрузку на сотрудников.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(3):49-65
pages 49-65 views

Об участии прокурора в административном судопроизводстве в качестве заинтересованного лица

Глуздак Г.Н.

Аннотация

Традиционно участие прокурора в административном судопроизводстве характеризуется тремя формами: обращением в суд с административным исковым заявлением, вступлением в процесс для дачи заключения, а также участием в деле в качестве административного ответчика. Между тем практике известны не единичные случаи, когда прокуроры, участвующие в рассмотрении административных дел судами, обладают процессуальным статусом заинтересованных лиц. В статье анализируется характер юридической заинтересованности прокурора в исходе административного дела в зависимости от формы его участия в административном деле. Рассматриваются некоторые случаи, в которых права и обязанности органов прокуратуры могут быть затронуты при разрешении административного дела, и ситуации, когда привлечение прокурора к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица нельзя признать обоснованным. В основе исследования лежит совокупность общенаучных и специально-юридических методов познания. Автор обращается к системному толкованию законодательства об административном судопроизводстве, обобщает судебную и прокурорскую практику. В статье констатируется, что для прокурора, обладающего процессуальным статусом заинтересованного лица, характерна материальная юридическая заинтересованность в исходе дела. Отмечается целесообразность привлечения прокурора в качестве заинтересованного лица к участию в административных делах о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) Федеральной службы судебных приставов или её должностных лиц по вопросам исполнительных производств, возбуждённых на основании исполнительных документов, которые были выданы по искам (заявлениям, административным исковым заявлениям), предъявленным прокурорами в защиту публичных интересов, делах об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, основанных на требованиях прокурора, и делах об оспаривании решений, действий (бездействия) нижестоящих прокуроров. Обосновывается вывод о недопустимости подмены вступления прокурора в процесс для дачи заключения, а также вызова должностного лица органа прокуратуры в суд в качестве свидетеля его участием в деле в статусе заинтересованного лица.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(3):66-74
pages 66-74 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».