Информатизация государственного контроля (надзора): в поисках вектора административно-правового регулирования

Обложка
  • Авторы: Алимпеев Д.Р.1,2
  • Учреждения:
    1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
    2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Выпуск: № 3 (2024)
  • Страницы: 30-43
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2306-9945/article/view/360647
  • EDN: https://elibrary.ru/JFXXRW
  • ID: 360647

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Особое внимание в работе уделяется поиску связей и закономерностей в развитии регулирования информационного обеспечения контрольной (надзорной) деятельности на протяжении всего периода существования российской правовой системы; определению контуров сложившейся модели информатизации; решению отдельных правовых проблем на основе анализа нормативно-правовой базы и доктринальных источников. Актуальность темы во многом обусловлена тем, что утвержденная Правительством РФ Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. впервые с момента принятия нового отраслевого Закона поставила перед регулятором задачу создания единой модели данных о государственном контроле (надзоре). Если раньше ключевой ГИС в этой сфере являлся Единый реестр проверок (ЕРП), не в полной мере охватывавший работу ведомств, то с запуском новых информационных систем поменялся и функциональный подход к автоматизации административных процессов, и философия контроля, постепенно переходящего в «информационное» или «цифровое» измерение, что дает поле для широкой научной дискуссии. В статье используются и общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, и специальные научные методы, такие как историко-правовой, догматический и сравнительно-правовой. Основным, впрочем, является относительно редко используемый метод правового моделирования, позволяющий предположить направление развития регулирования информатизации контрольной (надзорной) деятельности. Новизна исследования заключается в выделении двух исторических этапов развития информатизации государственного контроля (надзора); определении общих черт сложившейся в России модели правового регулирования информационного обеспечения контрольной (надзорной) деятельности; проектировании предложений для дискуссии регулятора и научного сообщества о контурах будущей цифровой трансформации государственного контроля (надзора). Одним из основных выводов статьи, сформулированных на основе ретроспективного анализа закономерностей регулирования, является обнаружение постепенного формирования регулятором единого информационного пространства в сфере государственного контроля (надзора). Устойчивая практика может ограничить региональную инициативу, сегодня представленную большим количеством разрозненных цифровых платформ, а также привести к утрате актуальности ведомственных информационных систем, создававшихся в том числе федеральными контрольными (надзорными) органами. Единая модель данных требует сквозного сопряжения существующих ГИС и централизации сбора новых сведений.

Об авторах

Даниил Романович Алимпеев

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: alimpeev17@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4010-7609
аспирант; кафедра правового обеспечения государственной и муниципальной службы; аналитик; институт государственного и муниципального управления;

Список литературы

  1. Артёмов Н.М., Ситник А.А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6. С. 48–62.
  2. Аскеров Э.С., Абдулаева А.А., Ухумаалиева А.М. Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов при обследовании земель и земельном надзоре // Аграрное и земельное право. 2022. № 2. С. 108–111.
  3. Бачило И.Л. Правовая платформа построения электронного государства // Информационное право. 2008. № 4. С. 3–8.
  4. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб, 2001. 789 с.
  5. Болотаева О.С. Правовое регулирование систем автоматизированного принятия решений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9 (225). С. 215–218.
  6. Жулин А.Б. и др. Знакомьтесь, административные барьеры, или государственное регулирование бизнеса по-русски. М.: Новое издательство, 2014. 176 с.
  7. Зайцев Д.И. Административное усмотрение и административные процедуры: конец и вновь начало // Административное право и процесс. 2024. № 7. С. 78–82.
  8. Зубарев С.М. Цифровизация государственного управления: новая административная реформа? // Административное право и процесс. 2020. № 7. С. 62–66.
  9. Кабытов П.П., Стародубова О.Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 113–126.
  10. Катандов С.Л., Ковалев А.А. Технологическое развитие современных государств: искусственный интеллект в государственном управлении // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 174–182.
  11. Ковалева Н.Н. Правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: монография. М.: Проспект, 2021. 258 с.
  12. Михеева Т.Н. К вопросу о правовых основах цифровизации в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 9. С. 114–122.
  13. Онищенко В.В. и др. Пионеры цифровизации. М.: АЦ при Правительстве РФ, 2019. 80 с.
  14. Плаксин С.М. и др. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Вектор развития до 2030 года. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2024. 102 с.
  15. Стенькин Д.С. Реформа контрольной (надзорной) деятельности в российской федерации: опыт цифровизации // Legal Bulletin. 2024. № 1. С. 52–65.
  16. Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 46–53.
  17. Тихомиров Ю.А. и др. Право и цифровая информация // Право. Журнал ВШЭ. 2021. № 2. С. 4–23.
  18. Уваров С.В. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» как фактор эффективного развития электронного документооборота // Вестник ЧелГУ. 2011. № 16. С. 53–56.
  19. Федотов М.А. и др. Правовые основы информатизации публичного (государственного и муниципального) управления. М.: Юрайт, 2024. 128 с.
  20. Южаков В.Н. и др. Реформа контрольно-надзорной деятельности государства: оценка с позиции граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 71–92.
  21. Ямзина С.А., Колмогоров М.В., Оганесян С.М. Правовой анализ электронного правительства в Российской Федерации // Социология и право. 2023. № 2. С. 240–246.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».