№ 3 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей: к вопросу об определении объекта правонарушения

Чагина Е.М., Чамина А.А.

Аннотация

Вопрос выделения административных правонарушений в области защиты прав потребителей в отдельную категорию, равно как и включение в нее тех или иных составов административных правонарушений, указанных в действующем Кодексе об административных правонарушениях, активно обсуждается в научной литературе. При этом определение того, посягает ли тот или иной административный проступок на права потребителей, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, особенно когда необходимо определить срок давности привлечения к административной ответственности. В статье анализируются различные составы административных правонарушений, совершаемые как в сфере осуществления предпринимательской деятельности, так и в других областях общественных отношений, с целью определения того, как именно данные нарушения воздействуют на правоотношения с участием граждан-потребителей. Целью исследования является выявление конкретных составов административных правонарушений, которые причиняют вред собственно охраняемым законом гражданско-правовым отношениям с участием потребителей, а также их разграничение с нарушениями, которые, хотя и не оказывают прямого воздействия, тем не менее влекут отрицательные последствия для состояния охраны и защиты прав потребителей. Авторами используются как общенаучные методы, такие как логический, аналитический методы, так и специальные методы познания, в частности, метод анализа и толкования нормативно-правовых актов. По результатам исследования авторами обосновывается вывод о необходимости дифференциации административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей в узком и широком смыслах, что в настоящее время в доктрине не делается. Под административными правонарушениями в области охраны и защиты прав потребителей в узком смысле следует понимать только те из них, которые непосредственно посягают на права потребителей. В широком же смысле в данную группу следует включать как административные правонарушения, имеющие объектом гражданско-правовые отношения с участием потребителей, так и нарушения, которые посягают на иные группы общественных отношений, однако имеют или могут иметь в качестве следствия негативное воздействие на отношения с участием потребителей.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):1-15
pages 1-15 views

Современные проблемы правового регулирования использования и охраны водных биологических ресурсов

Семенова И.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению современного состояния правового регулирования деятельности рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также отношений по использованию и охране водных биологических ресурсов. Автором приводится характеристика основной нормативно-правовой базы в данной сфере, особенности ее применения, освещаются основные виды рыболовства и специфика их регулирования на уровне законодательства. Особое внимание акцентируется на проблемах отрасли и мерах, принимаемых для их решения. В частности, рассматриваются вопросы, касающиеся нарушений правил осуществления любительского рыболовства, которые приводят в том числе к истощению ВБР и загрязнению среды их обитания. Обозначена важность прогнозирования и предупреждения неблагоприятных последствий для отрасли вызванных внешними факторами на примере принятых Российской Федерацией мер по ограничению импорта рыбы из Японии в 2023 году из-за сброса воды с АЭС «Фукусима-1». При написании данной научной статьи были использованы как общие, так и частные методы научного познания. Отмечено, что в настоящее время рыбная отрасль России находится в состоянии глобальной модернизации, существенную часть которой составляет механизм квот под инвестиции на строительство рыбоперерабатывающих фабрик, современных рыбопромысловых судов. В рамках данной программы реализуется уже второй этап, осуществляющийся параллельно с первым. Автором проанализированы различные точки зрения, характеризующие данный проект, часть которых оспаривает, а другая обосновывает благоприятный исход реализации механизма инвестиционных квот. Отмечено, что несмотря на противоречивость мнений по данному вопросу, даже частичное выполнение планов программы несомненно приведет к улучшению состояния оснащенности отрасли. В работе сформулированы выводы и предложения по совершенствованию рассмотренных пробелов государственного регулирования, а также дан анализ принятым мерам по развитию рыбохозяйственного комплекса.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):16-29
pages 16-29 views

Информатизация государственного контроля (надзора): в поисках вектора административно-правового регулирования

Алимпеев Д.Р.

Аннотация

Особое внимание в работе уделяется поиску связей и закономерностей в развитии регулирования информационного обеспечения контрольной (надзорной) деятельности на протяжении всего периода существования российской правовой системы; определению контуров сложившейся модели информатизации; решению отдельных правовых проблем на основе анализа нормативно-правовой базы и доктринальных источников. Актуальность темы во многом обусловлена тем, что утвержденная Правительством РФ Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. впервые с момента принятия нового отраслевого Закона поставила перед регулятором задачу создания единой модели данных о государственном контроле (надзоре). Если раньше ключевой ГИС в этой сфере являлся Единый реестр проверок (ЕРП), не в полной мере охватывавший работу ведомств, то с запуском новых информационных систем поменялся и функциональный подход к автоматизации административных процессов, и философия контроля, постепенно переходящего в «информационное» или «цифровое» измерение, что дает поле для широкой научной дискуссии. В статье используются и общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, и специальные научные методы, такие как историко-правовой, догматический и сравнительно-правовой. Основным, впрочем, является относительно редко используемый метод правового моделирования, позволяющий предположить направление развития регулирования информатизации контрольной (надзорной) деятельности. Новизна исследования заключается в выделении двух исторических этапов развития информатизации государственного контроля (надзора); определении общих черт сложившейся в России модели правового регулирования информационного обеспечения контрольной (надзорной) деятельности; проектировании предложений для дискуссии регулятора и научного сообщества о контурах будущей цифровой трансформации государственного контроля (надзора). Одним из основных выводов статьи, сформулированных на основе ретроспективного анализа закономерностей регулирования, является обнаружение постепенного формирования регулятором единого информационного пространства в сфере государственного контроля (надзора). Устойчивая практика может ограничить региональную инициативу, сегодня представленную большим количеством разрозненных цифровых платформ, а также привести к утрате актуальности ведомственных информационных систем, создававшихся в том числе федеральными контрольными (надзорными) органами. Единая модель данных требует сквозного сопряжения существующих ГИС и централизации сбора новых сведений.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):30-43
pages 30-43 views

Налоговый и таможенный мониторинг: единые тренды правового регулирования

Агамагомедова С.А., Кобзарь-Фролова М.Н.

Аннотация

В условиях реформы государственного контроля и надзора в финансовой сфере генерируются новые инструменты контрольно-надзорного воздействия, к которым можно отнести мониторинг. На примере налогового и таможенного мониторинга в статье выделены и обоснованы актуальные тренды правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в современный период. Автором обозначены общие и отличительные признаки налогового и таможенного мониторинга, обоснованы актуальные направления их правового регулирования. В качестве общих черт рассматриваемых институтов выделены: обусловленность их генерирования цифровой трансформацией государственного контроля и надзора, элементы диспозитивности, усиление транспарентности взаимодействия, роли самоконтроля, ограниченность использования, развитие индивидуально-правового регулирования. В качестве отличий налогового и таможенного мониторинга обозначены различные форматы нормативного закрепления и критерии ограничения использования мониторинга. Для достижения заявленной цели использовались методы системного анализа, синтеза, классификации, сравнительно-правового и формально-юридического методов. Новизна проведенного исследования заключается в предложенных вариантах теоретико-правового позиционирования мониторинга в качестве инструмента или стадии контроля, разновидности государственной услуги, медиации или рулинга, инструмента достижения баланса частных и публичных интересов. Проведенный анализ позволил выделить особенности мониторинга, используемого в налоговой и таможенной сферах, формирующие новые подходы к современному инструментарию государственного контроля и надзора в финансовой сфере. Сделан вывод о том, что мониторинг позиционируется в качестве инструмента соответствующего вида контроля. В то же время налоговый мониторинг четко определен законодателем в качестве новой формы налогового контроля, в централизованной сфере контрольно-надзорного воздействия под мониторингом понимается специальный режим дистанционного государственного контроля (надзора), а правовой статус таможенного мониторинга на нормативно-правовом уровне в системе таможенного контроля в настоящее время не определен. Сделан вывод о близости мониторинга к государственным услугам, отражением которой является признак добровольности участия в механизмах налогового и таможенного мониторинга.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):44-53
pages 44-53 views

Формирование системы управления рисками причинения вреда (ущерба) водителями транспортных средств

Калюжный Ю.Н.

Аннотация

Предметом исследования являются нормы права и научные источники, характеризующие надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с необходимостью совершенствования надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. В результате анализа нормативно-правовых актов, научной литературы, автор приходит к выводу о том, что корректировка порядка реализации сотрудниками Госавтоинспекции МВД России своих функциональных полномочий в отношении участников процесса движения по дорогам не представляла кардинальное реформирование самого надзора в отношении указанной категории. Обозначенные изменения без полноценного реформирования отрицательно сказываются на качестве надзорной деятельности. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (формально-правовой, аналитический, системного анализа, синтез, моделирование, сравнение и др.), специальные научные (технико-юридического анализа и др.). Научная новизна исследования выражается в авторских предложениях, направленных на совершенствование надзорной деятельности в отношении водителей транспорта. Общим выводом автора является утверждение о том, что рассматривая необходимость выработки новых механизмов контроля (надзора) в отношении водителей транспорта представляется оправданным формирование правового инструментария, соответствующего основным постулатам, закрепленным в законодательстве нашей страны регламентирующем контрольную (надзорную) деятельность, то есть с использованием риск-ориентированного подхода. В контексте реализации контроля (надзора) применительно к хозяйствующим субъектам представляется необходимым сформировать систему управления рисками причинения вреда (ущерба) в отношении водителей транспортных средств. Система управления рисками причинения вреда (ущерба) водителями транспорта в своей основе должна содержать бальную шкалу с учетом имеющегося опыта исторического прошлого, применяемого в советское время и особенной ее реализации, в зарубежных странах.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):54-64
pages 54-64 views

Реализация прав и обязанностей подразделений МВД России в медиасфере как средство повышения эффективности информационно-пропагандистской работы

Молотков М.Б.

Аннотация

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия МВД России с масс-медиа. Предметом статьи выступают права и обязанности МВД России в медиасфере, практические аспекты их реализации в процессе административной деятельности полиции. Целью статьи является анализ и систематизация актуальных законодательных положений, регламентирующих вопросы взаимодействия с масс-медиа, раскрытие потенциала существующих норм права, поиск путей и механизмов повышения эффективности деятельности полиции в медиа-поле посредством расширения практики применения действующих нормативных правовых актов. В статье использовался системно-структурный, социологический, сравнительно-правовой, формально-логический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, общенаучный диалектический метод. Новизна выражается в полученных результатах и выводах. Впервые в отечественной юриспруденции разработана классификация прав и обязанностей полиции, реализуемых в медиасфере, выделен критерий, послуживший основанием для классификации. Проанализирован актуальный правовой инструментарий, его значение в медиакоммуникациях. Информационно-деловые письма, ранее выпадавшие из поля зрения исследователей, рассмотрены в качестве института формирования партнерских отношений со средствами массовой информации. Высказано предложение о более активном внедрении информационно-деловых писем в процесс коммуникаций с редакцией. Изложены доказательства необходимости следования профессиональным этическим стандартам, заинтересованности редакции в их соблюдении. Предложены практические рекомендации, направленные на формирование действительно партнерских отношений с масс-медиа. Выделена перспективная для дальнейшего изучения тема, а именно, – разработка методики реагирования на негативные, несоответствующие действительности аспекты деятельности полиции, демонстрируемые в кинофильмах. Полученные результаты предназначены для использования в практической деятельности специалистами подразделений по связям со средствами массовой информации и начальниками территориальных органов внутренних дел. Реализация прав и обязанностей позволяют МВД России выступать полноправным субъектом медиасферы, управлять медиа-процессами, решать широкий комплекс оперативно-служебных задач.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):65-79
pages 65-79 views

Виды административных контрольно-надзорных процедур и их классификация

Морозов С.А.

Аннотация

Проведение в Российской Федерации административной реформы контрольно-надзорной сферы, вызвало серьёные преобразования в деятельности органов власти, реализующих функции государственного контроля (надзора). Принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" сильно повлияло как на внешние, так и на внутренние стороны административных процедур, реализуемых органами исполнительной власти в ходе осуществления ими функций государственного контроля (надзора), что требует серьёзного научного анализа. Одним из основных применяемых научных методов познания и описания правовой действительности является проведение классификации изучаемых объектов. В рамках настоящей статьи автором изучается система административных контрольно-надзорных процедур, выделяются различные их виды и проводится классификация. Для проведения исследования использован прежде всего метод классификации как один их основных методов научного познания права, а также собственно юридические методы, в том числе формально-юридический метод. В результате исследования были проанализированы основные крупные характеристики административных контрольно-надзорных процедур (реконфигурация видов государственного контроля и надзора, масштабирование контрольно-надзорной сферы, установление новых форм контрольных (надзорных) мероприятий), рассмотрены основные имеющиеся в науке взгляды на классификацию административных контрольно-надзорных процедур. В результате были сформулированы основания классификации рассматриваемых процедур, в том числе форма контрольного (надзорного) мероприятия, участвующий в проведении процедуры контрольно-надзорный орган и область осуществления государственного контроля (надзора). Выделены несколько видов административных контрольно-надзорных процедур, в том числе стандартные и специальные процедуры, моносубъектные и полисубъектные процедуры, а также разнообразные процедуры в зависимости от сферы общественных отношений, в которых установлены обязательные требования, проверка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (процедуры контроля в области связи, транспорта и т.д.).
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(3):80-91
pages 80-91 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».