Вопрос выделения административных правонарушений в области защиты прав потребителей в отдельную категорию, равно как и включение в нее тех или иных составов административных правонарушений, указанных в действующем Кодексе об административных правонарушениях, активно обсуждается в научной литературе. При этом определение того, посягает ли тот или иной административный проступок на права потребителей, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, особенно когда необходимо определить срок давности привлечения к административной ответственности. В статье анализируются различные составы административных правонарушений, совершаемые как в сфере осуществления предпринимательской деятельности, так и в других областях общественных отношений, с целью определения того, как именно данные нарушения воздействуют на правоотношения с участием граждан-потребителей. Целью исследования является выявление конкретных составов административных правонарушений, которые причиняют вред собственно охраняемым законом гражданско-правовым отношениям с участием потребителей, а также их разграничение с нарушениями, которые, хотя и не оказывают прямого воздействия, тем не менее влекут отрицательные последствия для состояния охраны и защиты прав потребителей. Авторами используются как общенаучные методы, такие как логический, аналитический методы, так и специальные методы познания, в частности, метод анализа и толкования нормативно-правовых актов. По результатам исследования авторами обосновывается вывод о необходимости дифференциации административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей в узком и широком смыслах, что в настоящее время в доктрине не делается. Под административными правонарушениями в области охраны и защиты прав потребителей в узком смысле следует понимать только те из них, которые непосредственно посягают на права потребителей. В широком же смысле в данную группу следует включать как административные правонарушения, имеющие объектом гражданско-правовые отношения с участием потребителей, так и нарушения, которые посягают на иные группы общественных отношений, однако имеют или могут иметь в качестве следствия негативное воздействие на отношения с участием потребителей.