Налоговый и таможенный мониторинг: единые тренды правового регулирования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях реформы государственного контроля и надзора в финансовой сфере генерируются новые инструменты контрольно-надзорного воздействия, к которым можно отнести мониторинг. На примере налогового и таможенного мониторинга в статье выделены и обоснованы актуальные тренды правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в современный период. Автором обозначены общие и отличительные признаки налогового и таможенного мониторинга, обоснованы актуальные направления их правового регулирования. В качестве общих черт рассматриваемых институтов выделены: обусловленность их генерирования цифровой трансформацией государственного контроля и надзора, элементы диспозитивности, усиление транспарентности взаимодействия, роли самоконтроля, ограниченность использования, развитие индивидуально-правового регулирования. В качестве отличий налогового и таможенного мониторинга обозначены различные форматы нормативного закрепления и критерии ограничения использования мониторинга. Для достижения заявленной цели использовались методы системного анализа, синтеза, классификации, сравнительно-правового и формально-юридического методов. Новизна проведенного исследования заключается в предложенных вариантах теоретико-правового позиционирования мониторинга в качестве инструмента или стадии контроля, разновидности государственной услуги, медиации или рулинга, инструмента достижения баланса частных и публичных интересов. Проведенный анализ позволил выделить особенности мониторинга, используемого в налоговой и таможенной сферах, формирующие новые подходы к современному инструментарию государственного контроля и надзора в финансовой сфере. Сделан вывод о том, что мониторинг позиционируется в качестве инструмента соответствующего вида контроля. В то же время налоговый мониторинг четко определен законодателем в качестве новой формы налогового контроля, в централизованной сфере контрольно-надзорного воздействия под мониторингом понимается специальный режим дистанционного государственного контроля (надзора), а правовой статус таможенного мониторинга на нормативно-правовом уровне в системе таможенного контроля в настоящее время не определен. Сделан вывод о близости мониторинга к государственным услугам, отражением которой является признак добровольности участия в механизмах налогового и таможенного мониторинга.

Об авторах

Саният Абдулганиевна Агамагомедова

Институт государства и права Российской академии наук

Email: saniyat_aga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8265-2971
доцент; кафедра административного права и административного процесса;

Маргарита Николаевна Кобзарь-Фролова

Институт государства и права Российской академии наук

Email: adminlaw@igpran.ru
главный научный сотрудник; сектор административного права и административного процесса;

Список литературы

  1. Саттарова Н.А. Горизонтальный мониторинг как фактор эффективности налогового администрирования // Финансовое право. 2014. № 10. С. 22-25.
  2. Коваленко Н. С., Леонов Е.М. Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации // Закон. 2021. № 4. С. 50-59.
  3. Эриашвили Н. Д., Софьин А.А., Назарычев Д.В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения экономической безопасности // На страже экономики. 2020. № 3 (14). С. 87-91.
  4. Агамагомедова С.А. Налоговый и таможенный мониторинг: сравнительно-правовой анализ // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 6. С. 150-157.
  5. Агамагомедова С.А. Таможенный мониторинг: административно-правовая характеристика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2022. № 3. С. 63-70.
  6. Агамагомедова С.А. Мониторинг в финансовой сфере: актуальные административно-процедурные тенденции // NB: Административное право и практика администрирования. 2023. № 4. С. 74-83.
  7. Кобзарь-Фролова М. Н., Васянина М.Н. Частноправовые механизмы в налоговых правоотношениях (обзор итогов круглого стола) // Финансовое право. 2023. № 5. С. 34-37.
  8. Галеева М. Н. Институт предварительных налоговых разъяснений: налоговый рулинг. Опыт России и зарубежных стран // Финансы и учетная политика. 2023. № 2 (30). С. 5-10.
  9. Кобзарь-Фролова, М. Н. О самоконтроле как форме альтернативной государственному контролю (надзору) // Образование и право. 2023. № 8. С. 293-298.
  10. Кобзарь-Фролова М. Н. Самоконтроль как объективно сложившаяся разновидность контроля и профилактики правонарушений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 5. С. 120-127.
  11. Бакаева О. Ю., Покачалова Е. В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. C. 616–643.
  12. Горина Г. А., Ахмадеев Р.Г. Горизонтальный налоговый мониторинг – международный опыт // Финансы и кредит. 2014. № 38 (614). С. 26-31.
  13. Лайченкова Н. Н. Медиация в налоговом праве: вопросы правильности и эффективности использования терминологии // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 1(43). С. 241-246.
  14. Тедеев А. А. Совершенствование систем сбора и обработки финансовой информации на примере валютного мониторинга (публично-правовые аспекты) // Труды по интеллектуальной собственности. 2013. Т. 15. № 4. С. 160-176.
  15. Тедеев А. А. Валютный мониторинг как инструмент финансовой политики в Российской Федерации: понятие и сущность // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 7 (50). С. 76-81.
  16. Мельникова В.А.Мониторинг прямых иностранных инвестиций: финансово-правовые аспекты: автореф. канд. юрид. наук. Саратов, 2016. 29 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».