Единая консультационная служба ФТС России как основа клиенто-ориентированного администрирования таможенных органов

Обложка
  • Авторы: Боброва А.В.1,2
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
    2. ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет
  • Выпуск: № 4 (2024)
  • Страницы: 93-111
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2306-9945/article/view/360658
  • EDN: https://elibrary.ru/SZTHSY
  • ID: 360658

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования являются таможенные услуги, а именно реализация клиенто-ориентированного подхода при оказании консультационных услуг таможенными органами другим участникам внешнеэкономических отношений. Объектом исследования служат таможенные органы и оказываемые ими таможенные услуги. Целью исследования выступает формирование принципов построения и структуры Единой консультационной службы ФТС России, позволяющей не только оказывать качественные таможенные услуги участникам внешнеэкономических отношений, но и оценить показатели эффективности работы таможенных органов в этом направлении. Особое внимание в исследовании уделяется принципам работы таможенных органов при оказании информационных и консультационных услуг для участников внешнеэкономической деятельности и проблемам, возникающим в ходе реализации этих функций. Рассматривается возможность формирования специальной консультационной службы ФТС России. Методологической основой исследования послужил сравнительный анализ действующей системы обращений и жалоб на сайте ФТС России и предлагаемой Единой консультационной службы, в частности, основополагающий принцип перехода от информационных к консультационным услугам. Новизна исследования заключается в обосновании необходимости и целесообразности создания Единой консультационной службы ФТС России и в формировании принципов ее функционирования. Исследование выявило несоответствие в подходах таможенных органов к оказанию услуг, отношение к ним как к форме контроля, причем, с замещением понятия консультирование, по сути, информированием участников внешнеэкономических отношений. Было также показано, что принципы формирования консультационных услуг не представлены системно и в полном объеме, а их реализация сдерживается не столько отсутствием нормативного регулирования, сколько отношением должностных лиц таможенных органов к процессу администрирования, как к контрольной функции. Результаты исследования могут быть использованы законодательной властью страны для внесения изменений в нормативно правовые акты по регулированию таможенных услуг и таможенными органами для вывода отношений с участниками внешнеэкономических отношений на новый уровень с оценкой качества предоставляемых услуг. В статье разработаны рекомендации по созданию Единой консультационной службы ФТС России, в частности предложены принципы ее формирования и организационная структура, а также обоснована необходимость ее создания.

Об авторах

Анна Владимировна Боброва

ФГАОУ ВО Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет); ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет

Email: ms.Bobrova_AV@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9169-8971
профессор; кафедра Таможенного дела;профессор; кафедра Экономики и управления;

Список литературы

  1. Лобас Т.В., Макрусев В.В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 9-1. С. 65-79.
  2. Макрусев В.В. Особенности формирования и направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2 (3). С. 121-136.
  3. Курихин С.В. Типовая модель таможенных услуг в государственном секторе экономики // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3 (60). С. 78-89.
  4. Курихин С.В. Влияние цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4 (61). С. 40-53.
  5. Мешечкина Р.П., Ворона А.А. Цифровые ориентиры Федеральной таможенной службы – этап автоматической диспетчеризации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 2 (87). С. 9-18.
  6. Desmal A.J., Hamid S. Exploration of the usability quality attributes of mobile government services: a literature review // PeerJ Computer Science. 2022. No. 8. Pp. e1026. doi.org/10.7717/peerj-cs.1026.
  7. Мешечкина Р.П., Ворона А.А., Воронова О.Н. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров на основе цифровых технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3 (60). С. 34-44.
  8. Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. Модель оптимизации взаимодействия таможенных, налоговых органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 2 (55). С. 45-52.
  9. Maiwada A.A., Oshionebo B. Internal Communication and Employee Relations Management for Effective Staff Performance in Nigeria Customs Service // Economit Journal Scientific Journal of Accountancy Management and Finance. 2024. No. 3(4). Pp. 230-242. doi.org/10.33258/economit.v3i4.1019.
  10. Rumengan A.E., Khaddafi M. The influence of remuneration, leadership, organizational culture, internal control, and management information systems on improving performance through job satisfac-tion as intervening variables at the Batam customs and excise main service office // International Journal of Economic Business Accounting Agriculture Management and Sharia Administration (IJEBAS). 2023. No. 3(6). Pp. 1937-1956. doi.org/10.54443/ijebas.v3i6.1263.
  11. Tampani F., Yustini T. Structural To Functional Transformation: Policy Evaluation at KWBC Sumbagtim in Customs and Excise Services // Jurnal Indonesia Sosial Teknologi. 2024. No. 5(01). Pp. 2628-2637. doi.org/10.59141/jist.v5i01.870.
  12. Grekov I.V., Aksenov, I.A., Afonin P.N., Gorshkov D.V. Model of digital transformation of customs services aimed at making customs control of goods sent by international mail more effective (with reference to medical drugs) // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2023. No. 15(3). Pp. 458-474. doi.org/10.12731/2658-6649-2023-15-3-458-474.
  13. Al Khasabah M.A.I. The Impact of Knowledge Management on Improving the Quality of Customs Services in the Jordanian Customs Department: The Mediating Role of Organizational Learning // International Journal of Academic Research in Accounting Finance and Management Sciences. 2023. No. 13(4). doi.org/10.6007/ijarafms/v13-i4/20189.
  14. Аксенов И.А. Проблемы и перспективы цифровизации таможенных органов Российской Федерации // Вестник университета. 2022. № 10. С. 66-71.
  15. Argatov M.A., Desyatnichenko O.Yu. New Opportunities and New Challenges for Foreign Trade Participants Arising In the Process of Digitalization of the Electronic Document Management System of the Federal Customs Service of Russia // Administrative Consulting. 2023. Pp. 69-81. doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-69-81.
  16. Мешечкина Р.П., Ворона А.А. Перспективные направления развития таможенных органов на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 6 (91). С. 9-18.
  17. Липатова Н.Г. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3 (56). С. 104-115.
  18. Круглов В.С., Ермилов И.С., Толмачев М.Н. Цифровизация внешнеэкономической сферы // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2022. Т. 18. № 2 (69). С. 11-14.
  19. Муратов Р.А., Александров Д.Л. Взаимодействие Центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в условиях разделения документального и фактического таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2 (59). С. 81-90.
  20. Скиба В.Ю., Быков А.М. Внедрение цифровых технологий в институт таможенных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2 (59). С. 42-51.
  21. Силаева В.В. Совершенствование организации работы таможенных органов с гражданами как условие повышения эффективности их деятельности // Финансовая жизнь. 2021. № 2. С. 32-36.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».