ANALYSIS OF THE SURVEY OF THE PARTICIPANTS OF THE THEMATIC OLYMPIAD: TOWARDS IMPROVING THE EDUCATIONAL, CLINICAL AND SCIENTIFIC-PRACTICAL INTERACTION OF A MEDICAL STUDENT AND A TEACHER


Cite item

Full Text

Abstract

Objective. To study the opinion of the participants of the second thematic student Olympiad to assess the level of its organization, content, practical significance in terms of the history of medicine, clinical practically oriented from the point of view of students and teachers. Methods. Development of two questionnaires for direct participants of the student thematic Olympiad in dermatovenereology: 1) for students who took part in the competition and 2) teachers - leaders of student teams of medical universities (Smolensk, Vitebsk, Grodno and Gomel), jury members from among the faculty and management of medical and preventive institutions. Smolensk and the Smolensk region. Conducting an anonymous survey of all participants after the completion of the competitive event based on the data of a continuous sample (33 students and 9 jury members) with subsequent evaluation of the results using a descriptive method of comparative data analysis. Results and conclusions. An analysis of an anonymous survey of participants in a scientific and practical educational event (a thematic student competition) showed a high assessment of the organization of the Olympiad, the activity and sufficient motivation of students in making a decision to participate and self-prepare for the competition; the practical significance of the Olympiad in terms of clinical practice of a future graduate of a medical university.

Full Text

Введение Тематические студенческие олимпиады в медицинском ВУЗе направлены на углубленное изучение учебной дисциплины, возможность реализовать свой творческий потенциал, получить опыт и знания путем взаимодействия всех участников конкурса: студентов и преподавателей [1-3]. Основной целью для организаторов тематических клинических олимпиад является стимулирование обучающихся к самостоятельному изучению учебной дисциплины в аспекте самоподготовки, умения работать в команде, что чрезвычайно важно для будущей профессиональной деятельности каждого врача [2-4]. Организация студенческой олимпиады на систематической основе и усовершенствование её проведения включает оценку обратной связи от всех участников соревнования: студентов, организаторов и членов жюри олимпиады [3, 5-7]. Цель работы - изучение мнения участников (студентов-медиков, преподавателей и организаторов здравоохранения) тематической студенческой олимпиады по дерматовенерологии, организованной 10.01.2025 г. профессорско-преподавательским составом (ППС) кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования (ДПО) Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ), для оценки уровня её реализации в аспекте содержательной части, практической значимости, истории медицины и клинической практической ориентированности. Методика Во время подготовки к проведению второй ежегодной студенческой олимпиады ППС кафедры дерматовенерологии, косметологии и ДПО СГМУ были разработаны две анкеты: 1) для непосредственных участников олимпиады по дерматовенерологии - студентов, принимавших участие в конкурсе и 2) преподавателей - руководителей студенческих команд медицинских ВУЗов (Смоленск, Витебск, Гродно и Гомель), членов жюри из числа ППС и руководства лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Смоленска и Смоленской области. Анкетирование проведено сразу после финала второй студенческой олимпиады по дерматовенерологии на добровольных началах непосредственно в день конкурса - 10 января 2025 г. путем анонимного опроса. Все стороны соревновательного мероприятия приняли участие в анкетировании, чем проявили свою заинтересованность. Т.о. нами были получены данные сплошной выборки всех участников олимпиады: 33 студентов из 11 команд (каждая студенческая команда включала по три участника); 6 членов жюри и трех научных руководителей студенческих команд из республики Беларусь (суммарно 9 респондентов из числа ППС медицинских ВУЗов и организаторов ЛПУ г. Смоленска и Смоленской области). Полученные нами результаты были обработаны посредством описательной методики сравнительного анализа данных. Результаты исследования и их обсуждение Половозрастная характеристика студенческой молодёжи, принявшей участие в олимпиаде: юноши- 6 (18%), девушки - 27 (82%); возраст - от 20 до 28 лет (среднее значение - 21,9 лет, мода - 22 года). Преобладающее большинство студентов обучается на лечебном факультете - 31 (94%), меньшинство из них, на педиатрическом факультете - 2 (6%); курс обучения 4-й - 7 (21,2%) студентов, 5-й - 22 (66,7%) и 6-й - 4 человека (12,1%). Информацию об организации олимпиады студенты узнали из следующих источников: от своих друзей и одногруппников - 9 (27,3%), из социальных сетей, в том числе, в группе студенческого научного кружка кафедры организатора олимпиады - 16 (48,5%); во время обучения на профильной кафедре 1 (3%); от преподавателей - 5 (15,2%), из объявления на сайте университета - 2 (6%). Таким образом, уже на этапе информирования прослеживается прямая связь заинтересованности в участии в конкурсе тех студентов, которые уже занимаются в студенческом научном обществе профильной кафедры. Мотивацией для участия в олимпиаде по дерматовенерологии для студентов послужили следующие причины (выбор их количества в анкете был не ограничен): интерес к дисциплине - 13 (39,4%), получение новых знаний и соревновательного опыта - 12 (36,4%), проверка своих знаний - 6 (18,2%). Доводами для принятия участия в соревновании в равных долях (по 2 респондента из числа всех студентов) стали возможности для: интересного времяпровождения, реализации своего творческого потенциала, а также желание стать хорошим врачом и посетить Смоленск (путешествие); по одному участнику - проверить свой уровень клинического мышления, повторить опыт участия в предыдущей первой олимпиаде, интерес к олимпийскому движению, а также мечта стать дерматовенерологом. Как показали полученные при анкетировании данные, нами не установлен факт, свидетельствующий о подавляющем большинстве связи конкурсантов между выбором дальнейшей врачебной деятельности непосредственно с дерматовенерологией, однако, понимание обучающимися необходимости специальных знаний для будущей клинической практики чрезвычайно важно. Для организаторов олимпиады всегда следует опираться на данные «обратной связи» с участниками конкурса в плане оценки сложности заданий. Как оказалось, студенты указали, что наиболее сложными для них были вопросы, представленные в клинических случаях - 18 (54,5%), соревновательном этапе «Дерматовенерология в искусстве» - 14 (42,4%) и для 11 (33,3%) участников - конкурсные задания «Дерматология в лицах» и «Черный ящик». Именно эти олимпиадные вопросы включали комплексные задания по уровню знаний клинических проявлений заболеваний дерматовенерологического профиля, истории дерматовенерологии и проблематику дерматовенерологии в литературе и искусстве. Подтверждением этому были получены данные опроса о необходимости более углубленного самостоятельного изучения дерматовенерологии в точки зрения её истории, эволюции, связи с литературой и искусством, а также эпонимики - на что указали 20 (60,6%) опрошенных студентов. Наиболее лёгкими показались участникам заданий «Визитка» (представление своей команды) - для 26 (78,8%) студентов и «Блиц» (оценка базовых знаний дерматовенерологии) - 12 (36,4%) человек. Самооценка своих знаний и навыков в ходе олимпиады студентами установила, что 16 (48,5%) из них были подготовлены недостаточно для победы в соревновании, а 13 (39,4%) студентов указали, что для участия в олимпиаде было вполне достаточно знаний, полученных во время изучения дисциплины «Дерматовенерология» в медицинском университете. Вопросы анкеты для участников олимпиады включали изучение данных по источникам информации, которые были использованы студентами в процессе их подготовки к олимпиаде. Так, преобладающее большинство из них указало на несколько источников, а именно: поисковые интернет-системы (яндекс, гугл) - 16 (48,5%), нейросети - 1 (3%), информационные сайты (studmedlib.ru, pubmed и др.) - 3 (9,1%), учебная литература и атласы - 7 (21,2%), лекции (в том числе, видеоматериалы) и методические пособия - 9 (27,3%); клинические рекомендации - 5 (15,2%), научные публикации - 4 (12,1%); 3 студента воздержались от ответа на этот вопрос анкеты (9,1%). Преобладающее большинство участников олимпиады оценили на «хорошо» и «отлично» доброжелательность оргкомитета и справедливость оценивания результатов жюри: соответственно, 31 (93,9%) и 29 (87,9%) студентов. Все участники соревнования отметили высокий уровень его организации, ответственное проведение олимпиады, а также высказали пожелания для дальнейшего развития конкурсного движения: 1) проведение предварительной подготовки студентов с ППС кафедры, 2) более тщательный контроль технических возможностей студентов для использования интернет-ресурсов непосредственно во время самого соревнования, 3) предоставление информации заранее о необходимых предметах (или специальных инструментах), которые следует брать с собой на олимпиаду, если в этом есть необходимость. Анализ результатов анкетирования ППС и членов жюри олимпиады показал важность участия студентов в олимпийском движении для проверки своих знаний и навыков, определить «слабые» места в процессе преподавания/изучения дисциплины, развивать межпредметные связи, что в итоге позволяет формировать высокообразованную личность - врача будущего! Представители ЛПУ и ППС в составе жюри олимпиады единогласно отметили, что любой предметный конкурс является местом для отбора наиболее целеустремленных и влюбленных в свою будущую профессию выпускников. Именно во время олимпиады потенциальный работодатель качестве независимого эксперта от представительства практического здравоохранения может подобрать для своего медицинского учреждения талантливую и одаренную молодежь из участников олимпиады. Принимая на работу креативных, конкурентоспособных, талантливых, ответственных выпускников, работодатель будет уверен в их профессионализме. Пожеланиями для оптимизации проведения тематических олимпиад в будущем были предложения от ППС и членов жюри в виде включения в этапы конкурса демонстрации практических навыков на муляжах, использование специального медицинского дерматологического инструментария; индивидуализация этапа «Клинический случай» в качестве заранее подготовленного кейса (вариант домашнего задания) от каждой команды участников друг другу. Все члены жюри были единогласны во мнении о высоком уровне организация олимпиады, прозрачности, независимости и адекватности оценок конкурсных заданий. Заключение Результаты анонимного анкетирования всех участников второй тематической олимпиады по дерматовенерологии показали её целесообразность и необходимость в качестве: 1) независимого инструмента развития навыков командной работы и лидерских качеств будущих врачей; 2) проверки быстрой адаптации студенческой молодёжи к будущему в постоянно меняющихся условиях медицинской практики; 3) умение оставаться эффективными в условиях давления и неопределенности; 4) стимулирование наиболее заинтересованных студентов медиков к дальнейшему формированию у них общекультурных и профессиональных навыков, профессиональному и личностному развитию; 5) важной составляющей образовательного и воспитательного процесса в медицинском вузе, когда преподаватель, студент и организатор здравоохранения могут активно взаимодействовать в аспекте клинической и прикладной медицинской практики (фото). Фото. Участники второй тематической олимпиады по дерматовенерологии 10 января 2025 г., Смоленск
×

About the authors

I. E Torshina

Smolensk State Medical University

Email: email@example.com
доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia

A. A Dontsova

Smolensk State Medical University

Email: email@example.com
клинический ординатор кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia

L. I Volynets

Smolensk State Medical University; Smolensk Regional Clinical Hospital

Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, главный врач ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», доцент кафедры факультетской хирургии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia; 27, Gagarin Avenue, 214018, Smolensk, Russia

D. L Chernova

Smolensk State Medical University

Email: email@example.com
студентка лечебного факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia

E. V Fadeeva

Smolensk Regional Clinical Hospital

Email: email@example.com
врач дерматовенеролог ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» 27, Gagarin Avenue, 214018, Smolensk, Russia

S. I Averina

Smolensk State Medical University; Safonovo Central Regional Hospital

Email: email@example.com
заведующий дерматовенерологическим отделением ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ», ассистент кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia; 66, Oktyabrskaya St., 215505, Smolensk Region, Russia

T. M Busko

Smolensk State Medical University

Email: email@example.com
ассистент кафедры дерматовенерологии, косметологии и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia

Panwar Lalit

Smolensk State Medical University

Email: email@example.com
студент факультета иностранных учащихся ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia

References

  1. Андрусенко С.Ф. Олимпиада как способ мотивации к углубленному изучению предметов // Вестник Северо-Казанского университета. - 2019. - №3(72). - С. 125-131. @@ Andrusenko S.F. Vestnik Severo-Kazanskogo universiteta. Bulletin of the North Kazan University. - 2019. - N3(72). - P. 125-131. (in Russian)
  2. Астанина С.Ю., Бернс С.А., Гиляревский С.Р. и др. Методические особенности проведения олимпиады врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и интернистов как вида неформального образования // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2024. - Т.23(2S). - С. 4151. @@ Astanina S.Ju., Berns S.A., Giljarevskij S.R. i dr. Kardiovaskuljarnaja terapija i profilaktika. Cardiovascular therapy and prevention. - 2024. - V.23(2S). - P. 4151. (in Russian)
  3. Привалова Г.Ф., Ткаченко Л.А., Ткаченко А.В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов вуза культуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - Т.28, №3. - С. 160-165. @@ Privalova G.F., Tkachenko L.A., Tkachenko A.V. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Professional education in Russia and abroad. - 2020. - V.28, N3. - P. 160-165. (in Russian)
  4. Тютюков В.Г., Тютюков К.М., Небураковский А.А. и др. Олимпиадное движение в содержании образовательной подготовки студентов высшей школы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №12(190). - С. 273-282. @@ Tjutjukov V.G., Tjutjukov K.M., Neburakovskij A.A. i dr. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 2020. - N12(190). - P. 273-282. (in Russian)
  5. Федина Н.В., Дмитриев А.В., Белых Н.А. и др. Опыт педиатрического олимпиадного движения в РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2024. - Т.12, №3(46). - С. 207-216. @@ Fedina N.V., Dmitriev A.V., Belyh N.A. i dr. Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie. Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2024. - T.12, N3(46). - P. 207-216. (in Russian)
  6. Юдаева Ю.А., Понятова Е.А., Снасапова Д.М., Юльметова И.Г., Соловых О.В., Аксарова Л.Д. Из опыта проведения олимпиады по практической подготовке в Оренбургском государственном медицинском университете // Современные проблемы науки и образования. - 2019. @@ Judaeva Ju.A., Ponjatova E.A., Snasapova D.M., Jul'metova I.G., Solovyh O.V., Aksarova L.D. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. Modern problems of science and education. - 2019. (in Russian)
  7. Яворская С.Д., Горбачева Т.И., Дмитриенко К.В. и др. Роль олимпиад по специальности в образовательном процессе медицинского вуза: взгляд преподавателей и студентов // Проблемы современного образования. - 2023. - №6. - С. 224-233. @@ Javorskaja S.D., Gorbacheva T.I., Dmitrienko K.V. i dr. Problemy sovremennogo obrazovanija. Problems of modern education. - 2023. - N6. - P. 224-233. (in Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».