ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СТОМАТОЛОГИИ ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С КУРСОМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
- Авторы: Шашмурина В.Р1, Мишутина О.Л1, Волченкова Г.В1, Шашмурина А.Б1, Ковалева Н.С1, Девликанова Л.И1, Васильцова О.А1
-
Учреждения:
- Смоленский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 24, № 2 (2025)
- Страницы: 248-252
- Раздел: Юбилеи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2225-6016/article/view/354364
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2025.2.%25u
- EDN: https://elibrary.ru/RIXVMZ
- ID: 354364
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Медицинское образование имеет тенденцию к преобразованию, происходящему под влиянием многих факторов, включая постоянно меняющуюся среду здравоохранения, новую роль врача, измененные общественные ожидания, быстро развивающуюся медицинскую науку и появление большого разнообразия педагогических методов, используемых при обучении медицине [4]. От качества подготовки медицинских кадров, определяющего в итоге и качество медицинской помощи, будут зависеть дальнейший прогресс и рост эффективности здравоохранения. Решение задач обеспечения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных и компетентных специалистах неразрывно связано с необходимостью совершенствования, оптимизации, интенсификации и инновации учебного процесса [1]. Информационные технологии в современном дополнительном профессиональном образовании медицинских работников играют всё более активную роль, становясь основой при организации обучения [3]. Визуальные интерактивные технологии становится неотъемлемой и доступной частью программы обучения в медицинском вузе. Современные методы 3D-визуализации и моделирования дают возможность дополнить традиционные методы обучения по многим медицинским дисциплинам программами моделирования виртуальной реальности, использованием мобильных приложений, элементов видеоигр (геймификация), симуляционных технологий, которые способствуют обучению в условиях, максимально приближенным к реальности, создавая эффект «полного погружения» в клиническую ситуацию. Использование современных технологий в медицинском образовании должно способствовать поддержке обучения, а не быть заменой традиционных подходов, где главную роль играет педагог. Преподаватели должны сосредоточиться на принципах обучения, а не на конкретных технологиях, которые являются лишь одним из методов в образовательном наборе инструментов [2, 5]. Современная тенденция в стратегии профессионального образования - прежде всего широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые направлены на самостоятельное овладение слушателями знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [5]. Становление кафедры стоматологии факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО) с курсом организации медицинской помощи началось в 1984 году. В соответствии с приказом Минздрава РСФСР от 11.03.84 №155 в Смоленском государственном медицинском институте был создан факультет усовершенствования врачей (ФУВ), а на основании приказов Минздрава №548 и №563 от 04.06.85 и 17.07.85 при факультете в числе других была организована кафедра стоматологии. Открытая в феврале 1984 г. городская стоматологическая поликлиника № 3 стала клинической базой кафедры. Факультет был создан в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов, подготовки их к выполнению трудовых функций путём организации и проведения дополнительного профессионального образования медицинских, фармацевтических, педагогических и иных категорий работников. Организацией и формированием кафедры, ее развитием активно занимался первый заведующий, избранный по конкурсу в 1985 г., доцент, к.м.н. Гинали Вильян Николаевич, который завершил свою деятельность в этой должности в 2001 г. Первыми сотрудниками кафедры были ассистенты: к.м.н. Г.В. Лебедева, Л.В. Терешкина, затем со студенческих кафедр были переведены к.м.н. В.С. Воронин, Э.В. Кузнецова, д.м.н., профессор А.Т. Бусыгин как научный консультант. В 1989 году на кафедре стала работать ассистент, к.м.н. В.П. Загороднова, в 1993 г. - ассистент, к.м.н. А.Е. Савин. В 1996 г. по конкурсу ассистентом кафедры избран В.Н. Анисов, в 1998 г. - после окончания аспирантуры Г.В. Волченкова. В 1999 году приказом ректора В.Г. Плешкова проведено объединение кафедры с курсом интернатуры по специальности «Стоматология». Это позволило увеличить преподавательский состав, методически правильно организовать преемственную систему послевузовской подготовки специалистов стоматологического профиля: интернатуры, ординатуры, повышения квалификации, профессиональной переподготовки. С января 2001 г. кафедру возглавил профессор д.м.н. Николай Яковлевич Молоканов. В тот период работали доценты кандидаты медицинских наук: В.Н. Гинали, А.Е. Савин, Н.М. Стефанцов, В.П. Загороднова, Г.В. Волченкова, И.В. Купреева, О.Л. Мишутина; ассистенты: В.Н. Анисов и Т.И. Бадебкина. С 2002 г. на кафедре стал работать в должности доцента к.м.н. А.В. Федосеев, с 2003 г. - ассистент Л.И. Девликанова, с 2006 г. - ассистент Ю.С. Романова. Кафедра проводила выездные курсы повышения квалификации в городах: Брянск, Калининград, Калуга, Курск, Орел, Мурманск, Липецк. В ординатуре стали обучаться и повышать квалификацию не только выпускники СГМУ, но и других высших учебных заведений Российской Федерации. В 2010 г. с кафедры ортопедической стоматологии была переведена доцент д.м.н. Виктория Рудольфовна Шашмурина, которая и возглавила коллектив с января 2013 г. и руководит кафедрой по настоящее время. По внутреннему совместительству приказом по Смоленской государственной медицинской академии от 09.04.2014 Шашмурина В.Р. назначена на должность декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (в 2015 г. переименован в факультет дополнительного профессионального образования). С 2015 г. была переведена с кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ассистент Ковалева Н.С. В 2015 г. кафедра переименована в кафедру стоматологии ФДПО, с 2023 г. - в кафедру стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи. В настоящее время на кафедре проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачи, работающие в Смоленской области и других регионах. Ежегодно в рамках плана совместной работы СГМУ и Министерства здравоохранения Смоленской области проводятся курсы ДПО по актуальной для региона тематике. Основными базами кафедры является ОГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №3» и ОГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» г. Смоленска. Для учебного процесса кафедра использует лекционный зал, терапевтический, хирургический и ортопедический кабинеты, которые оборудованы современными стоматологическими установками, создан фантомный класс, оснащенный компьютерной техникой и необходимым оборудованием, слушатели курсов и ординаторы имеют возможность совершенствовать свои мануальные навыки в процессе обучения. В соответствии с пожеланиями работодателей, обучающихся, а также требованиями edu.rosminzdrav.ru, дополнительные профессиональные программы перерабатываются с включением в них стажировки, сетевой формы обучения, дистанционного и симуляционного обучения. На портале edu.rosminzdrav.ru создан личный кабинет СГМУ (для обучения медицинских работников с высшим медицинским образованием, медицинских работников со средним медицинским образованием, медицинских работников с высшим немедицинским образованием); размещены дополнительные профессиональные программ с модулями электронного обучения, возможностью их реализации с применением образовательного сертификата. За отчетный период количество программ ДПО, размещенных СГМУ портале edu.rosminzdrav.ru, возросло в 3 раза. В настоящее время повысились требования к качеству последипломной подготовки специалистов стоматологического профиля и чтобы соответствовать требованиям времени преподаватели кафедры командируются в ведущие учебные центры для освоения новых современных технологий профилактики и лечения стоматологических заболеваний. Анализ качества дополнительного профессионального образования проводится по данным внутреннего контроля и отзывов слушателей на портале edu.rosminzdrav.ru. Качество организации обучения оценили высоким 93% респондентов, качество электронных образовательных материалов оценили высоким 83% респондентов. Кафедра стоматологии ФДПО с курсом организации медицинской помощи ФГБОУ ВО СГМУ проводит подготовку кадров высшей квалификации в ординатуре по 6 специальностям: «Стоматология общей практики», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология детская», «Ортодонтия», профессиональную. переподготовку и повышение квалификации по 7 специальностям: «Стоматология общей практики», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология детская», «Ортодонтия», «Организация здравоохранения». Сотрудники кафедры проводят семинарские и практические занятия с ординаторами и слушателями курсов, используя активные формы проведения аудиторных занятий при реализации образовательных программ, читают лекции на курсах повышения квалификации. В учебном процессе используются информационные компьютерные технологии (презентации, программы деловых игр, программы компьютерного тестирования). На кафедре созданы мультимедийные презентации лекций, учебно-методические комплексы по всем стоматологическим дисциплинам. Кафедра внедрила электронное обучение на портале sdo.smolgmu.ru, vebinar.ru, iSpring, на платформе непрерывного медицинского образования (НМО), запись видеоматериалов осуществляется в студии «Jalinga». Сотрудники кафедры стоматологии ФДПО с курсом организации медицинской помощи проводят научно-исследовательскую работу по следующим направлениям: адгезивная подготовка в комплексном лечении пациентов с пришеечными дефектами твердых тканей зубов, диагностика стоматологических заболеваний, особенности реабилитации пациентов при сочетании стоматологической патологии с общесоматическими заболеваниями, дентальная имплантология, малоинвазивные технологии замещения дефектов твердых тканей зубов с применением непрямых керамических реставраций, стоматологическая помощь льготным категориям граждан в Смоленской области совершенствование организации стоматологической помощи населению. С 2000 г. сотрудниками кафедры опубликована 601 научная статья (455 - в центральной печати); издано 68 учебно-методических рекомендаций и пособий, 4 монографии. Сотрудники кафедры выступили с 407 докладами на заседаниях ассоциации врачей-стоматологов Смоленской, Брянской, Калужской, Калининградской, Тульской, Липецкой и Мурманской областей, 49 докладами на различных российских и международных форумах, имеют 20 патентов на изобретение, 42 рационализаторских предложения. Опыт работы в системе менеджмента качества отражён в публикациях в «Смоленском медицинском альманахе», газете «За медицинские кадры», сборниках трудов федерального уровня. Кафедра награждалась руководством университета за I место в конкурсе «Лучшая клиническая кафедра» по итогам образовательной деятельности за 2014-2015 г. (апрель 2016 г.), за I место в конкурсе «Лучшая клиническая кафедра» по итогам научно исследовательской работы за 2017 г. (апрель 2017). В 2015 г. кафедре было присуждено I место в номинации «Инновации и технологии» за период с 2010-2014 гг., в 2016 г. профессор В.Р. Шашмурина победила в конкурсе на лучшую монографию. Программа профессиональной переподготовки «Специалист по работе с молодежью» СГМУ, подготовленная при участии сотрудников кафедры, стала победителем в специальной номинации «Выбор экспертов» Министерства науки и высшего образования России и вошла в сборник лучших образовательных практик 2024 г. Кафедра стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи с 2019 г. тесно взаимодействует с кафедрой ФИПО ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (зав. кафедрой, д.м.н., профессор Чайковская И.В.). Заключен договор о сотрудничестве над совместным проектом НИР «Клинико-морфологическое обоснование подхода к лечению хронического периодонтита при различной степени деструкции тканей апикального пародонта». За период с 2019 по 2025 гг. сотрудники кафедры стоматологии факультета ДПО с курсом организации медицинской помощи ежегодно принимали участие в республиканских и международных конференциях, проходящих на базе ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» и выступили с 38 докладами. Студенты научного кружка кафедры и аспиранты под руководством сотрудников кафедры готовили доклады и получали призовые места на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы науки XXI века», 90-й всероссийской Байкальской научно-практической конференция молодых ученых и студентов с международным участием, международном конгрессе «Инновационные технологии в стоматологии», Международном конгрессе «Невский радиологический форум», наиболее активные студенты и ординаторы были награждены грамотами ректора СГМУ Р.С Козлова. Преподаватели кафедры, ординаторы вместе с коллективами базовых поликлиник оказывают стоматологическую помощь населению города Смоленска и Смоленской области. На кафедре регулярно проводятся консультации врачей и пациентов, в том числе и дистанционно с использованием интернет-технологий. Сотрудники кафедры и ординаторы приняли участие в проектах «Рак боится смелых» (Фонд президентских грантов), «Онкопатруль», «Добро в село» и были награждены грамотами Министерства здравоохранения Смоленской области. Проводится совместная работа с Департаментами и министерствами здравоохранения Смоленской, Брянской, Тульской, Калужской, Калининградской, Владимирской и Ярославльской областей по организации курсов повышения квалификации врачей. С 2022 г. кафедра и факультет ДПО выполняет новую задачу: обучение студентов по программам ДПО с целью получения ими дополнительной квалификации и выполнения показателя «Приоритет-2030». Благодаря реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в СГМУ у студентов появилась возможность по окончании университета одновременного получения нескольких квалификаций. Организовано обучение по программам профессиональной переподготовки «Специалист по работе с молодежью» (250 ч.), «Медиация в специализированных сферах: образование, медицина» (250 ч.), успешно проводится обучение медицинских работников со средним профессиональным образованием. В будущем планируется внедрение в учебный процесс технологии искусственного интеллекта, открытого образования: переход курации к модератору информационной платформы, совершенствование цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава, совершенствование менеджмента услуг: разработка «пакетных» образовательных продуктов, переход к продуктовому подходу проектирования ДПО.Об авторах
В. Р Шашмурина
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
О. Л Мишутина
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Г. В Волченкова
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
А. Б Шашмурина
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Н. С Ковалева
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Л. И Девликанова
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
О. А Васильцова
Смоленский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Список литературы
Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах. Вестник оториноларингологии. 2020. - №85(2). - C. 84-87. @@ Izvin A.I. Vestnik otorinolaringologii.Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. - 2020. - N85(2). - P. 84-87. (in Russian) Итинсон К.С. Инновационное обучение медицине на основе визуальных технологий // Карельский научный журнал. - 2020. - Т.9., №1(30). - С. 16-18. @@ Itinson K.S. Karel'skij nauchnyj zhurnal. Karelian Scientific Journal. - 2020. - V.9., N1(30). - P. 16-18. (in Russian) Кудрина В.Г., Садыкова Т.И., Щелыкалина С.П. и др. Информационные технологии в современном дополнительном профессиональном образовании медицинских работников // Врач и информационные технологии. - 2022. - №3. - С. 36-43. @@ Kudrina V.G., Sadykova T.I., Shchelykalina S.P. i dr. Vrach i informacionnye tekhnologii. The doctor and information technology. - 2022. - N3. - Р. 36-43. (in Russian) Чиркова В.М. Современные технологии в медицинском образовании как средство обучения студентов нового поколения // Карельский научный журнал. - 2020. - Т.9., №1(30). - С. 40-42. @@ Chirkova V.M. Karel'skij nauchnyj zhurnal. Karelian Scientific Journal. - 2020. - V.9., N1(30). - P. 40-42. (in Russian) Мальцева А.Н. Современные методы в учебном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4. 11.03.2025. URL: https://science-ducation.ru/ru/article/view?id=29040 @@ Mal'ceva A.N. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Modern problems of science and education. 11.03.2025. URL: https://science-ducation.ru/ru/article/view?id=29040 (in Russian)
Дополнительные файлы


