Этно- и социолингвистические основы мотивации изучающих финский язык в Петрозаводском государственном университете

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Целью научной статьи стало выявление этно- и социолингвистических основ мотивации обучающихся к изучению финского языка на основе анализа результатов опроса студентов кафедры прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета. В настоящий момент такие исследования являются актуальными, так как на протяжении нескольких лет у абитуриентов наблюдается устойчивый интерес к профилям обучения, включающим помимо второго основного языка (карельского, вепсского или английского) финский язык.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили материалы опроса студентов-бакалавров, изучающих финский язык. При проведении исследования использовались методы опроса, математический, статистический и сравнительно-сопоставительный.
Результаты исследования и их обсуждение. Кафедра прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета реализует набор на три профиля обучения, каждый из которых содержит финский язык в качестве профильного модуля: «Финский язык и литература, карельский язык», «Финский язык и литература, вепсский язык» и «Финский язык и литература». Республика Карелия как граничащий с Финляндией регион и как территория, на которой исторически контактировали карелы, вепсы, русские и финны, несомненно, заинтересована в подготовке специалистов, мотивированных к тому, чтобы связать свою будущую профессию с применением финского, карельского и вепсского языков. Автор статьи обращается к этно- и социолингвистическим основам мотивации обучающихся к изучению финского языка. Опыт проведения подобных исследований может применяться в дальнейшем относительно выявления мотивационных комплексов к изучению карельского и вепсского языков, являющихся языками коренных малочисленных народов Республики Карелия.
Заключение. Исследование показало, что большинство абитуриентов поступают на профили обучения кафедры прибалтийско-финской филологии со сформированным мотивационным комплексом к изучению финского языка. Полученные данные о мотивации студентов помогут преподавателям в разработке профессионально ориентированных модулей обучения и методик, повышающих мотивационную активность обучающихся.

Полный текст

-

×

Об авторах

Светлана Валерьевна Коробейникова

Петрозаводский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetkor.08@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3477-558X

старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии

Россия, Петрозаводск

Список литературы

  1. Братчикова Н. С. Особенности преподавания финского языка студентам-нефилологам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 3. С. 11–25.
  2. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. 2010.№ 4. URL: http://psystudy.ru/num/2010n4-12/343-gordeeva12 (дата обращения: 06.06.2020).
  3. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования. 2010. № 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378-gordeeva13.html (дата обращения: 24.01.2021).
  4. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Соотношение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности у абитуриентов и студентов вуза //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 6. С. 185–194.
  5. Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. 2007. № 2. С. 20–21.
  6. Коробейникова С. В. Международная деятельность как основа для формирования социокультурной компетенции у студентов, изучающих финский язык // Инновационная наука. 2019.№ 12. С. 97–100.
  7. Кряжков В. А. Право народов на самоопределение в Российской Федерации (на примере Республики Карелия) // Государство и право. 2020. № 4. C. 96–107. doi: 10.31857/S013207690009239-4.
  8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
  9. Мейнандер Х. История Финляндии: линии,структуры, переломные моменты. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Весь Мир, 2017. 238 с.
  10. Осьмак Н. А. Проблемы мотивации в изучении финского языка и пути их преодоления // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 3. C. 211–215.
  11. Семенова Е. М., Федорец Л. А. Аспекты оптимизации обучения финскому языку в МОУ «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота» г. Петрозаводска // Российские финны: вчера, сегодня,завтра: материалы межрегион. науч. конф., посвящ. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. Петрозаводск, 2010. С. 174–180.
  12. Старшова Т. И. Финский язык в системе подготовки специалистов в Петрозаводском государственном университете // Бубриховские чтения:Проблемы прибалтийско-финской филологии и культуры: сб. науч. ст. Петрозаводск, 2002.С. 5–11.
  13. Такала И. Р. Финны в Карелии и в России: История возникновения и гибели диаспоры.СПб.: Журнал «Нева», 2002. 172 с.
  14. Такала И. Р. Финский язык в Карелии: история и судьба // Российские финны: вчера, сегодня,завтра: материалы межрегион. науч. конф.,посвящ. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. Петрозаводск, 2010. С. 24–41.
  15. Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по слав. мифологии и этнолингвистике. М.:Индрик, 1995. 509 с.
  16. Шейхет А. И. Трудности межкультурного общения на финском языке и методика их преодоления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 209–214.
  17. Bandura A. Self-efficacy. URL: http://www.uky.edu/~eushe2/Bandura/Bandura1994EHB.pdf (дата обращения: 30.05.2020).
  18. Crooces G., Schmidt R. W. Motivation: reopening the reseach agenda // Language Learning. 1991.Vol. 41, no. 4. P. 469–512. doi: 10.1111/J.1467-1770.1991.TB00690.X.
  19. Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist.2006. Vol. 41, no. 2. P. 111–127.
  20. Pekrun R. Emotions and learning. URL:https://www.ibe.unesco.org//fileadmin/user_upload/Publications/Educational_Practices/EdPractices_24eng.pdf (дата обращения:24.01.2021).
  21. Pekrun R.The control - value theory of achievement emotions: assumptions, corollaries,and implications for educational research and practice // Educational Psychology Review. 2006.Vol. 18. P. 315–341. doi: 10.1007/S10648-006-9029-9.
  22. Peltonen M., Ruohotie P. Motivaatio: menetelmiä työhalun parantamiseksi. Helsinki: Otava, 1987.164 s.
  23. Perikangas H., Ullakonoja R. Motivaation yhteys luku- ja kirjoitustaitoon venäjää kotikielenään puhuvilla peruskoululaisilla // Kieli, koulutus ja yhteiskunta. 2015. Vol. 6, no. 4. URL: http://www.kieliverkosto.fi/article/motivaation-yhteys-luku-jakirjoitustaitoon-venajaa-kotikielenaan-puhuvillaperuskoululaisilla/?format=pdf (дата обращения:24.01.2021).
  24. Ryan R.M., Deci E.L.Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 54–67. doi: 10.1006/ceps.1999.1020.
  25. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation,social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55, no. 1. P. 68–78. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.68.
  26. Schunk D. H., Miller S. D. Self-efficacy and adolescents’ motivation // Academic motivation of adolescents. Greenwich, 2002. P. 29–52.
  27. Steers R. M., Porter L. W. Motivation and work behavior. URL: https://docplayer.net/14664231-Work-behavior-motivation-and-mcgraw-hilllrwin-lyman-w-porter-richard-m-steers-gregory-abigley-seventh-edition-pous.html (дата обращения: 24.01.2021).
  28. Valdesolo P., Shtulman A., Baron A. S. Science is awe-some: the emotional antecedents of science learning // Emotion Review. 2017. Vol. 9, no. 3.P. 215–221. doi: 10.1177/1754073916673212.
  29. Vepsäläinen K. Näkökohtia motivaatiosta pedagogisen psykologian kannalta tarkasteltuna.Joensuu: Joensuun korkeakoulu, Kasvatustieteiden osasto, 1976. 54 s.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коробейникова С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».