Этно- и социолингвистические основы мотивации изучающих финский язык в Петрозаводском государственном университете
- Авторы: Коробейникова С.В.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2023)
- Страницы: 343-355
- Раздел: Культурология
- Статья получена: 11.12.2025
- Статья одобрена: 11.12.2025
- Статья опубликована: 15.11.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2076-2577/article/view/357405
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.03.343-355
- ID: 357405
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Целью научной статьи стало выявление этно- и социолингвистических основ мотивации обучающихся к изучению финского языка на основе анализа результатов опроса студентов кафедры прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета. В настоящий момент такие исследования являются актуальными, так как на протяжении нескольких лет у абитуриентов наблюдается устойчивый интерес к профилям обучения, включающим помимо второго основного языка (карельского, вепсского или английского) финский язык.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили материалы опроса студентов-бакалавров, изучающих финский язык. При проведении исследования использовались методы опроса, математический, статистический и сравнительно-сопоставительный.
Результаты исследования и их обсуждение. Кафедра прибалтийско-финской филологии Петрозаводского государственного университета реализует набор на три профиля обучения, каждый из которых содержит финский язык в качестве профильного модуля: «Финский язык и литература, карельский язык», «Финский язык и литература, вепсский язык» и «Финский язык и литература». Республика Карелия как граничащий с Финляндией регион и как территория, на которой исторически контактировали карелы, вепсы, русские и финны, несомненно, заинтересована в подготовке специалистов, мотивированных к тому, чтобы связать свою будущую профессию с применением финского, карельского и вепсского языков. Автор статьи обращается к этно- и социолингвистическим основам мотивации обучающихся к изучению финского языка. Опыт проведения подобных исследований может применяться в дальнейшем относительно выявления мотивационных комплексов к изучению карельского и вепсского языков, являющихся языками коренных малочисленных народов Республики Карелия.
Заключение. Исследование показало, что большинство абитуриентов поступают на профили обучения кафедры прибалтийско-финской филологии со сформированным мотивационным комплексом к изучению финского языка. Полученные данные о мотивации студентов помогут преподавателям в разработке профессионально ориентированных модулей обучения и методик, повышающих мотивационную активность обучающихся.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Светлана Валерьевна Коробейникова
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetkor.08@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3477-558X
старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии
Россия, ПетрозаводскСписок литературы
- Братчикова Н. С. Особенности преподавания финского языка студентам-нефилологам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 3. С. 11–25.
- Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. 2010.№ 4. URL: http://psystudy.ru/num/2010n4-12/343-gordeeva12 (дата обращения: 06.06.2020).
- Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования. 2010. № 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378-gordeeva13.html (дата обращения: 24.01.2021).
- Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Соотношение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности у абитуриентов и студентов вуза //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 6. С. 185–194.
- Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. 2007. № 2. С. 20–21.
- Коробейникова С. В. Международная деятельность как основа для формирования социокультурной компетенции у студентов, изучающих финский язык // Инновационная наука. 2019.№ 12. С. 97–100.
- Кряжков В. А. Право народов на самоопределение в Российской Федерации (на примере Республики Карелия) // Государство и право. 2020. № 4. C. 96–107. doi: 10.31857/S013207690009239-4.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
- Мейнандер Х. История Финляндии: линии,структуры, переломные моменты. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Весь Мир, 2017. 238 с.
- Осьмак Н. А. Проблемы мотивации в изучении финского языка и пути их преодоления // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 3. C. 211–215.
- Семенова Е. М., Федорец Л. А. Аспекты оптимизации обучения финскому языку в МОУ «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота» г. Петрозаводска // Российские финны: вчера, сегодня,завтра: материалы межрегион. науч. конф., посвящ. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. Петрозаводск, 2010. С. 174–180.
- Старшова Т. И. Финский язык в системе подготовки специалистов в Петрозаводском государственном университете // Бубриховские чтения:Проблемы прибалтийско-финской филологии и культуры: сб. науч. ст. Петрозаводск, 2002.С. 5–11.
- Такала И. Р. Финны в Карелии и в России: История возникновения и гибели диаспоры.СПб.: Журнал «Нева», 2002. 172 с.
- Такала И. Р. Финский язык в Карелии: история и судьба // Российские финны: вчера, сегодня,завтра: материалы межрегион. науч. конф.,посвящ. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. Петрозаводск, 2010. С. 24–41.
- Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по слав. мифологии и этнолингвистике. М.:Индрик, 1995. 509 с.
- Шейхет А. И. Трудности межкультурного общения на финском языке и методика их преодоления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 209–214.
- Bandura A. Self-efficacy. URL: http://www.uky.edu/~eushe2/Bandura/Bandura1994EHB.pdf (дата обращения: 30.05.2020).
- Crooces G., Schmidt R. W. Motivation: reopening the reseach agenda // Language Learning. 1991.Vol. 41, no. 4. P. 469–512. doi: 10.1111/J.1467-1770.1991.TB00690.X.
- Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist.2006. Vol. 41, no. 2. P. 111–127.
- Pekrun R. Emotions and learning. URL:https://www.ibe.unesco.org//fileadmin/user_upload/Publications/Educational_Practices/EdPractices_24eng.pdf (дата обращения:24.01.2021).
- Pekrun R.The control - value theory of achievement emotions: assumptions, corollaries,and implications for educational research and practice // Educational Psychology Review. 2006.Vol. 18. P. 315–341. doi: 10.1007/S10648-006-9029-9.
- Peltonen M., Ruohotie P. Motivaatio: menetelmiä työhalun parantamiseksi. Helsinki: Otava, 1987.164 s.
- Perikangas H., Ullakonoja R. Motivaation yhteys luku- ja kirjoitustaitoon venäjää kotikielenään puhuvilla peruskoululaisilla // Kieli, koulutus ja yhteiskunta. 2015. Vol. 6, no. 4. URL: http://www.kieliverkosto.fi/article/motivaation-yhteys-luku-jakirjoitustaitoon-venajaa-kotikielenaan-puhuvillaperuskoululaisilla/?format=pdf (дата обращения:24.01.2021).
- Ryan R.M., Deci E.L.Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 54–67. doi: 10.1006/ceps.1999.1020.
- Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation,social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55, no. 1. P. 68–78. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.68.
- Schunk D. H., Miller S. D. Self-efficacy and adolescents’ motivation // Academic motivation of adolescents. Greenwich, 2002. P. 29–52.
- Steers R. M., Porter L. W. Motivation and work behavior. URL: https://docplayer.net/14664231-Work-behavior-motivation-and-mcgraw-hilllrwin-lyman-w-porter-richard-m-steers-gregory-abigley-seventh-edition-pous.html (дата обращения: 24.01.2021).
- Valdesolo P., Shtulman A., Baron A. S. Science is awe-some: the emotional antecedents of science learning // Emotion Review. 2017. Vol. 9, no. 3.P. 215–221. doi: 10.1177/1754073916673212.
- Vepsäläinen K. Näkökohtia motivaatiosta pedagogisen psykologian kannalta tarkasteltuna.Joensuu: Joensuun korkeakoulu, Kasvatustieteiden osasto, 1976. 54 s.
Дополнительные файлы



