Идентификация параметров курсового движения автомобиля с использованием сигма-точечного фильтра Калмана
- Авторы: Чаплыгин А.В.1, Куликов И.А.1
-
Учреждения:
- Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ»
- Выпуск: Том 15, № 3 (2021)
- Страницы: 57-69
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2074-0530/article/view/105548
- DOI: https://doi.org/10.31992/2074-0530-2021-49-3-57-69
- ID: 105548
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема идентификации параметров курсового движения автомобиля, которые необходимы для работы систем активной безопасности (САБ). Отсутствие возможности определять часть необходимых для функционирования САБ параметров путем прямых измерений бортовыми датчиками (в силу отсутствия соответствующих датчиков в серийных автомобилях) обуславливает актуальность применения для идентификации этих параметров косвенных вычислительных методов, которые основаны на математических структурах, называемых наблюдателями.
Цель настоящей работы заключается в создании системы идентификации параметров движения автомобиля, которая, используя доступные на борту автомобиля измерения и математический аппарат теории наблюдателей и оптимальных фильтров, косвенным образом определяет неизмеряемые параметры, представляющие важность для работы систем активной безопасности.
На основании анализа существующих методов и инструментов предложена схема наблюдателя параметров курсового движения автомобиля с использованием сигма-точечного фильтра Калмана. Наблюдатель идентифицирует боковую составляющую вектора скорости автомобиля, коэффициенты бокового сцепления шин с опорной поверхностью и углы увода колес посредством модели динамики автомобиля и бортовых инерциальных датчиков, измеряющих линейные ускорения и скорость рыскания автомобиля.
Работоспособность и адекватность наблюдателя подтверждена путем сопоставления идентифицируемых им параметров с прямыми измерениями, выполненными в ходе дорожных испытаний автомобиля. В качестве меры оценки точности использовалась среднеквадратическая ошибка идентификации относительно прямых измерений параметров курсового движения. Дополнительная оценка адекватности произведена путем сравнения идентифицированной характеристики сцепления (зависимости коэффициента сцепления от угла увода) с характеристикой, полученной путем аппроксимации с помощью математической модели шины. Оценка показала хорошее качество идентификации параметров курсового движения, обеспечиваемое разработанным наблюдателем, что дает основания считать его полезным инструментом для исследования и разработки систем активной безопасности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
А. В. Чаплыгин
Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: chaplyghin.94@mail.ru
Россия, Москва
И. А. Куликов
Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ»
Email: chaplyghin.94@mail.ru
к.т.н.
Россия, МоскваСписок литературы
- Winner H., Hakuli S., Lotz F. and Singer C. Handbook of Driver Assistance Systems. Basic Information, Components and Systems for Active Safety and Comfort, Berlin/Heidelberg:Springer International Publishing:, 2016.
- Liu W., He H., Sun F. Vehicle state estimation based on Minimum Model Error criterion combining with Extended Kalman Filter //J. Frankl. Inst. 2016. P. 834–856. doi: 10.1016/j.jfranklin.2016.01.005
- Tsunashima H., Murakami M., Miyataa J. Vehicle and road state estimation using interacting multiple model approach//Veh. Syst. Dyn. 2006. 44. P. 750–758. doi: 10.1080/00423110600885772
- Bechtloff J., Ackermann C., Isermann R. Adaptive state observers for driving dynamics – online estimation of tire parameters under real conditions. // In: Pfeffer P. (eds) 6th International Munich Chassis Symposium 2015. Proceedings// Springer Vieweg, Wiesbaden. doi: 10.1007/978-3-658-09711-0_46
- Kalman R.E. A New Approach to Linear Filtering and Prediction Problems // Journal of Basic Engineering. 1960. Vol. 82. P. 35-45.
- Drakunov S. and Utkin V. Sliding mode observers. Tutorial // Proceedings of 1995 34th IEEE Conference on Decision and Control, 1995. P. 3376-3378. doi: 10.1109/CDC.1995.479009.
- Elfring J., E Torta., van de Molengraft R. Particle Filters: A Hands-On Tutorial //Sensors 2021. 21. P. 438. doi: 10.3390/s21020438
- Jin X., Yin G., Chen N., Advanced estimation techniques for vehicle system dynamic state: A survey// Sensors. 2019. 19(19). doi: 10.3390/s19194289
- Nam K., Oh S., Fujimoto H., Hori Y. Estimation of sideslip and roll angles of electric vehicles using lateral tire force sensors through RLS and Kalman filter approaches//IEEE Trans. Ind. Electron. 2012. 60. P.988–1000.
- Anderson R., Bevly D.M. Using GPS with a model-based estimator to estimate critical vehicle states// Veh. Syst. Dyn. 2010. 48. P.1413–1438. doi: 10.23919/ACC.2004.1383774
- Kim J. Effect of vehicle model on the estimation of lateral vehicle dynamics. Int. J. Autom. Technol. 201. 11. P.331–337. doi: 10.1007/s12239-010-0041-1
- Liu W., He H., Sun F. Vehicle state estimation based on Minimum Model Error criterion combining with Extended Kalman Filter//J. Frankl. Inst. 2016. 353. P. 834–856. doi: 10.1016/j.jfranklin.2016.01.005
- Zong C., Hu D., Zheng H. Dual extended Kalman filter for combined estimation of vehicle state and road friction// Chin. J. Mech. Eng. 2013. 26. P. 313–324. doi: 10.3901/CJME.2013.02.313
- Antonov S., Fehn A., Kugi A. Unscented Kalman filter for vehicle state estimation// Veh. Syst. Dyn. 2011. 49. P. 1497–1520.
- Davoodabadi I, Ramezani A.A, Mahmoodi M. K., Ahmadizadeh P. Identification of tire forces using Dual Unscented Kalman Filter algorithm// Nonlinear Dyn, 2014. 78. P. 1907–1919.
- Куликова М.В., Куликов Г.Ю. Численные методы нелинейной фильтрации для обработки сигналов и измерений // Вычислительные технологии. 2016. № 4. C. 64−98.
- Куликов И.А., Бахмутов С.В., Барашков А.А. Исследование динамики автомобиля с системами активной безопасности посредством виртуальных и дорожных испытаний // Труды НАМИ. 2016. № 265. C. 53−65.
- Pacejka H.B., Besselink I. Tire and vehicle dynamics. Third Edition. Elsevier Ltd. 2012. P. 176-183. P. 202. P. 613-618.
- Svendenius J. Tire Modeling and Friction Estimation. Lund: Lund University. 2007. P. 130-132.
Дополнительные файлы
