Foreign policy of the Republic of Kazakhstan: yesterday and today
- Autores: Kurmanguzhin R.S.1
-
Afiliações:
- Narkhoz University
- Edição: Nº III (2024)
- Páginas: 153-167
- Seção: CENTRAL ASIA IN THE GLOBAL WORLD
- URL: https://bakhtiniada.ru/2073-4786/article/view/288678
- DOI: https://doi.org/10.20542/2073-4786-2024-3-153-167
- ID: 288678
Citar
Texto integral
Resumo
The article is devoted to the analysis of the peculiarities of diplomacy of the first head of Kazakhstan N.A.Nazarbayev and the current President of the Republic of Kazakhstan K.-J.K. Tokayev on the example of the development of cooperation between Kazakhstan and key actors of the modern system of international relations and partners in the Central Asian region. The continuity of the foreign policy course of the republic aimed at the formation of favorable conditions for ensuring sustainable political and economic development of the state is noted. The preservation of the main principle of the country’s foreign policy is emphasized – multi-vector, thanks to which the progressive cooperation of the republic with almost all countries of the world is ensured. It is stated that this multi-vector policy has become a visiting card of the diplomacy of the Republic of Kazakhstan in recent years. The identified differences in the diplomacy of the two presidents make it possible to identify issues that require a certain assessment and, equally important, to make appropriate point changes.
Texto integral
Введение
В истории любого независимого государства существует период первоначального становления, когда приоритетным видится решение и определенных внешнеполитических задач. По мере развития ситуации, а также исходя из накопленного опыта на международной арене руководство государства может вносить коррективы во внешнеполитический курс. Иногда это происходит, иногда – нет, что объясняется не только наличием или отсутствием желания отказаться от значимых «находок» в достижении конкретных внешнеполитических целей. Ситуация выглядит сложнее – в условиях формирующихся стереотипов принятия решений, а также возможного игнорирования других точек зрения появление конструктивных идей представляется затруднительным. Более реальна ситуация, когда изменения связаны со сменой руководства, когда с новым лидером, имеющим собственные взгляды, приходят специалисты с другим мышлением, не вписывавшимся в прошлую политическую систему. Именно в этот момент открывается возможность и, главное, потребность уйти от прежних штампов.
Нечто подобное происходит в современном Казахстане. При этом наблюдается интересный феномен – точечные изменения в ряде областей дипломатии, к удивлению международных партнеров, сочетаются с сохранением многовекторности внешней политики, ее предсказуемости и ответственности. Более того, на мировой арене начинает формироваться узнаваемость и привычка к своеобразному «почерку» дипломатии современного Казахстана, дипломатии, защищающей в первую очередь интересы собственной страны, находящейся в сложном геополитическом окружении. Все это позволяет утверждать, что Республика Казахстан «стала влиятельным членом мирового сообщества» [1].
Дипломатии первого президента Казахстана Н.Назарбаева
Говоря о дипломатии Н.А.Назарбаева, следует выделить ее главную особенность, благодаря которой Казахстан приобрел имидж предсказуемого международного партнера. Несмотря на небольшой – по мировым меркам – экономический потенциал и внешнеполитические возможности, Республика Казахстан превратилась не только в одного из реальных акторов современной системы международных отношений [2, с. 234], но стала генератором инновационных идей, связанных с интеграционными процессами1, с проблематикой международной безопасности2 и мирового развития3. Данное обстоятельство отмечают такие аналитики, как К.Сван [3] и А.Богатуров [4].
С обретением республикой независимости одной из задач Н.Назарбаева стало создание профессиональной дипломатической службы. Она должна была решать задачи, оставшиеся от СССР, а также определить траекторию внешней политики, обеспечивающую достойное место Казахстана в системе международных отношений.
Н.Назарбаев отмечал отсутствие в республике «традиций внешней политики» и профессиональных дипломатов, компетентных в решении внешнеполитических задач [5, с. 89], поэтому предстояло строительство казахстанской дипломатии фактически с нуля [6, с. 4]. Первый президент пригласил на родину специалистов, имевших опыт дипломатической работы в МИД СССР и в советских посольствах.
В республику вернулось 12 дипломатов, работавших в советском внешнеполитическом ведомстве [7, с. 213]. Именно они сформировали костяк, который участвовал в строительстве МИД РК.4 Н.Назарбаев оказался единственным лидером на постсоветском пространстве, который пригласил советских специалистов, что выгодно отличало Казахстан от соседей, а также позволило республике выстроить правильный курс на международной арене.
Одной из проблем, доставшихся от СССР, было наличие в Казахстане ядерного потенциала, способного уничтожить США и Китай: 104 межконтинентальные ракеты наземного базирования SS-18 каждая с 10 боеголовками предназначались для США. Дополнительно на востоке страны (потенциально – против Китая) было размещено 40 стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами воздушного базирования (около 500 ядерных зарядов) [8].
В этих условиях Н.Назарбаев дал понять мировому сообществу, что Казахстан не намерен подрывать существовавший режим нераспространения [6, с. 4]. Он также поставил перед внешнеполитическим ведомством следующие задачи: вхождение Казахстана в мировое сообщество, обеспечение национальной безопасности страны, содействие экономическому развитию республики, защита прав и интересов казахстанских граждан, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, которые заинтересованы в этом [6, с. 4].
МИД РК также должен был создавать с нуля нормативно-правовую базу своего функционирования.5 Эту работу возглавил первый замминистра. Активное использование материалов советского/российского МИД позволило оперативно подготовить три документа – положения «О Министерстве иностранных дел Республики Казахстан», «О Посольстве Республики Казахстан», «Об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан, аккредитованного в других государствах». Каждый из документов был утвержден отдельным президентским указом 2 июля 1992 года.6
Следует отметить, что глава Казахстана отличался способностью определить горизонты возможностей республики на международной арене, несмотря на то что в его окружении были «специалисты», предлагавшие т. н. конфронтационный стиль общения с соседями.7 Этот дар полностью раскрылся в диалоге с Россией, где, как и в Казахстане, существовали силы, препятствовавшие сближению наших стран. Те же российские «реформаторы» успешно «выдавливали» Казахстан из рублевой зоны.8
Именно Н.Назарбаев настоял на подписании в 1992 г. базового соглашения, которое «отражало крупные изменения, произошедшие с распадом СССР, и выводило отношения между странами в качественно другое измерение» [9, с. 52]. В 1994 г. он мониторил работу казахстанских специалистов9, занимавшихся подготовкой 22 договоров, создавших «договорную основу динамичного развития межгосударственных отношений Казахстана и России» [9, с. 59]. В результате последовательных шагов Казахстан стал основным союзников России на международной арене.10
Страны выстроили систему взаимодействия во всех областях. Были найдены решения многих проблем, таких как аренда комплекса «Байконур»11 и испытательных полигонов; делимитация границы протяженностью 7 тыс. км; раздел сфер ответственности на Каспийском море12; подписание важных соглашений гуманитарного характера, в т. ч. облегчающих получение гражданства Казахстана и России жителями двух стран. Стороны сохранили общее оборонное пространство, активно взаимодействуя в ОДКБ.
Казахстан и Россия стали лидерами интеграционных процессов на евразийском пространстве (формирование Таможенного союза и Евразийского экономического союза). Была введена практика проведения межрегиональных форумов с участием глав государств.13 Страны в целом поддерживали внешнеполитические инициативы друг друга, они предпринимали усилия по решению проблем экономического взаимодействия14.
На развитие сотрудничества оказывал влияние личностный фактор. Н.Назарбаева и Б.Ельцина связывало общее советское прошлое, что облегчало решение сложных проблем двустороннего взаимодействия.15 Общая тональность двустороннего сотрудничества была сохранена и после прихода к власти В.Путина, однако прагматичным оно стало при К.-Ж.Токаеве.
При Н.Назарбаеве диалог с США на первых порах отличался активностью. Большинство контактов тогда инициировал Вашингтон, поскольку США беспокоила судьба ядерного оружия в Казахстане. Визиты Назарбаева в США в 1992 и 1994 гг. синхронизировались с его посещениями России. Подобная практика была уместна, поскольку Россия Ельцина сама стремилась наладить с США партнерские отношения. По мере решения ядерного вопроса и формулирования Москвой собственных внешнеполитических интересов в современной системе международных отношений Астане стало труднее соблюдать баланс интересов Вашингтона и Москвы.
Сложность маневрирования заключалась также в том, что США и Россия за прошедшие 30 лет так и не определили для себя, какой должна быть их политика в Центральной Азии. По мнению российских аналитиков, на протяжении длительного времени политика США и России в отношении ЦА формировалась под влиянием факторов, связанных преимущественно с обеспечением безопасности. При этом значимость самого региона снижалась [10]. Что касается США, то практически все администрации – от У.Клинтона до Д.Трампа – действовали на реализацию американского кредо, сохранявшего в своей основе сильное чувство национализма [11, с. 43].
Примечательно, что переговоры Н.Назарбаева со всеми президентами США имели достаточно сложный характер. В отличие от своих собеседников, глава Казахстана помнил содержание всех ранее достигнутых договоренностей. Наибольшую настойчивость он проявлял при получении для Казахстана гарантий ядерной безопасности со стороны постоянных членов СБ ООН.16 В ходе двусторонних встреч президентам США приходилось реагировать и на казахстанские инициативы по вопросам безопасности и проблемы ядерного оружия.17
На некоторых этапах взаимоотношений тональность встреч менялась, что объяснялось снижением актуальности ядерной проблематики, обеспокоенностью американской стороны некоторыми аспектами внутриполитического развития страны, а также уверенностью США в незыблемости своих позиций в нефтегазовой отрасли Казахстана. Эта уверенность подкреплялась подписанным Н.Назарбаевым в Вашингтоне в 1997 г. Соглашением об эксплуатации прикаспийских нефтегазовых месторождений. В 1999 г. для организации визита Н.Назарбаева в США пришлось использовать связи одного из казахстанских предпринимателей[12].
Проще было с республиканцами. При Дж.Буше глава Казахстана посетил США с рабочим визитом в декабре 2001 г. и с официальным визитом – в сентябре 2006 г. С приходом в Белый дом демократа Б.Обамы количество контактов на высшем уровне сохранилось, они происходили и на полях международных мероприятий.18
Другая атмосфера сложилась в отношениях с КНР, где сохранились традиции помнить добро. Китай, как и США, был заинтересована в выводе из Казахстана ядерного оружия, предстояло также решать сложные пограничные вопросы. Глава Казахстана сдержал слово об отказе от ядерного оружия, став в глазах КНР надежным партнером.
В свою очередь, в апреле 1994 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн подписал в Алматы Соглашение о казахстанско-китайской границе, которое определяло прохождение линии госграницы за исключением двух небольших участков. Во многом достижение этого соглашения было заслугой председателя КНР Цзян Цзэмина, поскольку, не будь Цзян Цзэмина, спорные территориальные вопросы никогда не нашли бы своего решения [13, с. 202].19
С китайской стороной преимущественно обсуждалась экономическая проблематика, а обсуждение политических и внешнеполитических вопросов осуществлялось в строгом соответствии с уважением интересов сторон, без вмешательства во внутренние дела и навязывания своих подходов по различным актуальным проблемам международных отношений. Стороны стремились принять во внимание идеи партнера, дополняя их встречными инициативами. Неслучайно ряд внешнеполитических инициатив Казахстана и Китая перекликается.
В диалоге Н.Назарбаева с каждым из трех лидеров Китая были свои «рубежные» события. Во время визита Председателя КНР Цзян Цзэминя в РК в июле 1996 г. была принята совместная декларация, обязывающая стороны соблюдать Соглашение о границе от 1994 г. Успехи казахстанской дипломатии в 1990-е годы способствовали выводу отношений с КНР на «уровень доверительного партнерства». Более того, в регионе начала формироваться основа для будущего взаимодействия [14, с. 26].
При председателе Ху Цзиньтао наиболее насыщенным по контактам на высшем уровне стал 2009 г. В апреле 2009 г. глава Казахстана посетил КНР с 5-дневным госвизитом. В декабре 2009 г. Н.Назарбаев принял в Астане председателя КНР. В ходе визита в Казахстан в июне 2010 г. Ху Цзиньтао выдвинул предложение из 5 пунктов по дальнейшему развитию китайско-казахстанского стратегического партнерства. 20
В казахстанско-китайском сотрудничестве были и паузы, связанные с тем, что новый руководитель КНР должен был сформулировать новые подходы Пекина на внешнеполитическом треке. Н.Назарбаев со своей стороны понимал, что диалог с китайским лидером нового поколения должен строиться на концептуально другой основе.
Посещая Казахстан в сентябре 2013 г. (после вступления в должность в 2012 г.), председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу совместного строительства Экономического пояса «Шелкового пути». В ходе визита была принята Совместная декларация о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства, на основе которой между странами должны были развиваться отношения стратегического партнерства. Значимость этой установки становится очевидной на фоне оценок экспертов, которые считают, что «специфика мирового тренда макрорегиональных трансформаций будет связана в значительной степени с выходом Китая на глобальный уровень» [15].
Н.Назарбаев был инициатором интеграционных идей в Центрально-Азиатском регионе.21 Поскольку между республиками ЦА сохранялись определенные различия в экономическом развитии, первый президент РК предложил разноскоростную интеграцию. Партнеры по региону сознавали, что инициативы Н.Назарбаева были связаны с экономическим доминированием в регионе самого Казахстана. Российские аналитики также отмечали, что основным направлением финансово-экономической «экспансии» Казахстана были сопредельные страны [16].
Общеизвестны сложные отношения лидеров тогдашнего Казахстана и Узбекистана. К тому же Н.Назарбаев выдвигал концепцию Евразии, а президент Узбекистана И.Каримов настаивал на региональном единстве на основе возрождения «Туркестана». Тем самым Узбекистан дистанцировался от России, а Казахстан стал примером постсоветского регионального развития [17].
Говоря о личностном факторе, следует учитывать также необъяснимые эпизоды, когда глава Казахстана, по совету «специалистов», встречался с одним из кандидатов на президентских выборах в Кыргызстане. Официальный Бишкек квалифицировал это как вмешательство во внутренние дела.22
Подобные исторические факты подзабыты казахстанскими специалистами, однако они остались в памяти других народов. В этой связи целесообразно вспомнить известные «Слова назидания» великого казахского поэта Абая Кунанбаева, где он говорил о народах, которые «не любят друг друга».
Дипломатия Президента Республики Казахстан К.-Ж.Токаева
Одним из первых дипломатических документов концептуального характера, утвержденных Президентом К.-.Ж.К.Токаевым в 2020 г., была новая концепция внешней политики, основой которой стали принципы, выдвинутые в ходе президентской предвыборной компании 2019 г. Концепция подтвердила преемственность предсказуемой и многовекторной внешней политики Казахстана, призванного стать для своих граждан «слышащим» государством [18, с. 74]. В обсуждении документа участвовало и алматинское экспертное сообщество, что подтверждало тезис К.-Ж.Токаева о «слышащем» государстве. В ходе обсуждения специалисты внесли предложения, в том числе связанные с развитием культурно-гуманитарного вектора казахстанской дипломатии [18, с. 77].
Одним из первых официальных визитов К.-Ж.Токаева стало посещение Москвы. Тогда глава государства отметил, что «современное взаимодействие Казахстана и России является эталонным и служит для многих ярким примером отношений» [19]. Отдельный диалог с Президентом РФ пытался вести и экс-президент Н.Назарбаев, однако по итогам встречи в сентябре 2019 г. Н.Назарбаева и В.Путина в Москве Россия дала понять, что намерена обсуждать имеющиеся вопросы с действующим президентом. Это подтвердили дальнейшие переговоры К.-Ж.Токаева с В.Путиным на полях Валдайского форума в октябре 2019 г., где были расставлены все точки над «i».
Россия в лице Президента Республики Казахстан получила реального и надежного внешнеполитического партнера, уважаемого государственного деятеля, узнаваемого в мировом сообществе, который активно участвует в поиске выхода из ситуации, связанной с Украинским кризисом. При этом посредническая деятельность К.-Ж.Токаева не афишируется, что контрастирует с деятельностью лидеров других государств.23
Сам диалог К.-Ж.Токаева с В.Путиным носит открытый и конструктивный характер. Это не всегда становится достоянием экспертного сообщества, привыкшего основывать свои оценки на различных «утечках информации». Подобный подход глав Казахстана и России объясняется в том числе прагматическими интересами Астаны, которая имеет союзнические отношения с Москвой, но и ощущает последствия антироссийских санкций.
В доверительном ключе при К.-Ж.Токаеве развиваются и отношения с китайским лидером. Итоги первого визита Президента РК в Пекин показали, что в его лице китайцы видят политика, полностью разделяющего их ценности. Примечательны биографии лидеров Казахстана и Китая. Оба вышли из интеллигентных семей со своими традициями, прошли необходимые ступени государственной службы. Между лидерами двух стран, как и в случае с Россией, сформировались особые отношения. Во многом это объясняется тем, что с Президентом России глава Казахстана говорит на русском язык, с Председателем КНР диалог идет на китайском языке.24
Для американцев К.-Ж.Токаев является одним из авторитетных лидеров постсоветского пространства. Это было продемонстрировано в ходе состоявшегося в октябре 2023 г. саммита глав государств «ЦА–США», а также на встрече в сентябре 2019 г. с Президентом США Д.Трампом. В то же время увеличившийся в мае 2024 г. до 150 млрд долл. размер арбитражных исков (по причине упущенной выгоды) против международных нефтяных компаний, разрабатывающих Кашаган, демонстрирует – в том числе и американским инвесторам – что современный Казахстан намерен защищать свои интересы.
С приходом нового лидера наблюдается «ренессанс» в сотрудничестве со странами Центральной Азии. Казахстанские партнеры по региону начинают сознавать, что этот процесс выгоден не только Казахстану. Этому способствовала не только нынешняя ясность казахстанских намерений, но и итоги состоявшейся в августе 2024 г. в Астане консультативной встречи глав центральноазиатских государств.
В целом следует отметить, что изменения в казахстанской дипломатии с приходом нового лидера оказались не только своевременными, но и необходимыми. Очевидно, что от прежних подходов, не обеспечивающих должной отдачи, следовало отказаться. Современная дипломатия Казахстана стала более прагматичной и ориентированной на интересы страны.
Сегодня при принятии любого внешнеполитического или внешнеэкономического решения учитываются все последствия, способные повлиять на устойчивое экономическое и политическое развитие страны. При этом не всегда суть дипломатических шагов (таких как августовский 2024 г. визит президентов Узбекистана и Конго) становится очевидной с первого взгляда. Возможно, что со временем одно из этих событий аналитики будут оценивать как «прорыв» Казахстана в Центральной Африке, а другое станет «ренессансом» центральноазиатской интеграции.
Диалог Казахстана с ведущими акторами системы международных отношений в период президентства К.-Ж.Токаева стал более логичным. Изменилась частота саммитов, что свидетельствует о более тщательной подготовке переговоров. Ранее первый глава Казахстана мог встречаться с тем или иным зарубежным лидером в различных форматах до 10 раз за год.25 Сохраняя уровень двустороннего сотрудничества с ключевыми партнерами, Президент К.-Ж.Токаев активизировал контакты с т. н. новыми и альтернативными партнерами, взаимодействие с которыми ранее находилось в «дипломатической тени».
В этой связи следует напомнить, что визит в Астану премьер-министра Вьетнама в 2010 г. в сопровождении группы предпринимателей не дал старта экономическому сотрудничеству. Более того, Казахстан отказался от предложения участвовать в разработке одного из двух вьетнамских месторождений энергоносителей. Похоже, нефтегазовый комплекс РК в этом случае не усмотрел для себя возможности получения выгоды для государства.26
Абсолютно другая картина наблюдалась во время государственного визита Президента К.-Ж.К.Токаева во Вьетнам в 2023 г. Этот визит, как и активизировавшиеся контакты на высшем уровне с Сингапуром и Венгрией, показали стремление Астаны к расширению связей в регионах, где ранее приоритет отдавался преимущественно одной стране.
Отдельного упоминания заслуживает экономизация дипломатии К.-Ж.Токаева, который активно встречается с руководителями многих компаний с мировым именем, приглашая их к работе в Казахстане. Самим процессом экономизации внешнеполитической деятельности занимается непосредственно МИД РК, глава которого М.Нуртлеу является заместителем главы правительства.
Следует отметить также практику назначения послов РК. Данный процесс ранее вызывал вопросы у профессионалов и у наших партнеров. Назначение определенных политиков, далеких от дипломатии, иногда шло в ущерб интересам Казахстана. Так, высказывания некоторых «новоиспеченных» послов о возможном членстве Казахстана в ЕС вызывали недоумение у экспертного сообщества зарубежных стран.27
При К.-Ж.Токаеве были предприняты меры по внесению изменений в профессиональную подготовку, в том числе собственных дипломатических кадров.28 Логичным шагом могло бы стать изменение статуса Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте РК, чтобы данное учреждение вновь стало частью дипломатической службы РК. Особого внимания заслуживает налаживание при К.-Ж.Токаеве взаимодействия между внешнеполитическим ведомством и экспертным сообществом, что ранее в силу различных причин не практиковалось.
Позитивным моментом внешнеэкономической деятельности дипломатии Президента РК можно считать отказ от проведения в Астане различных помпезных международных мероприятий, которые, как показал опыт проведения ЭКСПО–2017, не только не обеспечили необходимой отдачи, но привели к расходу государственных средств на проекты, которые не были реализованы.
Заключение
Выступая 2 сентября 2024 г. с ежегодным посланием «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», Президент РК К.-Ж.Токаев подчеркнул, что республика «твердо придерживается миролюбивой и сбалансированной внешней политики». Глава государства отметил, что основными задачами казахстанской дипломатии продолжают оставаться «укрепление суверенитета и независимости государства, защита прав граждан за рубежом, продвижение национальных интересов, привлечение инвестиций в экономику» [20].
30 лет назад перед МИД РК, которое возглавлял К.-Ж.Токаев, ставились другие задачи. Это было вхождение страны в мировое сообщество, обеспечение национальной безопасности РК, содействие экономическому развитию республики, защита прав и интересов казахстанских граждан, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, заинтересованными в этом [6, с. 4]. Часть задач удалось выполнить, часть продолжает сохранять актуальность.
Оценивая в целом пройденный казахстанской дипломатией на международной арене путь, можно констатировать, что благодаря внешнеполитическим достижениям Казахстан стал узнаваемым не только для политиков всех без исключения государств мира, но и хорошо понятным для жителей практически всей планеты. У экспертного сообщества словосочетание «Республика Казахстан» стало ассоциироваться с такими понятиями, как миролюбивая политика, предсказуемый внешнеполитический партнер, многовекторная дипломатия.
Все это, в той или иной степени, является заслугой как Н.Назарбаева, так и К.-Ж.Токаева. При этом следует помнить, что достижения казахстанской дипломатии времен Н.Назарбаева полностью связаны с именем К.-Ж.Токаева. Ведь именно при Касым-Жомарте Кемелевиче казахстанский МИД предложил термин «многовекторная внешняя политика» [21]; при К.-Ж.Токаеве была разработана первая концепция внешней политики и Закон о дипломатической службе РК.
Исходя из этого, деление дипломатии на период Н.Назарбаева и период К.-Ж.Токаева может показаться «условным», однако подобное деление крайне важно. Оно показывает экспертному сообществу и – что более важно – народу Казахстана основное отличие дипломатии Президента Республики Казахстан К.-Ж.Токаева, которая не на словах, а на практике стоит на защите интересов страны.
1 В 1994 г. в ходе первого визита в Москву Н.Назарбаев озвучил в МГУ идею Евразийского союза. Она была принята в основном интеллектуальным сообществом РФ. Поддержка этой идеи на официальном уровне произошла после прихода к власти в России В.Путина, который осознавал потенциал данной инициативы.
2 Речь идет об инициативе созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), предложенной 5 октября 1992 г. на 47-й сессии ГА ООН.
3 Выступая в феврале 2003 г. на I Международной конференции мира и согласия, Н.Назарбаев предложил проведение в Астане на постоянной основе Съезда лидеров мировых и традиционных религий.
4 Главой МИД РК стал Т.С.Сулейменов (советник посольства СССР в Иране), его первым замом С.А.Курмангужин (эксперт-консультант Управления по работе с совпосольствами СССР). Новым замминистра был назначен закончивший курсы повышения квалификации Дипакадемии МИД СССР К.-Ж.К.Токаев.
5 Существующее положение о МИД Казахской ССР полностью дублировало соответствующие документы МИД СССР.
6 В дальнейшем 2 июля стал Днем дипломатической службы Республики Казахстан.
7 Некоторые «профессионалы» критиковали решение об отказе от ядерного оружия, другие предлагали Казахстану вступить в НАТО.
8 Остаются вопросы, связанные с согласием руководства Казахстана на т. н. нулевой вариант, согласно которому все долги и активы СССР были переданы России. Но это не является темой нашего исследования.
9 Он отстранял от работы над соглашениями членов Правительства РК, которые, по его мнению, «тормозили» процесс.
10 Сегодня в экспертном сообществе не принято вспоминать прозвучавшие в середине 1990-х годов слова главы МИД РК К.-Ж.К.Токаева, который сказал, что «Чечня это внутреннее дело России». Именно при нем МИД РК и РФ провели консультации по проблематике продвижения НАТО на Восток, что представляло угрозу международной безопасности. Казахстан также поддерживал российские шаги на Балканах, что в тот период было крайне важно для Москвы.
11 В 2004 г. Россия и Казахстан продлили срок аренды космодрома до 2050 г.
12 После подписания в 1998 г. Соглашения о разделе северной части Каспийского моря в 2006 г. была достигнута договоренность о разделе трех каспийских месторождений (Курмангазы, Хвалынское и Центральное) в соотношении 50 на 50(%).
13 Первоначально предполагалось проведение форумов с участием глав приграничных регионов. Первый подобный форум состоялся в 2003 г. в г. Омске. На пятом форуме в 2008 г. в Актобе его формат был расширен до межрегионального.
14 После объявленного в 1998 г. правительством РФ дефолта Казахстан также был вынужден пойти на девальвацию тенге, что привело к росту цен и экономическому кризису в стране. Товарооборот между Россией и Казахстаном в тот период снизился в 2 раза. С принятием в 2015 г. антироссийских санкций наблюдались аналогичные последствия.
15 Когда российской стороне был передан подготовленный посольством РК в Москве материал о положении казахов, живущих в России, Ельцин сказал, что «вопрос о положении русских в Казахстане» для него закрыт.
16 В 1994 г. на саммита ОБСЕ в Будапеште.
17 Международному сообществу известны многие антиядерные инициативы:
– В сентябре 2010 г. в Астане была проведена Конференция Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма по противодействию финансированию терроризма.
– В 2012 г. Казахстан инициировал проект «Прекратить испытания. Наша миссия» (это была международная образовательная и информационно-разъяснительная кампания).
– На ядерном саммите в апреле 2010 г. Н.Назарбаев предложил узаконить новый формат «ядерного клуба», включив в него государства, де-факто имеющие ядерное оружие.
– По инициативе Н.Назарбаева на 70-й сессии ГА ООН 8 декабря 2015 г. была принята Всеобщая декларация ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия. Соавторами этой резолюции стали 35 государств мира. См. подробнее: З.Шаукенова. Путь к безъядерному миру: инициативы Елбасы. URL: https://www.inform.kz/ru/put-k-bez-yadernomu-miru-iniciativy-elbasy-beseda-s-direktorom-kisi_a3688180
18 Саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне (2020), в Сеуле (2012), 70-ая сессия ГА ООН (2015), саммит G20 в КНР (2016).
19 Примечательно, что возглавлявший в то время МИД К.-Ж.Токаев скромно умалчивает свое участие в данном процессе.
20 1. Укрепление связей в верхах и стратегического взаимодоверия.
- Расширение делового сотрудничества и достижение общих интересов.
- Активизация обмена в гуманитарной сфере и укрепление традиционной дружбы.
- Форсирование сотрудничества в сохранении безопасности с целью поддержания региональной стабильности.
- Продвижение многостороннего взаимодействия и защита совместных интересов.
21 На пути интеграции в 1994 г. Казахстан, Узбекистан, а также присоединившийся к ним Кыргызстан создали Центральноазиатский союз, который после присоединения Таджикистана в июле 1998 г. переименовывается в Центральноазиатское экономическое сообщество, переформированное в дальнейшем по просьбе Узбекистана в Центральноазиатский экономический форум, который позднее получил название Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество». В октябре 2004 г. к Организации присоединилась Россия. В январе 2006 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял решение «О правовом оформлении интеграции Организации “Центрально-Азиатское сотрудничество” в Евразийское экономическое сообщество».
22 Аналогичная ситуация, связанная с поддержкой одного из кандидатов на президентских выборах, произошла в 2009 г. в отношениях с Монголией. Тогда казахстанская сторона официально получила ноту протеста МИД МНР.
23 Читатель может самостоятельно проанализировать хронологию встреч и переговоров Президента РК в период с осени 2022 г. до начала 2024 г. Это были контакты с В.Путиным, Дж.Байденом, Си Цзиньпином, Э.Макроном, О.Шольцем, Д.Мелони, Папой Римским Франциском и другими известными политиками.
24 Как известно, переговоры с Э.Макроном проходят на французском, а беседы с Президентом США – на английском языке.
25 В этой ситуации структуры РК, отвечающие за нефтегазовый комплекс, отправляли в МИД «повторяющиеся» тезисы к беседе главы государства, с чем автор сталкивался на протяжении трех лет, когда он возглавлял Департамент Азии и Африки МИД РК.
26 Аналогичная ситуация в тот период складывалась при обсуждении в РК предложения КНР о строительстве скоростной магистрали Алматы–Астана. Казахстанские монополисты не рекомендовали правительству РК реализацию проекта, стоимость которого не превышала 15 млрд долл. Если бы тогда Казахстан реализовал проект, сегодня можно было планировать скоростную транспортировку контейнерных грузов из Китая в Европу через территорию РК.
27 Подобное «жонглирование» данной проблематикой в одной из стран постсоветского пространства привело к известным негативным последствиям.
28 В качестве первых шагов можно рассматривать планы по открытию в Казахстане филиала Московского государственного института международных отношений, а также решение в рамках ЕАЭС о взаимном признании ученых степеней, что создало необходимую конкурентную среду в казахстанском образовательном пространстве.
Sobre autores
Rustem Kurmanguzhin
Narkhoz University
Autor responsável pela correspondência
Email: ringe@imemo.ru
Cand. Sci. (History), Associate Professor
Cazaquistão, AlmatyBibliografia
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2021 года. URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения 02.09.2024).
- Курмангужин Р. 2022. История независимого Казахстана: внешняя политика. Алматы: «Жибек жолы». 304 с.
- Cornell S.E., Engvall J. Kazakhstan in Europe: Why not? Silk road paper. October 2017. Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program. URL: https://isdp.eu/content/uploads/2017/10/2017-cornell-engvall-kazakhstan-in-europe-why-not.pdf (дата обращения 02.09.2024).
- Богатуров А.Д. 2017. Международно-политический анализ: Научное издание. М.: Издательство Аспект Пресс. 208 с.
- Назарбаев Н.А. 2017. Эра независимости. Астана. 508 с.
- Токаев К. 2001. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: «Елорда». 552 с.
- Курмангужин С.А. 2003. 45 лет на дипломатической службе: Мемуары. Алматы: ИД Жибек Жолы. 320 с.
- Russian Strategic Nuclear Forces (ed. by P.Podvig). 2004. Massachusetts: MIT Press.
- Токаев К.К. 1997. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. Алматы: Білім, 736 с.
- Перспективы сотрудничества России и США в Центральной Азии. Совместная оценка / [М.Ларуэль, И.Д.Звягельская]. 2014. М.: Спецкнига. URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/Report14ru.pdf (дата обращения 02.09.2024).
- Шаклеина Т.А. 2019. Дилемма Америки в формировании современного мирового порядка. Результаты действий США и формирование «евразийского центра» // Международные процессы. № 4. С. 5–19.
- Аренова А.А. 2022. Стезя дипломата – о Дархане Алиевиче Бердалиеве // Дархан Бердалиев / Құраст. Ж.Бердалиева. Алматы: Қазақ университеті. С. 73–81.
- Токаев К.-Ж.К. 2003. Преодоление. Дипломатические очерки. Алматы. АО САК – НП ПИК GAUHAR. 656 с.
- Актуальные проблемы внешней политики Казахстана: Сборник статей. 1998. М.: Русский раритет. 414 с.
- Воскресенский А.Д. 2021. Новая мировая архитектоника, макрорегиональные трансформации потенциально глобального характера и значение китайского опыта // Сравнительная политика. Т. 12 № 3. С. 5–20.
- Дадабаева З.А., Кузьмина Е.М. 2014. Процессы регионализации в Центральной Азии: проблемы и противоречия: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН. URL: https://inecon.org/docs/Dadabaeva_Kuzmina_paper_2014.pdf (дата обращения 02.09.2024).
- Казанцев А.А. Судьба Казахстана неразрывно связана с судьбой соседей. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/261795/?sphrase_id=495786 (дата обращения 02.09.2024).
- Курмангужин Р., Чеботарев А. 2023. Дипломатия Республики Казахстан: эволюция внешнеполитических концепций // Мировая экономика и международные отношения. Т. 67. № 7. С. 74–84. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/07_2023/09-KURMANGUZHIN.pdf (дата обращения 02.09.2024).
- Встреча с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 3 апреля 2019 г. URL: https://www.akorda.kz/ru/events/international_community/foreign_visits/vstrecha-s-prezidentom-rossiiskoi-federacii-vladimirom-putinym-17 (дата обращения 02.09.2024).
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 2 сентября 2024 г. URL: https://akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-spravedlivyy-kazahstan-zakon-i-poryadok-ekonomicheskiy-rost-obshchestvennyy-optimizm-285014 (дата обращения 02.09.2024).
- Кто автор первой концепции внешней политики Республики Казахстан? // URL: http://www.alternativakz.com/index.php?nid=506 (дата обращения 02.09.2024).
Arquivos suplementares
