Belarus: requiem for the “Greens”?

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article examines the activities of the Belarusian Green Party (BPZ) until its dissolution in 2023 spearheaded by the state authorities. The author attempts to analyze the Party’s place and role in the political system of the Republic of Belarus as an extra-parliamentary opposition party, in order to answer the question: is there a prospect of its revival under different political conditions (and, in this case, of joining the European “green party family”)? The first section of the paper traces the political path of the BPZ: the history of its emergence as a structure that rose out of civil society, the formation of its ideology, the most important points of its socio-ecological programme, the timeline of its participation in elections as an opposition party, holding political actions, international cooperation, activities in information space. Next, the impact of the COVID-19 pandemic and the 2020s political crisis on the future fate of the Belarusian “Greens” is examined in detail: the stages and features of the growing confrontation between the BPZ and the state authorities until the official dissolution of the Party. The author comes to a conclusion that, since the Party’s activities had been limited by political conditions during the whole period of its existence, and its shutdown was organized “from above”, it does not mean vanishing of its ideological base and supporters. Therefore, the revival of the Belarusian Green Party in some form in case of political changes in Belarus and in the world cannot be excluded.

Толық мәтін

Введение

Зеленое движение, как известно, зародилось в странах Запада в 1960-е гг. как гражданский протест в ответ на деградацию окружающей среды, ставшую следствием бурного экономического роста в этих странах после окончания Второй мировой войны. Экономическое развитие в тот период происходило в парадигме «производство ради производства» и «потребление ради потребления», без учета воздействия на окружающую среду. Это привело к целому ряду негативных последствий – загрязнению природных сред промышленными токсинами и отходами, истощению природных ресурсов, исчезновению биологических видов, нарушению баланса экосистем и наконец возникновению угрозы для здоровья людей.

На государственном уровне экологическая политика в западных странах в то время была либо недостаточно эффективной, либо полностью отсутствовала, что и привело к созданию общественных экологических движений, представленных изначально экологическими неправительственными организациями (экоНПО) различного уровня. Вместе с тем «зеленые» не были однородным движением. Если американские экологисты связывали решение возникших проблем с совершенствованием производственных и сельскохозяйственных технологий без отказа от индустриального развития как такового, то в Западной Европе «зеленые» с самого начала выступили более радикально – против индустриализма, «общества потребления» и «государства благосостояния».

В 1970–1990-е годы многие экоНПО в Западной Европе трансформировались в политические партии и стали реальными участниками политического процесса. Важнейшую роль в этом сыграла ядерная катастрофа 1986 г. в Чернобыле. Экологическое бедствие регионального масштаба, несущее смертельную угрозу, произошло в Европе впервые и поставило ребром вопрос о механизмах контроля над атомной энергией.

Европейские «зеленые» партии идеологически близки к «левым» и, в сущности, являются социально-экологическими: помимо вопросов охраны окружающей среды, их программы обязательно включают классический набор «социальных» пунктов. Европейское зеленое движение взяло за основу четыре «идеологических столпа»: защиту окружающей среды, низовые гражданские инициативы, социальную справедливость и ненасилие [1].

В европейских научных исследованиях последних лет превалирует концепция «зеленой партийной семьи», объединяющей все европейские экологические партии на основе общих принципов. «Семья» состоит из трех «кругов»: в первый круг (ядро) входят в основном экологические партии Северной и Западной Европы (наиболее старые и наиболее успешные), во второй – преимущественно «зеленые» Южной Европы, в третий – главным образом, партии Центральной и Восточной Европы [2].

По понятным причинам, Зеленое движение не получило сколько-нибудь заметного развития на территории бывших советских республик (за исключением Латвии) – до 1991 г. они были частью Советского Союза, а в 1990-е годы, после распада СССР, новые независимые государства столкнулись с острыми экономическими и политическими проблемами, поэтому вопросы экологии мало волновали население и руководство этих стран. Однако в дальнейшем, на протяжении 1990-х и 2000-х годов, на постсоветском пространстве сформировались национальные экологические партии, которые в ряде случаев принимали участие в выборах.

В настоящей статье рассмотрена деятельность Белорусской партии «Зеленые» (БПЗ) вплоть до ее закрытия в 2023 г. по инициативе властей. Предпринимается попытка анализа ее места и роли в политической системе Республики Беларусь как внепарламентской оппозиционной партии, а также поиска ответа на вопрос, существует ли перспектива ее возрождения в иных политических условиях и в этом случае – вхождения в европейскую «зеленую семью».

Политический путь Белорусской партии «Зеленые»

Белорусская партия «Зеленые» (до 1999 г. – «Зеленый мир») была основана 17 апреля 1994 г. в Гомеле (зарегистрирована 3 июня 1994 г.) на волне подъема Зеленого движения в Европе – в тот период, когда экологические партии активно формировались и вступали в политический процесс.

Первоначально, в 1992–1993 гг., были созданы две экологические партии: Белорусская экологическая партия (БЭП) и Партия зеленых Беларуси (ПЗБ). В 1994 г. часть членов покинула ПЗБ и сформировала Белорусскую партию «Зеленый мир» (БПЗМ).

В 1998 г. по решению Верховного суда РБ, в соответствии с Законом «О политических партиях», было ликвидировано восемь партий, и такая угроза нависла над БЭП. В связи с этим руководство партии приняло решение объединиться с ПЗБ и БПЗМ. 13 сентября 1999 г. объединенная партия была перерегистрирована как Белорусская партия «Зеленые» [3]. Таким образом, БПЗ объединила все экологические партии Белоруссии и стала их правопреемницей.

Как заявил основатель БПЗ Олег Громыко1 на ее 20-летнем юбилее в Минске в 2014 г., «Зеленые» в Белоруссии начинались с Чернобыля: «Объединились неравнодушные люди, которые искали пути решения возникших экологических проблем» [5]. Инициатива Громыко в создании подобной партии объяснялась и личными причинами: жертвами аварии на ЧАЭС стали его близкие родственники. Хорошо известно, что Белоруссия серьезно пострадала от последствий Чернобыля – значительная часть ее территории оказалась в зоне воздействия высокой дозы радиации [6].

До 2008 г. партия действовала на региональном уровне (с центром в Гомеле). С 1995 по 2007 г. ею руководил Олег Громыко, с 2007 по 2015 г. – Олег Новиков2, с 2015 по 2020 г. – зоозащитница и экоактивистка Анастасия Дорофеева [3], а с 2020 по 2023 г. – Дмитрий Кучук3. С точки зрения организации, БПЗ представляла собой максимально прозрачную демократическую систему: все решения принимались не одним лидером, а Центральным советом после широкого коллективного обсуждения; ни один член руководства не получал зарплату как партийный функционер (что предполагало бескорыстное служение идеям, отсутствие коммерческого интереса).

Идеологически БПЗ представляла собой классическую социально-экологическую партию левого толка (некоторые исследователи относят ее к центристским партиям [9]) и опиралась на «идеологические столпы» европейских «зеленых» (см. выше). Партия выступала за усиление внимания к охране окружающей среды, альтернативную энергетику (в первую очередь – против строительства Белорусской АЭС), базисную демократию, самоуправление, равные права для всех граждан, социальную справедливость, социальную экономику, ненасильственную политическую этику [10].

Программа партии имела много схожего с программами европейских социально-экологических («зеленых») партий: здесь предлагалась «альтернатива в борьбе за выживание»; акцентировалось стремление построить общество, основанное на «принципах свободы, равенства и справедливости, гармонии человека с природой»; категорически отрицались «насильственные способы борьбы, даже для достижения гуманных целей» [11].

В программном документе говорилось о том, что для человечества в настоящее время существуют две основные опасности – «опасность того, что оно уничтожит себя в огне ядерной войны, и опасность необратимого разрушения естественного базиса [собственного – Т.Р.] существования». При этом отмечалось, что благодаря чернобыльской катастрофе первая проблема сегодня осознается вполне четко: «ни одна группа, ни одна нация, ни один класс не могут выжить, обрекая на погибель других». Однако «уровень осознания людьми второй проблемы пока отстает от реальных масштабов нависшей угрозы», и во взаимоотношениях с окружающей средой люди «во многом продолжают руководствоваться частными, ограниченными интересами, когда природа фактически выступает всего лишь как плацдарм, на котором развертывается соперничество различных социальных групп и политических организаций, наций и государств» [11].

В контексте этих реалий партия видела своей основной целью «создание здоровой жизненной среды для человека, социальные и природные параметры которой обеспечивали бы максимум возможностей для его развития», причем это развитие должно носить «устойчивый, свободный от катастроф характер». Главный путь решения экологической проблемы – «не в остановке развития, а в органическом единстве развития человека, общества и природы». Современному человеку нужно «развивать гармонические отношения с природой, понимать процессы ее развития и разумно их использовать, способствуя обогащению природы», вместо того чтобы «ставить себя по отношению к природе в положение “завоевателя”, не заботящегося о последствиях своей деятельности» [11].

Белорусские «Зеленые» называли себя также партией «экологического гуманизма», предполагающего противостояние «всем формам господства человека над человеком и человека над природой», поскольку «восстановление гармонии между человеком и природой невозможно без становления гармонии между людьми». С этой точки зрения одним из ведущих компонентов сущности личности должна быть экологическая культура как «главный фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности», поэтому важно сосредоточить внимание на «развитии духовности, высоконравственного отношения ко всему живому, формировании и распространении экологического стиля мышления на все сферы жизни людей, в том числе, и на политическую». Здесь особое внимание следует уделять экологическому воспитанию с детского возраста, формированию «экологически и нравственно чистого внутреннего мира» [11].

В программе БПЗ декларировался «приоритет экологии над экономикой, политикой и идеологией, прав личности – над правами государства». При этом государство рассматривалось как «регулятор…, интересы которого должны максимально совпадать с интересами гражданского общества», в соответствии с чем оно должно взять на себя функции «гаранта экологической и социальной безопасности человека» [11].

В качестве основных программных целей белорусских «Зеленых» были заявлены: «создание здоровой среды обитания человека, социальные и природные параметры которой обеспечивают максимальные возможности для его развития; развитие духовности, высокоморального отношения ко всему живому, формирование и распространение экологического стиля мышления во всех сферах жизни людей, в том числе, в политической; мир между народами и государствами, запрет, а в перспективе – уничтожение ядерного, химического и биологического оружия, а также наиболее жестоких видов обычного вооружения» [12].

Экологические пункты программы для реализации этих целей сводились к следующему: 1) внедрить комплексное экологическое законодательство, систему штрафов за загрязнение окружающей среды и вред здоровью, систему компенсаций за вредность; создать органы экологического контроля и правопорядка («экологической милиции»); 2) направлять вырученные финансовые средства исключительно на восстановление экологического баланса; создать систему экологической экспертизы; 3) обеспечить право граждан на полную и достоверную информацию (в первую очередь – экологическую) от государственных и общественных органов, приравнять ее сокрытие к уголовному преступлению; 4) внедрить систему только экологически чистых, энергосберегающих и безопасных технологий во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и энергетики; 5) выдвигать на экологические посты всех уровней экологически грамотных людей, способных сочетать интересы развития производства и экологическую безопасность; 6) создать эффективную систему экологического образования и просвещения; 7) запретить импорт и размещение на территории РБ экологически вредных производств и отходов, установить строгий государственный контроль за качеством ввозимых продуктов питания, материальную и уголовную ответственность за ввоз некачественных продуктов.

БПЗ как партия «демократического направления» выступала за «эволюционный путь развития общества» (реформы), который позволил бы избежать опасности социальных кризисов, за принятие эффективных мер против дальнейшего снижения уровня жизни населения в переходный период проведения рыночных реформ.

Социально-политические задачи по достижению поставленных целей включали в себя: 1) приведение всего законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями Всеобщей декларации прав человека и других международных документов; 2) передачу максимальной части управленческих функций от центральных органов власти к местным, постепенный переход к местному гражданскому самоуправлению с элементами прямой демократии; 3) обеспечение прав личности в отношениях с официальными учреждениями; 4) принятие мер по укреплению семьи, защите прав материнства и детства; 5) принятие действенных мер по уменьшению «коллективной дозы» [облучения – Т.Р.]; 6) создание условий, способствующих здоровому образу жизни, ликвидации наркомании, алкоголизма и других вредных привычек; 7) охрану имеющихся и создание новых заповедных, санаторно-курортных и рекреационных зон [11].

В области международных отношений белорусские «Зеленые» позиционировали себя как партию мира, выступали за прекращение использования и в конечном счете за уничтожение оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического) и наиболее жестоких видов обычного вооружения [11].

Согласно программе основной формой деятельности БПЗ являлось «участие в формировании органов государственной власти и управления, создание фракций на всех уровнях представительной власти, осуществление законодательной инициативы». Помимо этого, предполагались внепарламентские формы работы: разъяснение и пропаганда политики партии, экологическое просвещение; опросы общественного мнения, гражданские референдумы по различным вопросам общественно-политической жизни; проведение независимых экологических экспертиз и исследований, создание банков данных о состоянии окружающей среды; пикеты, митинги, демонстрации, забастовки, бойкоты, вплоть до акций общественного неповиновения; создание комиссий, фондов, советов, кружков, клубов, лагерей и школ для экологического воспитания и проведения конкретных акций; выработка законодательных проектов и предложений, организация экологических экспедиций; сотрудничество с членами клубов и секций любителей природы и животного мира; сотрудничество с экологическими и миротворческими организациями Белоруссии и других государств; участие в мировом и европейском Зеленом движении; взаимодействие с миротворческими и гуманитарными организациями Европы и мира в области оздоровления детей Беларуси, пострадавших от Чернобыльской катастрофы; выработка предложений по созданию экологически полезных предприятий (переработка отходов и т. д.) [11].

Что касается политической деятельности БПЗ, то белорусские «Зеленые» неоднократно принимали участие в выборах как оппозиционная партия. В 1995 г. партия «Зеленый мир» получила одно место в Верховном Совете Республики Беларусь XIII созыва [3]. До 1996 г. ее кандидаты избирались в представительные органы власти Гомельской области. После значительно расширившей полномочия главы государства конституционной реформы, реализованной президентом А. Лукашенко по итогам референдума 1996 г., положение оппозиционных партий пошатнулось [13], и в течение продолжительного времени (с 1999 по 2015 г.) «Зеленые» не участвовали в общенациональных парламентских выборах [14].

Вместе с тем в 2006 г. БПЗ была инициатором выдвижения Александра Милинкевича на пост единого кандидата от оппозиции на президентских выборах [14], а в 2010 г. впервые за десять лет «Зеленые» принимали участие в выборах местных органов власти.

На президентских выборах 2010 г. «Зеленые» впервые выдвинули своего кандидата – им стал Юрий Глушаков (заместитель председателя партии, бывший депутат Гомельского городского совета). На презентации своей предвыборной программы в Москве Глушаков заявил, что основной целью партии является создание политической альтернативы существующей в Белоруссии системе, которая, по его мнению, основана на «всевластии бюрократических кланов». При этом «социалистический» характер белорусской экономики и социальной сферы – не более чем миф: «Наступление на права работников, отмена социальных льгот и свертывание социальных программ, которые имеют место сегодня в республике, на самом деле являются беспрецедентными. По многим позициям Беларусь проводит более неолиберальную экономическую политику, чем Россия и Украина».

По мнению Ю.Глушакова, в РБ господствует «бюрократический капитализм» в самой жесткой его версии. «Зеленые» предложили альтернативную социально-экологическую программу (см. выше). В социально-экономической сфере партия видела свою задачу в том, чтобы составить конкуренцию сторонникам рыночной школы, которая является антисоциальной по своей сути. Кандидат подчеркнул, что его партия – фактически единственная в Белоруссии политическая сила, выражающая интересы свободных профсоюзов и поддерживающая низовые гражданские инициативы.

По словам Ю.Глушакова, в плане экологии дела в республике также обстоят неблагополучно – растет давление на окружающую среду, повсеместно вырубаются леса. Глушаков подверг критике ситуацию с крупными проектами: по его словам, ни один из них, включая строительство БелАЭС, не проходит положенных по закону общественных слушаний и экспертизы, а власти «все больше закрывают глаза на последствия аварии на ЧАЭС» [15].

Говоря о международном положении страны, он отметил, что РБ попадает во все бóльшую зависимость от Международного валютного фонда и других глобальных финансовых институтов (внешний долг Белоруссии на тот момент составлял порядка 21 млрд долл.), что подрывает ее экономический и политический суверенитет. При этом Россию Глушаков обозначил как важного экономического партнера, открытый конфликт с которым, допущенный в тот период президентом Лукашенко, он считал недопустимым [15]. Однако, несмотря на серьезность намерений, до непосредственного участия в выборах 19 декабря 2010 г. «зеленый» кандидат не дошел, сняв в октябре 2010 г. свою кандидатуру из-за недостаточного количества собранных подписей [16].

В 2012 г. «Зеленые» присоединились к призыву белорусской оппозиции бойкотировать парламентские выборы по причине многочисленных нарушений в ходе подготовки к выборам и предполагаемой фальсификации их результатов. Эта акция имела целью поставить под сомнение легитимность нового парламента Республики Беларусь в глазах стран Запада [17].

На президентских выборах 2015 г. партия поддержала кандидатуру Юрия Шульгана (в тот момент безработного4), однако ему было отказано в регистрации [10]. Впоследствии «Зеленые» открестились от неудавшегося кандидата и просили не ассоциировать партию с ним [19].

На выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 2016 г. оппозиционные партии РБ сформировали альянс под названием «Право выбора» («Права Выбару»), в который вошла и БПЗ [20]. «Зеленые» участвовали в выборах в пяти избирательных округах [21], но ни один из пяти выдвинутых ими кандидатов не смог получить депутатский мандат.

На досрочных парламентских выборах 2019 г. партия выставила четырех кандидатов [22] и снова набрала менее 1% голосов [3].

В президентских выборах 2020 г. БПЗ участия не принимала, поскольку считала недопустимым проведение выборов в разгар эпидемии COVID-19 [23].

Деятельность партии была отмечена громкими политическими акциями. Так, 18 февраля 2001 г. на площади Свободы в Витебске «Зеленые» провели пикет против строительства в свободной экономической зоне Витебска предприятия по производству высокосортного бензина [24, с. 18, 26].

В конце 2008 г. БПЗ создала специальную комиссию по правам ЛГБТ5 и стала первой политической партией в Республике Беларусь, публично заявившей о намерении сотрудничать с этим движением, бороться с гомофобией и отстаивать права сексуальных меньшинств [25].

В том же году партия впервые выступила против строительства АЭС в Белоруссии. Среди антиатомных акций, проведенных белорусскими «Зелеными», – организация пикетов и митингов против строительства БелАЭС в Островце, а также пикетирование головного офиса российской государственной корпорации «РосАтом» в Москве 25 апреля 2013 г. (накануне годовщины чернобыльской аварии) [10].

В 2011 г. члены БПЗ, выступавшей категорически против института смертной казни, приняли участие в петиционной кампании против расстрела обвиняемых во взрыве в минском метро 11 апреля 2011 г. [26].

В сентябре 2020 г., после начала массовых демонстраций против результатов президентских выборов, «Зеленые» стали одними из организаторов круглого стола (собрания 10 из 15 зарегистрированных в стране партий), где была принята резолюция, осуждавшая насилие, а также прозвучал призыв к диалогу и проведению новых президентских выборов [3] (см. ниже).

Международное сотрудничество БПЗ осуществлялось по нескольким направлениям. С 2008 г. партия находилась в статусе наблюдателя (ассоциированного члена) [27] в Европейской партии «Зеленых»6, однако так и не стала ее полноправным членом. Кроме того, БПЗ была участником всемирного объединения «Глобальные Зеленые»7. Параллельно партия вступила в Евразийское объединение «зеленых» партий (ЕОЗП), созданное 5 октября 2010 г. по инициативе Партии зеленых Украины.8 Оно включало также Российскую экологическую партию «Зеленые» и казахстанскую Партию зеленых «Руханият» [28].

В информационном пространстве «Зеленые» Белоруссии были представлены интернет-сайтом и каналами в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram и др.). Однако активность сайта и каналов была незначительной – контент обновлялся раз в несколько месяцев, новости публиковались нерегулярно, и интерес граждан страны к информации о деятельности партии был незначительным. Белорусские «Зеленые» значительно уступали в популярности своим «коллегам» из стран Западной Европы и даже Украины [10].

Партия издавала газету «Мирный атом» тиражом 299 экземпляров, название и содержание которой в сатирической форме «поддерживало» строительство АЭС в Белоруссии. Издание продолжало традиции сатирической газеты «Навiнкi», выходившей с 1998 по 2003 г.

Ведущая свою историю с «лихих 90-х» Белорусская партия «Зеленые» в качестве внепарламентской оппозиционной партии просуществовала почти три десятилетия – до 2023 г. Последние годы ее деятельности неслучайно совпали с мировым кризисом пандемии, который обострил политические процессы и усугубил политические конфликты во всем мире, и в том числе в Республике Беларусь.

Белорусские «Зеленые» и кризис 2020-х годов

Переломным моментом в политической судьбе БПЗ стали президентские выборы 2020 г., сопровождавшиеся крупными оппозиционными протестами и массовыми задержаниями с применением силы. Белорусские «Зеленые», традиционно находившиеся в оппозиционном лагере, бойкотировали выборы, считая их проведение в разгар эпидемии опасным для здоровья граждан и потому неприемлемым. В результате партия заявила о непризнании итогов выборов и отказалась считать Александра Лукашенко действующим президентом, поскольку удержание им власти, с точки зрения «Зеленых», являлось силовым и незаконным. С этого момента противостояние БПЗ с правящим режимом неуклонно нарастало.

Интересно, что вскоре после завершения протестов А. Лукашенко неожиданно признался в «симпатиях» к «зеленой» идеологии. Так, на встрече с президентом российского Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» М.Ковальчуком в Минске в июле 2021 г. белорусский президент заявил: «Мне говорят: вот Лукашенко там историк, аграрий и прочее. Никакой я не историк и не аграрий. Я самый страшный приверженец природы. Вот если бы надо было какую-то партию возглавить на Западе, в России и у нас, то нет – партию “Зеленых” я бы возглавил. Искренне. Которая защищает природу» [29]. В ответ на это председатель Российской экологической партии «Зеленые» А.Нагибин предложил ему занять вместо себя кресло партийного лидера в случае создания Союзного государства России и Белоруссии [30].

Однако все это, разумеется, не имело отношения к белорусским «Зеленым», превратившимся в откровенно враждебную для президента Лукашенко партию. После подавления оппозиционных протестов 2020 г. и бегства части белорусской оппозиции на Запад президент начал политическое наступление на оставшуюся часть оппозиции внутри страны. В конце июля 2023 г. Верховный суд Белоруссии по иску Министерства юстиции постановил ликвидировать Белорусскую партию «Зеленые» «ввиду несоответствия новому закону о политических партиях» [31]. Помимо иска о ликвидации БПЗ, Минюст обратился в Верховный суд РБ с предложением ликвидировать также ряд других оппозиционных политических партий.9

Новый закон, подписанный президентом Лукашенко в феврале 2023 г., предусматривал изменение условий создания и деятельности политических партий. В течение шести месяцев после вступления в силу этого закона все политические партии должны были пройти перерегистрацию в Минюсте, предоставив в том числе поименный список своих членов. Деятельность тех объединений, которые эту процедуру не прошли и не приняли решение о ликвидации, была прекращена по решению Верховного суда РБ [31].

Еще в начале 2023 г., когда в Белоруссии насчитывалось 15 официально зарегистрированных партий, министр юстиции РБ С.Хоменко заявлял, что после перерегистрации в стране останутся три-четыре партии. В итоге перерегистрацию прошли только три: Либерально-демократическая, Коммунистическая и Республиканская партия труда и справедливости, а весной 2023 г. в Минюсте была зарегистрирована новая партия «Белая Русь» [33].

По информации представителей БПЗ, формальной претензией со стороны Министерства юстиции стало «несоответствие количества членов партии минимальному количеству, указанному в законе» [31]. «Зеленые» подали пакет документов без поименного списка членов партии. К этому было приобщено предупреждение, вынесенное БПЗ в октябре 2020 г. ввиду ее участия в «круглом столе», который принял резолюцию «против насилия» (см. выше). На судебном процессе представители «Зеленых» обращали внимание на «противоречие изменений в законе о политических партиях конституции, на противоречие требований министерства юстиции закону “О защите персональных данных”, а также на несоблюдение минюстом процедуры по перерегистрации партии». Однако эти доводы были отклонены [31].

10 ноября 2023 г. на встрече А.Лукашенко с представителями оставшихся партий, посвященной в основном подготовке к парламентским и местным выборам 25 февраля 2024 г., президент РБ открыто заявил: «В ходе перерегистрации мы очистили партийное поле от декоративных объединений и тех, чья деятельность направлена на подрыв основ конституционного строя нашей страны… Избранная нами модель управления страной – президентская республика – оптимальная для нашего общества с учетом исторических традиций и геополитического положения. Люди должны это не просто понимать, а принять как аксиому» [34].

В начале 2024 г. в связи с утратой легального статуса в своей стране БПЗ потеряла также статус ассоциированного члена Европейской партии “Зеленых” и участника объединения «Глобальные зеленые». Несмотря на это, на своем телеграм-канале партия пообещала продолжить борьбу «за Европейский Зеленый выбор для Беларуси» [35].

Более того, председатель ликвидированной партии Дмитрий Кучук выразил готовность участвовать в выборах в Палату представителей Национального собрания Белорусии в феврале 2024 г. в качестве независимого кандидата. В случае победы он намеревался продвигать законопроект об амнистии и содействовать проведению системных реформ, опираясь на разработанную оппозиционными партиями в 2021 г.10 концепцию реформ [36].

Кучук заявлял, что не питает иллюзий насчет своей победы, однако для него «важно стать голосом тех белорусов, кто находится внутри страны, кто готов поддерживать независимых кандидатов» [37]. Предсказуемо, озвученным им планам не суждено было сбыться, так как ЦИК Белоруссии не зарегистрировал его группу [38]. Кроме того, оппозиция вновь призвала бойкотировать выборы, назвав их попыткой Лукашенко вернуть себе легитимность [39].

В начале апреля 2024 г. состоялись выборы VII Всебелорусского народного собрания, а 24 апреля с. г. оно впервые начало работу в новом статусе. Председателем ВНС был избран президент А.Лукашенко [40]. Очевидно, что в этом обновленном представительном органе власти в настоящее время также нет места для оппозиционных политических сил, включая ликвидированную партию «Зеленых».

Таким образом, кризисные 2020-е годы стали для Белорусской партии «Зеленые» фатальными. Отказ в перерегистрации оппозиционным партиям, включая БПЗ, по формальным признакам в 2023 г. имел реальную политическую подоплеку: тем самым перед предстоящими парламентскими выборами 2024 г. были устранены все партии, которые могли представлять угрозу для существования правящего режима РБ, особенно на фоне сложных геополитических реалий. Однако это вовсе не исключает возникновения той же или аналогичной партии в будущем, если политические условия в Белоруссии изменятся.

Прогноз на будущее

Возникает вопрос: можно ли рассуждать о перспективах политической партии, официально прекратившей свое существование? С точки зрения автора, это имеет смысл, поскольку ликвидация партии как политического актора де-юре и де-факто не означает ликвидацию ее идейной базы и потерю ею сторонников. Дело не только во всемирном политическом эко-тренде последних десятилетий, но и в том, что постмодернистские «зеленые» идеи к настоящему времени глубоко проникли в сознание широких слоев населения, стали по-настоящему востребованы на бытовом и на политическом уровнях

Отсутствие реальных политических побед Белорусской партии «Зеленые» на протяжении всего периода ее существования объяснялось не столько невозможностью получить общественную поддержку, сколько шатким положением оппозиционной партии в условиях недемократического политического режима, кульминацией чего и стала официальная ликвидация партии «сверху».

В данном контексте вопрос потенциального вхождения белорусских «Зеленых» в европейскую «зеленую партийную семью» представляется еще более отдаленным и теоретическим, чем вопрос о возрождении партии внутри РБ. По опыту взаимодействия БПЗ с Европейскими «Зелеными» с 2008 г. очевидно, что последние не спешили давать белорусской партии статус полноправного члена, даже несмотря на то, что та создавалась по лекалам европейских экологических партий и взяла на вооружение идеологическую базу Европейского зеленого движения.

Кроме того, Европейская партия «Зеленых», на словах выражавшая поддержку белорусским коллегам в политической борьбе, лишила БПЗ даже статуса наблюдателя после ее запрета на родине. Это можно объяснить европейским (и в целом западным) прагматизмом: реальное политическое положение белорусских «Зеленых» в стране происхождения имеет гораздо большее значение, чем их идеология, оппозиционность по отношению к правящему режиму в РБ и стремление влиться в европейские ряды – ликвидированная партия больше не представляет для европейцев практического интереса.

Однако в случае изменения политических реалий в Республике Беларусь существует вероятность того, что экологическая партия возродится в старом или новом обличье и тогда снова обретет перспективу вхождения в европейскую «зеленую семью». В то же время на фоне происходящих геополитических перемен нельзя исключить кардинального изменения политического ландшафта в самой Западной Европе. Существует вероятность разрушения концепции «зеленой партийной семьи» и/или утраты европейскими социально-экологическими партиями своего политического веса.

 

 

1 Педагог по образованию из г. Гомель, после ухода в политику избирался депутатом Гомельского областного и городского советов [4].

2 Один из основателей анархистского движения в Беларуси, соучредитель сатирической газеты “Навінкі”, сатирик, известный также под псевдонимом Лёлик Ушкин [7].

3 В то время генеральный директор предприятия по переработке отходов «Мусоросортировочная станция “Западная”» (г. Минск). До избрания председателем занимал пост первого заместителя председателя партии «Зеленые» [8].

4 Шульган принял решение баллотироваться в президенты после выхода декрета президента № 3 от 2 апреля 2015 г. «О предупреждении социального иждивенчества», поэтому называл себя «тунеядцем в декрете» [18].

5 Движение ЛГБТ в России признано экстремистским и запрещено.

6 European Greens. URL: https://europeangreens.eu (дата обращения 30.04.2024).

7 Global Greens. URL: https://globalgreens.org (дата обращения 30.04.2024).

8 Партія Зелених України.

9 «Партия БНФ» («Белорусский народный фронт»), Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Республиканская партия, Социал-демократическая партия Народного согласия, Объединенная гражданская партия [32].

10 За разработку проекта реформ отвечала Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) до ее ликвидации в 2023 г.

×

Авторлар туралы

Tatiana Rovinskaya

IMEMO

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ringe@imemo.ru

Cand. Sci. (Political Sciences), Senior Researcher of the Theory of Politics Section

Ресей, Moscow

Әдебиет тізімі

  1. . Парамонова Н. 2020. История «зеленых» движений // Атомный эксперт. № 6. URL: https://atomicexpert.com/history_green_organizations (дата обращения 30.04.2024).
  2. Van Haute E., ed. 2016. Green Parties in Europe. London: Routledge. 352 p.
  3. Белорусская партия «Зеленые» // Большая энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/belorusskaia-partiia-zelionye-f85148 (дата обращения 30.04.2024).
  4. Умер основатель партии «Зеленые» в Беларуси Олег Громыко // NAVINY.BY. Общество. 04.05.2015. URL: https://www.ecolog.by/news/6533-umer-osnovatel-partii-zelenye-v-belarusi-oleg-gromyko/ (дата обращения 30.04.2024).
  5. Королевич С. Море пива и танцы до упаду. Как «Зеленые» праздновали свое 20-летие // NAVINY.BY. Политика. 18.04.2014. URL: https://naviny.by/rubrics/politic/2014/04/18/ic_articles_112_185252 (дата обращения 30.04.2024).
  6. Радиационная обстановка на территории Республики Беларусь. Карты территории радиоактивного загрязнения // Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. URL: https://chernobyl.mchs.gov.by/novosti/283884/ (дата обращения 30.04.2024).
  7. Сатирик Лёлик Ушкин издал книгу «Левым вокам» // NAVINY.BY. 18.07.2008. URL: https://naviny.by/rubrics/culture/2008/07/18/ic_news_117_294019 (дата обращения 30.04.2024).
  8. Новым председателем БПЗ избран Дмитрий Кучук // Беларуская партыя “Зялёныя”. 22.01.2020. URL: https://web.archive.org/web/20200205152548/https://belgreens.org/be/node/1337 (дата обращения 30.04.2024).
  9. Казак О.Г. 2023. Политические партии и группы интересов. Минск: Белорусский государственный экологический университет. 105 с. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/98756/1/Politicheskie_partii_i_gruppy_interesov.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  10. Колесников В.Г., Гуща А.Д., Ильич Е.Ю. «Белорусская партия зеленых» в интернет-пространстве // Репозиторий БГУИР. URL: https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/32747/1/Kolesnikov_Belorusskaya.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  11. Программа Белорусской партии «Зеленые» // Вконтакте. 16.02.2012. URL: https://vk.com/topic-31548096_25966151 (дата обращения 30.04.2024).
  12. Сведения о политических партиях, зарегистрированных в Республике Беларусь (архив) // Министерство юстиции Республики Беларусь. URL: https://web.archive.org/web/20120120231757/http://minjust.by/ru/site_menu/about/struktura/obschestv/registr/politpart (дата обращения 06.05.2024).
  13. Скляр Л. Досье: Как изменили Беларусь референдумы 1995, 1996 и 2004 годов // Евраzия Эксперт. 25.02.2022. URL: https://eurasia.expert/kak-izmenili-belarus-referendumy-1995-1996-i-2004/ (дата обращения 30.04.2024).
  14. Островцов Л. История Белорусской партии «Зелёные» // BelGreens.org (ВКонтакте). 11.02.2012. URL: https://vk.com/topic-31548096_25940443 (дата обращения 30.04.2024).
  15. Кандидат в президенты Беларуси от партии «Зеленые» рассказал о своих планах на пресс-конференции в Москве // Институт «Коллективное действие». 16.09.2010. URL: https://web.archive.org/web/20160306140111/http://ikd.ru/node/14521 (дата обращения 30.04.2024).
  16. Нечаева Е. Глушаков официально отказался от дальнейшего участия в избирательной кампании // Белта. 29.10.2010. URL: https://www.belta.by/politics/view/glushakov-ofitsialno-otkazalsja-ot-dalnejshego-uchastija-v-izbiratelnoj-kampanii-136870-2010 (дата обращения 30.04.2024).
  17. Мацарский Ю. Белорусская оппозиция вышла из парламентской гонки // Известия. 18.09.2012. URL: https://iz.ru/news/535498 (дата обращения 30.04.2024).
  18. Ярошевич А. Юрий Шульган шел в президенты, а попал на Окрестина // NAVINY.BY. Выборы. 20.07.2015. URL: https://naviny.by/rubrics/elections/2015/07/20/ic_articles_623_189353] (дата обращения 30.04.2024).
  19. «Зеленые» отказались от Шульгана // Sputnik Беларусь. 17.05.2015. URL: https://sputnik.by/20150717/1016267911.html (дата обращения 30.04.2024).
  20. ПРАВА ВЫБАРУ 2016. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1f21ece9-663a7d13-071eb919-74722d776562/https/web.archive.org/web/20160903044727/http://pvby.org/about/ (дата обращения 30.04.2024).
  21. Сведения о выдвижении кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. По состоянию на 1 августа 2016 г. URL: https://web.archive.org/web/20180327213714/http://rec.gov.by/sites/default/files/pdf/Elections-PPNS6-Elect9.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  22. Сведения о регистрации кандидатов в депутаты. По состоянию на 1 октября 2019 г. URL: https://web.archive.org/web/20191124075856/http://rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2019/stat13.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  23. Белорусские «зеленые» отказались от участия в президентских выборах // ТАСС. 11.05.2020. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8446387 (дата обращения 30.04.2024).
  24. Обзор-хроника нарушений прав человека в Беларуси. 2001. 217 с. URL: https://spring96.org/files/reviews/ru/2001_review_ru.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  25. Мицкевич Ю. Белорусские «Зеленые» станут ближе к проблемам секс-меньшинств // NAVINY.BY. 29.09.2008. URL: https://naviny.by/rubrics/society/2008/09/29/ic_articles_116_159219 (дата обращения 30.04.2024).
  26. Супраць смяротнага пакарання // ЗЯЛЁНЫЯ. Беларуская партыя. 21.11.2011. URL: https://web.archive.org/web/20160305041423/http://belgreens.org/2011/11/885 (дата обращения 30.04.2024).
  27. Пульша С. Белорусская партия «Зеленые» получила статус наблюдателя в Европейской партии зеленых // TYT.BY. 17.10.2008. URL: https://web.archive.org/web/20081020040933/http://news.tut.by/politics/119342.html (дата обращения 30.04.2024).
  28. «Зеленые» организации РК, РФ, Белоруссии и Украины создали Евразийское объединение зеленых партий // Караван. 06.10.2010. URL: https://www.caravan.kz/news/zelenye-organizacii-rk-rf-belorussii-i-ukrainy-sozdali-evrazijjskoe-obedinenie-zelenykh-partijj-280527/ (дата обращения 30.04.2024).
  29. Ануфриева Н. Лукашенко сказал, какую партию возглавил бы на Западе // Взгляд. 27.07.2021. URL: https://vz.ru/news/2021/7/27/1111017.html (дата обращения 26.04.2024).
  30. Алифанова Д. «Если нет реальных дел – вызывай пиар-отдел»: политолог раскритиковал обращение председателя партии «Зеленые» к Лукашенко // Московская газета. 28.07.2021. URL: https://mskgazeta.ru/politika/esli-net-real-nyh-del-vyzyvaj-piar-otdel-politolog-raskritikoval-obrashenie-predsedatelya-partii-zelenye-k-lukashenko-8353.html (дата обращения 26.04.2024).
  31. В Белоруссии ликвидировали партию «Зеленые» решением Верховного суда // ТАСС. 31.07.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18413865 (дата обращения 26.04.2024).
  32. Верховный суд Белоруссии ликвидировал «Партию БНФ» // ТАСС. 14.08.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18504783 (дата обращения 26.04.2024).
  33. Власти ликвидируют белорусскую партию «Зеленых» // Thinktanks.by. 07.07.2023. URL: https://thinktanks.by/publication/2023/07/07/vlasti-likvidiruyut-belorusskuyu-partiyu-zelenyh.html (дата обращения 26.04.2024).
  34. Портякова Н. Больше четырех не собираться // Коммерсантъ, 10.11.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6335246 (дата обращения 30.04.2024).
  35. Беларуская партыя “Зялёныя” // Telegram. 04.02.2024. URL: https://t.me/s/belgreens (дата обращения 30.04.2024).
  36. Реанимационный пакет реформ для Беларуси. URL: http://zabelarus.com/ru/ (дата обращения 30.04.2024).
  37. «У меня нет иллюзий». Лидер ликвидированной партии «Зеленые» собирается участвовать в февральских выборах в парламент // Зеркало. 20.11.2023. URL: https://news-zerkalo-io.turbopages.org/turbo/news.zerkalo.io/s/economics/54404.html (дата обращения 30.04.2024).
  38. На лидера ликвидированной партии «Зеленые» завели уголовное дело // Telegram. DW Беларусь. 02.04.2024. URL: https://t.me/dw_belarus/11732 (дата обращения 30.04.2024).
  39. Дмитрий Кучук идет на парламентские выборы // Belsat.ru. 06.12.2023. URL: https://belsat.eu/ru/in-focus/06-12-2023-dmitrij-kuchuk-idet-na-parlamentskie-vybory (дата обращения 30.04.2024).
  40. Всебелорусское народное собрание впервые начало работу в новом статусе // Российская газета. 24.04.2024. URL: https://rg.ru/2024/04/24/reshat-i-obiazhut.html (дата обращения 30.04.2024).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Ровинская Т.L., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қол жетімді Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».