К вопросу о синтаксических особенностях идиостиля поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Анализируются возможности коммуникативной (предложение-высказывание) и когнитивной (предложение-концепт) лингвистики применительно к тексту поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» (предложение-концепт). Цель: выявление и описание взаимосвязи между построением различных по структуре и наполнению предложений и организацией внутреннего пространства текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» с учетом ведущих особенностей его идиостиля: автофикциональности и синестезии. Материалы и методы. Материалом для исследования служит текст поэмы в прозе С. И. Шаршуна «Долголиков». Для достижения поставленной цели был использован описательно-аналитический метод. Результаты исследования, обсуждения. Выявлено влияние степени субъективности повествования на характер синтаксической организации предложений текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Показана роль сказовой стилевой манеры в деле установления жанрового своеобразия поэмы в прозе С. Шаршуна. В статье проанализирован характер и степень авторского присутствия в тексте поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Отражено своеобразие приемов самопостулирования Шаршуна в своем тексте. Исследована роль безглагольных конструкций в деле создания живописного образа в тексте поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Также рассматриваются возможности синтаксического инструментария для углубления метафористичности образов в тексте поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Заключение. Автор статьи приходит к выводу, что своеобразие художественного текста поэмы в прозе С. Шаршуна позволяет снять оппозицию понятий «текста» как статического объекта лингвистического исследования и «диалога» как динамично развивающегося речевого факта действительности в силу его высокой автофикциональности. В этом отношении синтаксис текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» способствует укрупнению формируемого автором впечатления от описываемого.

Полный текст

Введение

В настоящее время интегративность и полидисциплинарность являются одними из основных признаков лингвистики XXI века в противоположность лингвистике XX века, где, по мнению В. А. Масловой1, «основными принципами исследования языка были системность и структурность». Так, например, активно продолжает развиваться коммуникативное направление лингвистики. Как отмечает Л. Г. Казарян, новое восприятие «предложения» как «акта высказывания» «определило выделение в синтаксисе дополнительной синтаксической единицы – текста» [4, с. 329]. По мнению С. А. Соловьевой, когнитивный аспект анализа синтаксической организации текста позволяет «говорить о способах языкового воплощения мыслительных категорий авторского сознания» [10, с. 213].

Мемуарно-биографический характер литературы Русского зарубежья является ведущей художественно-эстетической особенностью словесного искусства данного периода. В продолжение литературной тенденции лиризации прозы в эмигрантских текстах все большее внимание уделяется попыткам осмысления автором себя в своем творчестве. Не исключением является и творчество представителя искусства Русского зарубежья С. И. Шаршуна (1888–1975), центральным произведением которого является поэма в прозе «Долголиков» (1934, 1961).

Цель исследования – обнаружение возможностей синтаксической организации текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» в деле выстраивания автофикциональности как ведущей особенности идиостиля данного текста.

Материалы и методы исследования

Для анализа был использован полный текст поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков», который был опубликован в парижском издательстве «Вопрос» (1961 год). Основным методом исследования служит описательно-аналитический метод синтаксических и семантических возможностей текста поэмы в прозе С. Шаршуна.

Результаты исследования, обсуждения

По мнению Ю. Н. Караулова, той тенденции, которая характеризует советскую художественную и публицистическую литературу, а именно, «тенденции к обильному использованию в ней бессубъектных конструкций разного рода» [5, с. 11], в зарубежных текстах, к которым относится и сам данный текст Шаршуна, в целом не отмечается.

В поэме в прозе С. Шаршуна это обусловлено субъективным отношением к действительности, которое выражено часто в форме дневниковых заметок героя или отрывков сценария, напоминающих авторские ремарки, что объясняет преобладание двусоставных, часто мало распространенных предложений. Эти синтаксические конструкции чаще всего строятся по следующей логической схеме: предмет (субъект или объект действия), действие и разъяснительный признак предмета или действия, заявленный в предложении: «Художники пишут цветы, уголки сада»2 (c. 33), «На следующий день Долголиков лихорадочно ждал» (с. 36). В приведенных примерах изображаемые события подаются отстраненно. Использующиеся в предложении уточнения больше выражают характер совершаемого действия, стороннего наблюдения за предметом, не вникающего в его сущностные характеристики (исключение составляет Вступление), если это неживой предмет, или в эмоционально-психологические оттенки, настроения людей: «Влюбленные, не стесняющиеся, не скрывающие свое счастье» (с. 33).

Отступление от общей схемы построения предложений наблюдается лишь в предложениях, составляющих 14, 15, 24 и 25 главы поэмы, которые объединяет наивысшее эмоциональное напряжение главного героя, в них выраженное. Так, в 14-й главе мы замечаем преобладание таких синтаксических конструкций, как периоды, содержащих обилие причастных оборотов и рядов однородных членов предложения. Их включение в текст поэмы позволяет главному герою выговориться и создать целостный, детализированный образ спроектированного им нового зала «Ротонды»: «Создать совет, тщательно составленный из представителей великого народа ротондовцев, Ваших верных подданных, эти живописных, романтических нищих, этот мусор, нахов, мировую гниль, самое лучшее удобренье, для редчайших орхидей, оранжерей двадцатого века» (с. 72). Усиливающееся напряжение и повышенная эмоциональность Долголикова при озвучивании своего проекта по созданию нового зала «Ротонды» передается на языковом уровне использованием в тексте эллипсических конструкций и фигур умолчания: «А это уже действительно – цель, могущая породить – исследовательскую горячку!» (с. 74); «Тронный зал – дело сугубого вниманья ответственных лиц: создать его защиту, неприкосновенность, бесперебойность его пищеваренья, украшенья…» (с. 76) и др. Язык 15-й и 25-й главы изобилует обращениями, восклицательными предложениями, что свидетельствует о повышенной психологической заостренности описываемых в них событий: «Братья, мои муки жестоки! Заступитесь, спасите! Молитесь за меня!» (с. 89), «Возвышайтесь, надвигайтесь, подымайтесь каменной стеной, трубой, превращайтесь в несгораемый шкаф, захлопните злодея!» (с. 138). В этих главах герой поэмы Шаршуна представляет, как он открыто бросает вызов толпе, вступает в их лице в конфликт с косностью и безнравственностью, царящими в мире.

Усилению образа косной толпы также способствует использование синтаксических средств текста. Так, с помощью безглагольного ряда ситуация не только изображается, но оценивается, характеризуется автором: «Скакуны, козлы, студенты и ученики Национальной Академии Прикладных Искусств небольшими группами, со своими приятельницами, одетыми в полумужские костюмы. Гомон, смех песенки, толкотня, ревность. Корпорационные береты, тросточки» (с. 34). Описанная сцена посвящена созданию образа пестрой безликой толпы, которая вызывает отвращение у автора, на что указывает использованные в каждом однородном ряду существительных слова с ярко выраженной отрицательной коннотацией: «козлы», «полумужские костюмы» дам, «ревность».

С. Шаршун использует безглагольные конструкции для создания бытовых зарисовок, сцен из жизни: «По величине это комнатки отелей, камеры одиночного заключенья. Кушетка да дверь – ширина, на шаг больше – длина, окно во всю стену, выходящее во двор. Камин, плоский шкаф с водопроводным краном. Белые стены. Узенькая софа, кухонный столик, табуретка и мольберт загромождали мастерскую. Белая же занавеска окна. На стенах сохнущие работы» (с. 32).

В целом использование безглагольных конструкций в тексте поэмы «Долголиков» соответствует технике мазка в живописи, которая была разработана в рамках импрессионистического направления в живописи. Вспомним, что «импрессионистической» считают и лирику А. А. Фета, который стремился в своем поэтическом творчестве запечатлеть сиюминутные мгновения жизни. Визуальная наглядность многих его стихотворений достигалась за счет бессоюзного нанизывания образов. Выстраивание бессоюзных однородных рядов позволяет младоэмигранту не просто описать интерьер комнаты, но создать целостный образ отшельнической кельи, на что указывает преобладание в цветовой гамме белого цвета.

Для создания эффекта телесного вживания читателя в то или иное описываемое состояние героев вводятся в текст С. Шаршуна конструкции с однородными членами предложения, выраженные сложными наречиями: «Двор спит, соседи <…> по-рабочему, по животно-усталому, здоровому и не слышат» (с. 105). Здесь снова мы наблюдаем отступление «от традиционных риторических фигур» (с. 80), так как нет привычных для описания подобных ситуаций эпитетов, представленных рядами прилагательных.

Заключение

Таким образом, в поэме в прозе С. Шаршуна «Долголиков» противоречие внешнего и внутреннего на содержательном уровне находит свое стилевое выражение в контрасте лексической и синтаксической оформленности предложений. Если изобразительно-выразительными средствами текст поэмы изобилует, то структура текста, модели построения предложений не отличаются особым разнообразием, но также ориентированы на значимые для идиостиля текста поэмы в прозе С. Шаршуна лейтмотивы.

Оригинальность стиля автора создает умелое сочетание общих языковых тенденций литературы Русского зарубежья с особенным авторским воплощением и переосмыслением их в тексте произведения с целью более глубокого раскрытия внутреннего мира лирического героя, превращения его в автофикциональное текстовое пространство художника.

1 Маслова В. А. Концептуальные основы современной лингвистики : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА, 2022. 332 с.

2 Шаршун С. Долголиков. Париж : Вопрос, 1961. 164 c. Далее ссылки в тексте на это издание будут даны в круглых скобках с указанием страницы.

×

Об авторах

Анастасия Александровна Калайдова

Московский университет им. С. Ю. Витте

Автор, ответственный за переписку.
Email: ryuanastasiya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3071-9601

кандидат филологических наук, заместитель заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

Россия, 2-й Кожуховский пр-д, 12, стр. 1, Москва, 115432

Список литературы

  1. Алиева Э. А. Речевые формы устного диалога в структуре орнаментального текста // Ўзбекистонда хорижий тиллар. 2020. № 6 (35). С. 30‒40. DOI: https://doi.org/10.36078/1613981627
  2. Березин Ф. М. О парадигмах в истории языкознания ХХ в. // Лингвистические исследования в конце ХХ в. М., 2000. С. 9–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-paradigmah-v-istorii-yazykoznaniya-xx-v (дата обращения: 21.10.2024).
  3. Воробьева Е. Н. Экспрессивный синтаксис в отечественном языкознании: систематический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. T. 15. № 4. С. 989‒996. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressivnyy-sintaksis-v-otechestvennom-yazykoznanii-sistematicheskiy-obzor (дата обращения: 21.10.2024).
  4. Казарян Л. Г. Синтаксис высказывания: предложение < > текст < > художественный текст // Преподаватель XXI век. 2009. № 1–2. С. 328–336. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintaksis-vyskazyvaniya-predlozhenie-tekst-hudozhestvennyy-tekst (дата обращения: 21.10.2024).
  5. Караулов Ю. Н. О русском языке зарубежья // Вопросы языкознания. 1992. № 6. С. 5–19. URL: https://vja.ruslang.ru/ru/archive/1992-6/5-18 (дата обращения: 21.10.2024).
  6. Паршин П. Б. Теоретические перевороты и методологический мятеж в лингвистике ХХ века // Вопросы языкознания. 1996. № 2. С. 19–41. URL: https://vja.ruslang.ru/ru/archive/1996-2/19-42 (дата обращения: 21.10.2024)
  7. Патроева Н. В. Функции синтаксических конструкций с точки зрения якобсоновской модели коммуникации // Слово.ру: балтийский акцент. 2021. Т. 12. № 3. С. 70‒83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-sintaksicheskih-konstruktsiy-s-tochki-zreniya-yakobsonovskoy-modeli-kommunikatsii (дата обращения: 21.10.2024).
  8. Рюкина А. А. О технике визуализации текстов С. Шаршуна // Вестник Московского государственного областного гуманитарного университета. Серия: Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 1. № 1. С. 59–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=txhvrr (дата обращения: 21.10.2024).
  9. Рюкина А. А. Стиль поэмы «Долголиков» С. Шаршуна // Русская речь. 2013. № 4. С. 25–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20170670 (дата обращения: 21.10.2024).
  10. Соловьева С. А. Возможности использования лингвокогнитивного аспекта анализа в исследовании синтаксиса текста (на материале художественной прозы Б. Л. Пастернака) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 212–222. DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-21

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Марийского государственного университета, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».