О понятиях «агрегатор» и «маркетплейс» в рамках запрещения злоупотребления доминирующим положением на рынке с использованием цифровых платформ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель. Российское антимонопольное законодательство предусматривает специальные нормы для установления доминирующего положения владельцев цифровых платформ, а также содержит запреты злоупотребления доминирующим положением, адресованные владельцам цифровых платформенных структур. Вместе с тем, применение данных запретов требует определения понятий «цифровая платформа», «агрегатор», «маркетплейс», которые, будучи закрепленными в нормативно-правовых актах, с одной стороны, трактуются как синонимичные, с другой стороны, наполняются различным содержанием. Представляется, что для целей применения антимонопольных запретов злоупотребления доминирующим положением с использованием цифровых платформ и проведения корректной правовой оценки деятельности хозяйствующих субъектов в указанной части необходимо выявить соотношение понятий «цифровая платформа», «агрегатор» и «маркетплейс», а также исследовать их сходства и различия с целью выработки наиболее оптимальных правовых подходов к экспликации данных явлений в правовой материи в целях обеспечения правовой охраны и защиты конкуренции на цифровых товарных рынках. Выводы. По результатам сопоставления легальных подходов к определению исследуемых понятий, автор приходит к выводу о том, что понятие «цифровая платформа» является общим по отношению к понятиям «агрегатор» и «маркетплейс», при этом категории агрегатора и маркетплейса не являются идентичными: они отличаются по ряду таких критериев, как владение физической инфраструктурой, способ подключения продавцов (поставщиков) к платформе, подход к размещению контента, способы коммуникации между потребителями и продавцами (поставщиками), целевой функционал, бренд, и такие отличительные черты необходимо учитывать при формировании правовых подходов к запрещению злоупотребления доминирующим положением владельцами цифровых платформ.

Об авторах

Луиза Аптиевна Ханчукаева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: iamluizaaa@gmail.com
SPIN-код: 1889-4293

руководитель направления по судебно-претензионной работе в сфере интеллектуальной собственности и антимонопольного права, Купер; аспирант кафедры предпринимательского права Юридического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Россия, г.Москва

Список литературы

  1. Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В. Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2023. – 320 с.
  2. Бауэр В. П., Ерёмин В. В., Смирнов В. В. Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021-2023 годах // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 14(1). С.41-51.
  3. Борлакова К.Д. Понятие и правовая природа инвестиционной платформы // Юрист. 2022. № 12. С. 43-52.
  4. Габов А.В. Конкуренция как правовая ценность // Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Юриспруденция, 2016. – 384 с.
  5. Гутников О.В., Чагина Е.М. Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли // Право и бизнес. 2023. № 4. С. 8 – 15.
  6. Карапетян А.А. Правовое регулирование деятельности цифровых платформ и антимонопольный контроль: практика применения // Российское конкурентное право и экономика. 2024. № 2. С. 38 – 45.
  7. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. –381 c.
  8. Макоев С.Р. Платформенная экономика на рынке финансов // Вестник СурГУ. 2019. № 12 (26). С. 53-57.
  9. Маркова В.Д. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2019. №5. С.106 -123.
  10. Паращук С.А. Понятие конкуренции как общественного блага по российскому правопорядку. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М., 2019. С. 274 – 275.
  11. Рузанова В.Д., Бронникова М.Н. Применение LegalTech при совершении гражданско-правовых сделок / в монографии: LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография / Р.Н. Адельшин, Е.И. Андреева, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова. Москва: Проспект, 2023. – 200 с.
  12. Фоменко Д.А. Инвестиционные платформы и маркетплейсы как субъекты антимонопольного регулирования: проблемы и перспективы в контексте законодательных нововведений // Конкурентное право. 2024. № 1. С. 6 – 9.
  13. Parker G.G., Marshall W.V.A. Two-Sided Network Effects: A Theory of Information Product Design // Management Science. Vol 51. №. 10. Pp. 1494-1504.
  14. Robertson P. L., Langlois R.N. Innovation, Networks, and Vertical Integration // Research Policy. 1995. Vol. 24. № 4. Pp. 543-562.
  15. Schrepel T. Platforms or Aggregators: Implications for Digital Antitrust Law // Journal of European Competition Law and Practice. 2021. Vol. 12. №. 1. Pp. 1-3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».