Analyzing professional motivation in students mastering the profession of rescue technician
- Autores: Sokolovskaya A.V.1, Kazaeva O.V.1, Gruzdev E.E.1
-
Afiliações:
- I.P. Pavlov Ryazan State Medical University
- Edição: Nº 1 (2024)
- Páginas: 72-77
- Seção: Социально-психологические проблемы
- URL: https://bakhtiniada.ru/1995-4441/article/view/255967
- DOI: https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-72-77
- ID: 255967
Citar
Texto integral
Resumo
Relevance. The profession of rescuer is currently one of the most demanded due to increased number and severity of emergency and disaster consequences. Professional success is preconditioned by comprehensive knowledge, solid skills, strong motivation and awareness of essential professional prerequisites.
The objective is to analyze the study motivation in college students mastering the program “Protection in emergency situations” across different years of study, with a focus on academic achievements.
Methods. Study motivation was assessed using the method developed by Tatyana I. Ilyina among the 2nd to 4th year college students; students’ academic performance was analyzed as well.
Results. The assessment of motivation showed that students are actively and persistently striving to master their professional abilities and skills throughout the studies. Motivation was high among students of the 2nd year (74.7 %), the 3rd year (66.3%), and the 4th year (67.1 %). However, some students apply efforts in their studies in order to obtain a formal degree. In some cases, for example, no statistically reliable correlation was revealed between academic achievements and motivation to acquire knowledge, while showing positive correlations between motivation to master a profession and obtaining a degree.
Conclusion. Improvements in students’ professional motivation throughout their studies is a prerequisite for successful academic performance, allowing to nurture motivated and committed professionals in general.
Texto integral
Введение
Сложность профессии спасателя заключается в воздействии экстремальных факторов различного характера, многообразии трудовых задач, значительной физический и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности спасателя и, в частности, к его профессиональной мотивации [8]. Многими исследователями выявлена ведущая роль мотивации в обеспечении эффективности и безопасности труда, устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности обучения, адаптации специалиста и освоения деятельности.
Некоторые исследователи утверждают, что студенты современных учреждений среднего профессионального образования имеют низкий уровень подготовленности к обучению [7]. Это может быть связано как с низкой подготовкой абитуриентов в школе, «поверхностным» подходом к обучению, так и с уровнем зрелости их как личностей. Проблема недостаточной предшествующей подготовки характерна не только для нашей страны [6]. Студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития, что позволяет рассматривать его как сенситивный период для развития новообразований, необходимых для успешного профессионального становления: самоопределения, профессионального сознания, ценностных и смысло-жизненных ориентаций, учебной мотивации [1, 10]. Учебная деятельность студента является особенной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, проявлениям мотивации, состоянию личности и коллектива. За период обучения в колледже знания увеличиваются, поэтому у студентов должна быть сформирована мотивация к получению этих знаний. Позитивное или негативное отношение к учебной деятельности и будущей профессии, в целом, определяется иерархией мотивов [9, 11].
При поступлении в учебное заведение абитуриенты не всегда полно и точно понимают суть, цели и задачи выбранной ими профессии. За весь период обучения, начиная с I курса, уровень профессиональных и учебных мотивов проходит 3 этапа: уменьшение мотивации на II–III курсе и рост степени осознания и объединение всех форм мотивов учения к IV–V курсу. Мотивы поступления в учебное заведение и получение профессии у российских школьников крайне разнообразны: от стремления подростков получить отсрочку от армии, «пожить студенческой жизнью», сепарироваться от родителей до стремления быть профессионалом в выбранной специальности. Слабо мотивированные студенты испытывают трудности с обучением и имеют более высокий риск к отчислению [6].
Мотивация к учебной деятельности неоднородна, она зависит от ряда факторов (индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и др.) [5, 11]. С другой стороны – мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.
Цель – изучить мотивацию к обучению и оценить ее связь с успеваемостью у студентов колледжа, осваивающих профессию техника-спасателя.
Материал и методы
Обследовали студентов II (79 человек), III (101 человек) и IV курса (73 человека) Рязанского колледжа им. Героя Советского Союза Н.Н. Комарова по направлению подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». Алгоритм проведения обследования одобрен локальным этическим комитетом Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова (протокол № 1 от 12.09.2022 г.). Участники обследования дали информированное согласие на участие в анкетировании.
Доминирование мотивов у студентов оценивали по методике Т.И. Ильиной. Методика содержала 50 вопросов, из которых 46 предполагают выбор ответа «да» или «нет», а 4 вопроса являются фоновыми (нейтральными). За согласие или несогласие с утверждением присваиваются баллы, которые затем суммируются по каждой мотивации. По методике Т.И. Ильиной можно количественно выразить доминирование мотивов. Изучали виды проявления мотивов [3]:
- «приобретение знаний» – стремление к знаниям, любознательность (максимум по методике – 12,6 балла);
- «овладение профессией» – стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества (максимум по методике – 10 баллов);
- «получение диплома» – намерение приобрести документ при формальном усвоении знаний, поиск альтернативных путей при сдаче зачетов и экзаменов (максимум по методике – 10 баллов).
Преобладание мотивов по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом специальности и удовлетворенности ею.
У курсантов оценивали успеваемость по профессионально значимым дисциплинам по 5-балльной системе. Оценку успеваемости у студентов II–V курсов проводили по годовым ведомостям.
Статистическую обработку данных проводили в программе Microsoft Excel. Согласованность уровня мотивации и успешности обучения осуществляли с помощью функции
«Анализ данных. Коэффициент корреляции Пирсона».
Результаты и их анализ
Студенты по методике Т.И. Ильиной (суммированные баллы) условно были поделены на группы с низкой, средней и высокой степенью мотивации к приобретению знаний, овладению профессией и получению диплома. Данные, представленные в таблице, позволили оценить уровни видов мотивации у студентов по курсам обучения (рисунок).
Оценка видов мотивации у студентов, балл
Уровень мотивации | Вид мотивации | ||
приобретение знаний | овладение профессией | получение диплома | |
Низкий | 0,0–4,1 | 0–3 | 0,0–3,2 |
Средний | 4,2–8,3 | 4–6 | 3,3–6,6 |
Высокий | 8,4–12,6 | 7–10 | 6,7–10,0 |
Уровень видов мотивации у студентов колледжа.
Из рисунка видно, что у студентов присутствует стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, которое сохраняется на протяжении всей учебы (II курс – 74,7 %, III курс – 66,3 %, IV курс – 67,1 %). Также можно охарактеризовать шкалу «овладение профессией» – значения имеют высокую степень мотивации. Шкала «получение диплома» имеет среднюю степень мотивации. Это свидетельствует о том, что часть студентов на каждом курсе стремятся формально получить образование.
Со второго года обучения студенты начинают изучать специализированные (профилирующие) предметы (тактика спасательных работ, техническая механика, организация защиты населения и др.), которые помогают обучающимся лучше понять профиль выбранной специальности. Средний балл у студентов II курса – 4,0. При корреляционном анализе данных успеваемости студентов этого курса с мотивацией к получению диплома была выявлена корреляционная достоверная взаимосвязь (r = 0,263; p < 0,05). Также выявлена статистически значимая корреляционная взаимосвязь между мотивацией к овладению профессией и получению диплома (r = 0,316; p < 0,01).
Обучающихся II курса разделили на 2 группы: «отличники и хорошисты» и «троечники». В группе «отличники и хорошисты» оказались 54 человека (68,4 %), средний балл – 4,2. Проведя корреляционный анализ успеваемости и мотивации, выявлено, что коэффициент корреляции между средним баллом успеваемости и мотивацией к получению диплома составил r = 0,300 (p < 0,05). Полученные результаты свидетельствуют о существующей статистической достоверной связи между успеваемостью студентов, имеющих средний балл 3,8 и более, и формальным получением знаний.
Количество «троечников» среди студентов этого же курса было 25 человек (31,6 %), средний балл – 3,5. При корреляционном анализе данных успеваемости этих студентов с мотивацией к приобретению знаний, овладению профессией или получению диплома достоверной взаимосвязи не было. Можно предположить, что для части студентов оценки не представляют ценности, целью для них является получение диплома об образовании.
У студентов III курса средний балл успеваемости составляет 3,9. Проведенный корреляционный анализ не выявил статистической взаимосвязи между средним баллом успеваемости этих студентов и их мотивацией. Но у студентов III курса оказалась достоверная статистически значимая связь между мотивацией к овладению профессией, получению диплома (r = 0,261; p < 0,01) и знаний (r = 0,390; p < 0,001), что может свидетельствовать о смене приоритетов в процессе обучения.
В группе «отличники и хорошисты» студентов III курса было 56 человек (55,4 %), средний балл успеваемости – 4,4. Взаимосвязи между средним баллом и мотивацией не выявлено, но установлена внутренняя статистически значимая корреляционная взаимосвязь между мотивацией к получению знаний и овладению профессией (r = 0,282; p < 0,05) и получением диплома (r = 0,356; p < 0,01).
В группе «троечники» оказалось 45 (44,6 %) студентов III курса, средний балл – 3,3. Статистическая связь между мотивацией к получению знаний и диплома у них составила (r = 0,458; p < 0,05).
Средний балл у студентов IV курса составил 4,1. У этих студентов была выявлена статистическая связь между показателями успеваемости и мотивацией к получению знаний (r = 0,272; p < 0,05), а также между мотивацией к получению знаний и овладением профессией (r = 0,300; p < 0,05).
В группе «отличники и хорошисты» было 57 (78,1 %) студентов IV курса, средний балл – 4,3. Установлена статистически достоверная связь между показателями успеваемости и мотивацией к получению знаний (r = 0,295; p < 0,05) и диплома (r = 0,310; p < 0,05).
Заключение
Проведенные исследования показали, что у студентов Рязанского колледжа им. Героя Советского Союза Н.Н. Комарова по направлению подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях» присутствует высокое стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, которое сохраняется на протяжении всей учебы (II курс – у 74,7 %, III курс – у 66,3 %, IV курс – у 67,1 %).
Оценки мотивации показывают, что часть студентов при обучении на каждом курсе стремятся формально получить образование. Например, в ряде случаев при корреляционном анализе показателей успеваемости и мотивации к овладению знаниями не выявлялись статистически достоверные связи и, в то же время, они обнаруживались между мотивацией к овладению профессией и получению диплома.
Таким образом, изучение данной проблемы позволит в дальнейшем выявить наиболее значимые мотивы у студентов к получению профессионального образования и повысить учебно-профессиональную мотивацию.
Sobre autores
Anastasiya Sokolovskaya
I.P. Pavlov Ryazan State Medical University
Autor responsável pela correspondência
Email: anastasiasokolovskaua@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-6181-0566
PhD Student, Department of Specialized Hygienic Disciplines
Rússia, 9, Visokovoltnaya Str., Ryazan, 390026Ol’ga Kazaeva
I.P. Pavlov Ryazan State Medical University
Email: o.kazaeva@rzgmu.ru
ORCID ID: 0000-0003-1630-6437
PhD Med. Sci. Associate Prof., Department of Specialized Hygienic Disciplines
Rússia, 9, Visokovoltnaya Str., Ryazan, 390026Evgenij Gruzdev
I.P. Pavlov Ryazan State Medical University
Email: 9334616@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-8235-5424
PhD Med. Sci. Associate Prof., Department of Specialized Hygienic Disciplines
Rússia, 9, Visokovoltnaya Str., Ryazan, 390026Bibliografia
- Gazizulin A.I. Problemy motivacii kursantov vuzov FSIN Rossii pri formirovanii fizicheskoj kompetencii [Motivational problems of cadets in penal system universities during physical competence formation]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social’nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Izvestiya of the Camara russian academy of sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences]. 2019; 21(65):22–26. (In Russ.)
- Gemeshliev F.K., Lyz’ N.A. Model’ psihologicheskoj gotovnosti studentov k osvoeniju programm professional’noj podgotovki [Model of students psychological readiness to mastering of training programs]. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki [Izvestiya SFEDU. Engineering sciences]. 2011; (10):162–168. (In Russ.)
- Il’in E.P. Motivacija i motivy [Motivation and motives]. St. Peterburg. 2002. 512 p. (In Russ.)
- Karapetyan L.V., Redina E.A. Motivacionnaja gotovnost’ psihologov k okazaniju jekstrennoj psihologicheskoj pomoshhi postradavshim v chrezvychajnyh situacijah [Psychologists’ motivational readiness to provide emergency psychological assistance in emergency situations]. Mediko-biologicheskie i social’no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situacijah [Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations]. 2021; (1):107–115. doi: 10.25016/2541-7487-2021-0-1-107-115. (In Russ.)
- Lustgarten T.Ju. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti vypusknikov napravlenija tehnosfernoj bezopasnosti k dejstvijam v chrezvychajnyh situacijah [Formation of psychological readiness of graduates of the direction of technosphere safety for actions in emergency situations]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma state university. Series: pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2017; (3):70–73. (In Russ.)
- Osipova N.G., Kolodeznaya G.V., Shevcov A.N. O zakonomernostjah i prichinah otchislenij v vuze i motivacii uchebnoj dejatel’nosti studentov [About the factors and reasons of university student expulsions and student motivation for educational activities]. Obrazovanie i nauka [Education and science journal]. 2018; (6):158–182. doi: 10.17853/1994-5639-2018-6-158182 (In Russ.)
- Savenkova I.A., IIyina Ju.V. Motivacionnaja gotovnost’ studentov 1 kursa k obucheniju v vysshih uchebnyh zavedenijah []. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education]. 2021; (72):395–398. (In Russ.)
- Sokolovskaya A.V., Kazaeva O.V. Ocenka sklonnosti k risku u budushhih tehnikov-spasatelej [Assessment of risk susceptibility score in future rescue technicians]. Mediko-biologicheskie i social’no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situacijah [Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations]. 2022; (4):112–117. doi: 10.25016/2541-7487-2022-0-4-112-117. (In Russ.)
- Sokolovskaya A.V., Kazaeva O.V., Silkina A.O. Faktory riska zdorov’ju obuchajushhihsja v uslovijah reformirovanija sistemy srednego professional’nogo obrazovanija [Risk factors for health in students in terms of reforming the system of secondary vocational education]. Nauka molodyh (Eruditio juvenium) [Science of the young (Eruditio juvenium)]. 2022; 10(1):113–122. doi: 10.23888/HMJ2022101113-122. (In Russ.)
- Strel’cov O.V., Bobrinev E.V., Shavyrina T.A. [et al.]. Volevye aspekty formirovanija lichnosti u kursantov obrazovatel’nyh uchrezhdenij MChS Rossii [Volitional aspects of personality formation in cadets of educational institutions of EMERCOM of Russia]. Mediko-biologicheskie i social’no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situacijah [MedicoBiological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations]. 2020; (4):114–122. doi: 10.25016/25417487-2020-0-4-114-122. (In Russ.)
- Fraltsova T.A., Monakhov P.A. Predlozhenija po sovershenstvovaniju tehniki i tehnologii obuchenija spasatelej [Suggestions on improving engineering and technology education rescuers]. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti [Civil Security Technology]. 2014; 11(4):90–97. (In Russ.)
Arquivos suplementares
