Анализ мотивации к обучению студентов, осваивающих профессию техника-спасателя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Профессия спасателя в настоящее время является одной из наиболее значимых из-за увеличения количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф. Реализация успешной профессиональной деятельности возможна только специалистами, обладающими набором знаний, умений, навыков и имеющими сформированную мотивацию и осознание сущности своей будущей профессии.

Цель – изучить мотивацию к обучению и ее связь с успеваемостью у студентов колледжа по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях» на разных курсах обучения.

Методология. У студентов колледжа II–IV курсов оценили мотивацию к обучению по методике Т.И. Ильиной, а также собрали данные успеваемости по профессионально значимым дисциплинам.

Результаты. Оценка мотивации показала, что у студентов присутствует высокое стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, которое сохраняется на протяжении учебы. Высокий уровень мотивации отмечался на II курсе у 74,7 %, на III курсе – у 66,3 %, на IV курсе – у 67,1 % учащихся. Однако часть студентов при обучении на каждом курсе стремятся получить образование формально. Например, в ряде случаев при корреляционном анализе показателей успеваемости и мотивации к овладению знаниями не выявлялись статистически достоверные связи и, в то же время, они обнаруживались между мотивацией к овладению профессией и получению диплома.

Заключение. Корригирование значимых мотивов у студентов к получению профессионального образования может повысить учебно-профессиональную мотивацию и успешность обучения в целом.

Полный текст

Введение

Сложность профессии спасателя заключается в воздействии экстремальных факторов различного характера, многообразии трудовых задач, значительной физический и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности спасателя и, в частности, к его профессиональной мотивации [8]. Многими исследователями выявлена ведущая роль мотивации в обеспечении эффективности и безопасности труда, устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности обучения, адаптации специалиста и освоения деятельности.

Некоторые исследователи утверждают, что студенты современных учреждений среднего профессионального образования имеют низкий уровень подготовленности к обучению [7]. Это может быть связано как с низкой подготовкой абитуриентов в школе, «поверхностным» подходом к обучению, так и с уровнем зрелости их как личностей. Проблема недостаточной предшествующей подготовки характерна не только для нашей страны [6]. Студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития, что позволяет рассматривать его как сенситивный период для развития новообразований, необходимых для успешного профессионального становления: самоопределения, профессионального сознания, ценностных и смысло-жизненных ориентаций, учебной мотивации [1, 10]. Учебная деятельность студента является особенной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, проявлениям мотивации, состоянию личности и коллектива. За период обучения в колледже знания увеличиваются, поэтому у студентов должна быть сформирована мотивация к получению этих знаний. Позитивное или негативное отношение к учебной деятельности и будущей профессии, в целом, определяется иерархией мотивов [9, 11].

При поступлении в учебное заведение абитуриенты не всегда полно и точно понимают суть, цели и задачи выбранной ими профессии. За весь период обучения, начиная с I курса, уровень профессиональных и учебных мотивов проходит 3 этапа: уменьшение мотивации на II–III курсе и рост степени осознания и объединение всех форм мотивов учения к IV–V курсу. Мотивы поступления в учебное заведение и получение профессии у российских школьников крайне разнообразны: от стремления подростков получить отсрочку от армии, «пожить студенческой жизнью», сепарироваться от родителей до стремления быть профессионалом в выбранной специальности. Слабо мотивированные студенты испытывают трудности с обучением и имеют более высокий риск к отчислению [6].

Мотивация к учебной деятельности неоднородна, она зависит от ряда факторов (индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и др.) [5, 11]. С другой стороны – мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.

Цель – изучить мотивацию к обучению и оценить ее связь с успеваемостью у студентов колледжа, осваивающих профессию техника-спасателя.

Материал и методы

Обследовали студентов II (79 человек), III (101 человек) и IV курса (73 человека) Рязанского колледжа им. Героя Советского Союза Н.Н. Комарова по направлению подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях». Алгоритм проведения обследования одобрен локальным этическим комитетом Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова (протокол № 1 от 12.09.2022 г.). Участники обследования дали информированное согласие на участие в анкетировании.

Доминирование мотивов у студентов оценивали по методике Т.И. Ильиной. Методика содержала 50 вопросов, из которых 46 предполагают выбор ответа «да» или «нет», а 4 вопроса являются фоновыми (нейтральными). За согласие или несогласие с утверждением присваиваются баллы, которые затем суммируются по каждой мотивации. По методике Т.И. Ильиной можно количественно выразить доминирование мотивов. Изучали виды проявления мотивов [3]:

  • «приобретение знаний» – стремление к знаниям, любознательность (максимум по методике – 12,6 балла);
  • «овладение профессией» – стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества (максимум по методике – 10 баллов);
  • «получение диплома» – намерение приобрести документ при формальном усвоении знаний, поиск альтернативных путей при сдаче зачетов и экзаменов (максимум по методике – 10 баллов).

Преобладание мотивов по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом специальности и удовлетворенности ею.

У курсантов оценивали успеваемость по профессионально значимым дисциплинам по 5-балльной системе. Оценку успеваемости у студентов II–V курсов проводили по годовым ведомостям.

Статистическую обработку данных проводили в программе Microsoft Excel. Согласованность уровня мотивации и успешности обучения осуществляли с помощью функции

«Анализ данных. Коэффициент корреляции Пирсона».

Результаты и их анализ

Студенты по методике Т.И. Ильиной (суммированные баллы) условно были поделены на группы с низкой, средней и высокой степенью мотивации к приобретению знаний, овладению профессией и получению диплома. Данные, представленные в таблице, позволили оценить уровни видов мотивации у студентов по курсам обучения (рисунок).

 

Оценка видов мотивации у студентов, балл

Уровень мотивации

Вид мотивации

приобретение знаний

овладение профессией

получение диплома

Низкий

0,0–4,1

0–3

0,0–3,2

Средний

4,2–8,3

4–6

3,3–6,6

Высокий

8,4–12,6

7–10

6,7–10,0

 

Уровень видов мотивации у студентов колледжа.

 

Из рисунка видно, что у студентов присутствует стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, которое сохраняется на протяжении всей учебы (II курс – 74,7 %, III курс – 66,3 %, IV курс – 67,1 %). Также можно охарактеризовать шкалу «овладение профессией» – значения имеют высокую степень мотивации. Шкала «получение диплома» имеет среднюю степень мотивации. Это свидетельствует о том, что часть студентов на каждом курсе стремятся формально получить образование.

Со второго года обучения студенты начинают изучать специализированные (профилирующие) предметы (тактика спасательных работ, техническая механика, организация защиты населения и др.), которые помогают обучающимся лучше понять профиль выбранной специальности. Средний балл у студентов II курса – 4,0. При корреляционном анализе данных успеваемости студентов этого курса с мотивацией к получению диплома была выявлена корреляционная достоверная взаимосвязь (r = 0,263; p < 0,05). Также выявлена статистически значимая корреляционная взаимосвязь между мотивацией к овладению профессией и получению диплома (r = 0,316; p < 0,01).

Обучающихся II курса разделили на 2 группы: «отличники и хорошисты» и «троечники». В группе «отличники и хорошисты» оказались 54 человека (68,4 %), средний балл – 4,2. Проведя корреляционный анализ успеваемости и мотивации, выявлено, что коэффициент корреляции между средним баллом успеваемости и мотивацией к получению диплома составил r = 0,300 (p < 0,05). Полученные результаты свидетельствуют о существующей статистической достоверной связи между успеваемостью студентов, имеющих средний балл 3,8 и более, и формальным получением знаний.

Количество «троечников» среди студентов этого же курса было 25 человек (31,6 %), средний балл – 3,5. При корреляционном анализе данных успеваемости этих студентов с мотивацией к приобретению знаний, овладению профессией или получению диплома достоверной взаимосвязи не было. Можно предположить, что для части студентов оценки не представляют ценности, целью для них является получение диплома об образовании.

У студентов III курса средний балл успеваемости составляет 3,9. Проведенный корреляционный анализ не выявил статистической взаимосвязи между средним баллом успеваемости этих студентов и их мотивацией. Но у студентов III курса оказалась достоверная статистически значимая связь между мотивацией к овладению профессией, получению диплома (r = 0,261; p < 0,01) и знаний (r = 0,390; p < 0,001), что может свидетельствовать о смене приоритетов в процессе обучения.

В группе «отличники и хорошисты» студентов III курса было 56 человек (55,4 %), средний балл успеваемости – 4,4. Взаимосвязи между средним баллом и мотивацией не выявлено, но установлена внутренняя статистически значимая корреляционная взаимосвязь между мотивацией к получению знаний и овладению профессией (r = 0,282; p < 0,05) и получением диплома (r = 0,356; p < 0,01).

В группе «троечники» оказалось 45 (44,6 %) студентов III курса, средний балл – 3,3. Статистическая связь между мотивацией к получению знаний и диплома у них составила (r = 0,458; p < 0,05).

Средний балл у студентов IV курса составил 4,1. У этих студентов была выявлена статистическая связь между показателями успеваемости и мотивацией к получению знаний (r = 0,272; p < 0,05), а также между мотивацией к получению знаний и овладением профессией (r = 0,300; p < 0,05).

В группе «отличники и хорошисты» было 57 (78,1 %) студентов IV курса, средний балл – 4,3. Установлена статистически достоверная связь между показателями успеваемости и мотивацией к получению знаний (r = 0,295; p < 0,05) и диплома (r = 0,310; p < 0,05).

Заключение

Проведенные исследования показали, что у студентов Рязанского колледжа им. Героя Советского Союза Н.Н. Комарова по направлению подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях» присутствует высокое стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, которое сохраняется на протяжении всей учебы (II курс – у 74,7 %, III курс – у 66,3 %, IV курс – у 67,1 %).

Оценки мотивации показывают, что часть студентов при обучении на каждом курсе стремятся формально получить образование. Например, в ряде случаев при корреляционном анализе показателей успеваемости и мотивации к овладению знаниями не выявлялись статистически достоверные связи и, в то же время, они обнаруживались между мотивацией к овладению профессией и получению диплома.

Таким образом, изучение данной проблемы позволит в дальнейшем выявить наиболее значимые мотивы у студентов к получению профессионального образования и повысить учебно-профессиональную мотивацию.

×

Об авторах

Анастасия Владимировна Соколовская

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: anastasiasokolovskaua@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6181-0566

аспирант каф. профильных гигиенических дисциплин

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Ольга Викторовна Казаева

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: o.kazaeva@rzgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1630-6437

канд. мед. наук доц., каф. профильных гигиенических дисциплин

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Евгений Евгеньевич Груздев

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Email: 9334616@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8235-5424

канд. мед. наук доц., каф. профильных гигиенических дисциплин

Россия, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Список литературы

  1. Газизулин А.И. Проблемы мотивации курсантов вузов ФСИН России при формировании физической компетенции // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. Соц., гуманит., мед.-биол. науки. 2019. Т. 21, № 65. С.22–26.
  2. Гемешлиев Ф.К., Лызь Н.А. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Изв. ЮФУ. Технич. науки. 2011. № 10 (123). С. 162–168.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. [и др.] : Питер, 2002. 512 с.
  4. Карапетян Л.В., Редина Е.А. Мотивационная готовность психологов к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2021. № 1. С. 107–115. doi: 10.25016/2541-7487-2021-0-1-107-115.
  5. Лустгартен Т.Ю. Формирование психологической готовности выпускников направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 70–73.
  6. Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. № 6. С. 158–182. doi: 10.17853/1994-5639-2018-6-158-182.
  7. Савенкова И.А., Ильина Ю.В. Мотивационная готовность студентов 1 курса к обучению в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 (1). С. 395–398.
  8. Соколовская А.В., Казаева О.В. Оценка склонности к риску у будущих техников-спасателей // Мед.биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2022. № 4. С. 112–117. doi: 10.25016/25417487-2022-0-4-112-117.
  9. Соколовская А.В., Казаева О.В., Силкина А.О. Факторы риска здоровью обучающихся в условиях реформирования системы среднего профессионального образования // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2022. Т. 10, № 1. С. 113–122. doi: 10.23888/HMJ2022101113-122.
  10. Стрельцов О.В., Бобринев Е.В., Шавырина Т.А. [и др.]. Волевые аспекты формирования личности у курсантов образовательных учреждений МЧС России // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2020. № 4. С. 114–122. doi: 10.25016/2541-7487-2020-0-4-114-122.
  11. Фральцова Т.А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технологии гражд. безопасности. 2014. Т. 11, № 4 (42). С. 90–97.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Уровень видов мотивации у студентов колледжа.

Скачать (577KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».