Разработка модели инновационной компетенции и ее апробация в курсе «Техно-стартап»
- Авторы: Солодихина А.А.1, Солодихина М.В.2,3
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Московский педагогический государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023)
- Страницы: 289-308
- Раздел: Профессиональное образование
- Статья получена: 26.05.2025
- Статья одобрена: 26.05.2025
- Статья опубликована: 05.10.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/293650
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.289-308
- ID: 293650
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Инновационное развитие страны требует подготовки студентов к инновационной деятельности и развития у них инновационной компетенции. Однако пока отсутствует четкое понимание, как эффективно ее формировать и измерять. В статье предлагается модель инновационной компетенции в сфере техноинноваторства, созданная на основе анализа существующих обобщенных моделей инновационной компетенции и состоящей из когнитивных и некогнитивных компонентов, каждый из которых уже имеет средства диагностики. Цель статьи ‒ описание результатов апробации предложенной модели инновационной компетенции в процессе специально организованного обучения, а также выявление эффективных методик обучения и инструментов оценивания инновационной компетенции в высшем инженерно-техническом образовании.
Материалы и методы. В статье описан комплексный инструментарий, позволяющий оценивать изменение каждого компонента инновационной компетенции в сфере техноинноваторства. С его помощью выявлялись методы обучения, наиболее эффективные для развития инновационной компетенции в процессе обучения в вузе будущих техноинноваторов. Использовался квазиэкспериментальный план исследования с участием 521 студента Высшей школы экономики, которые в течение семестра осваивали специально созданный учебный курс «Техно-стартап». В сборе данных приняли участие 58 трекеров. Результаты были подвергнуты статистическому анализу: рассчитаны средние значения, значения стандартного отклонения, применена модель линейной регрессии.
Результаты исследования. Предложенный инструментарий обладает надежностью и валидностью. Зафиксировано в среднем статистически значимое улучшение инновационной компетенции студентов при целенаправленном обучении в курсе «Техно-стартап» относительно контрольной группы, однако у некоторых обучающихся мотивация и личностные установки снизились. Отдельные методы обучения существенно не влияют на развитие инновационной компетентности студентов и требуется комплексное применение разных методов, каждый из которых воздействует на определенный компонент компетенции. В процессе обучения компоненты компетенции развиваются по-разному: наиболее заметен рост знаний и навыков, тогда как личностные установки и качества практически не меняются.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений об инновационной компетенции, что может быть полезным при разработке программ обучения для инженеров и предпринимателей в сфере технологий. Практическую ценность имеют рекомендации по построению и наполнению курса, в рамках которого целенаправленно формируются инновационные компетенции, на примере дисциплины «Техно-стартап».
Об авторах
Анна Александровна Солодихина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: asolodikhina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-6406-6832
преподаватель кафедры менеджмента инноваций
Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20Мария Владиславовна Солодихина
Московский педагогический государственный университет; Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: mv.solodikhina@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0003-0725-601X
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики космоса – базовой кафедры ИНАСАН института физики, технологии и информационных систем, доцент учебно-научного института гравитации и космологии
Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1; 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Chan S., Yuen M. Personal and Environmental Factors Affecting Teachers’ Creativity-Fostering Practices in Hong Kong // Thinking Skills and Creativity. 2014. Vol. 12. Р. 69–77. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.02.003
- Proposal of a Framework for Innovation Competencies Development and Assessment (FINCODA) / J. A. Marin-Garcia [et al.] // Working Papers on Operations Management. 2016. Vol. 7, issue 2. P. 119–126. URL: https://www.researchgate.net/publication/308658507_Proposal_of_a_Framework_for_Innovation_Competencies_Development_and_Assessment_FINCODA (дата обращения: 20.12.2022).
- Обучение студентов вузов технологиям быстрого прототипирования как завершающий этап их подготовки к инновационной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 519–534. https://doi.org/10.15507/1991-9468.092.022.201803.519-534
- Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 568–586. https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586
- Ovbiagbonhia A., Kollöffel B., Brok P. Educating for Innovation: Students’ Perceptions of the Learning Environment and of Their Own Innovation Competence // Learning Environments Research. 2019. Vol. 22. P. 387–407. https://doi.org/10.1007/s10984-019-09280-3
- Ranabahu N., Almeida S., Kyriazis E. University-led Internships for Innovative Thinking: A Theoretical Framework // Education and Training. 2020. Vol. 62, issue 3. P. 235‒254. https://doi.org/10.1108/ET-02-2019-0031
- Pérez-Peñalver M. J., Aznar-Mas L. E., Montero-Fleta B. Identification and Classification of Behavioural Indicators to Assess Innovation Competence // Journal of Industrial Engineering and Management. 2018. Vol. 11, issue 1. P. 87–115. https://doi.org/10.3926/jiem.2552
- The Million-Dollar Question: Can Internships Boost Employment? / P. Silva [et al.] // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, issue 1. P. 2–21. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1144181
- Волкова Н. В., Плахотник М. С. Инновационная компетентность студентов: взаимосвязь с академической успеваемостью и самомониторингом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2022. T. 21, № 3. C. 348–369. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.302
- Adepoju O., Nwulu N. Engineering Students’ Innovation Competence: A Comparative Analysis of Nigeria and South Africa // International Journal of Engineering Pedagogy. 2020. Vol. 10, no. 6. P. 147–155. https://doi.org/10.3991/ijep.v10i6.14695
- Do Personal Traits, Creativity and Organizational Trust Influence the Innovative Skills of Technical Students’ Evidence from a Private University? / S. H. C. Prasad [et al.] // International Journal of Entrepreneurship. 2018. Vol. 22, issue 2. URL: https://clck.ru/34SqPL (дата обращения: 20.12.2022).
- Batra S., Vohra N. Exploring the Linkages of Cognitive Style and Individual Innovativeness // Management Research Review. 2016. Vol. 39, issue 7. P. 768–785. https://doi.org/10.1108/MRR-03-2014-0047
- Solodikhina A. A., Solodikhina M. V. Technoinnovation as an Essential Element of Training for Engineers // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1889. Article no. 022102. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1889/2/022102
- Solodikhina М. V., Solodikhina А. А. Developing an Innovator’s Thinking in Engineering Education // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 2569–2584. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10709-7
- The Impact of Industry 4.0 Implementation on Supply Chains / A. Ghadge [et al.] // Journal of Manufacturing Technology Management. 2020. Vol. 31, no. 4. P. 669–686. https://doi.org/10.1108/JMTM-10-2019-0368
- Li-Wei H., Yu-Chun C., Miaofen Y. Improving Leadership Competence Among Undergraduate Nursing Students: Innovative Objectives Development, Implementation, and Evaluation // Nursing Education Perspectives. 2022. Vol. 43, issue 1. Р. 24–29. https://doi.org/10.1097/01.NEP.0000000000000866
- Student’s Innovative Competence as a Priority Direction of Educational / S. Kutsepal [et al.] // Apuntes Universitarios. 2022. Vol. 12, issue 3. P. 179–198. https://doi.org/10.17162/au.v12i3.1110
- Velu S. R. Design Thinking Approach for Increasing Innovative Action in Universities: ICT’s Mediating Effect // Sustainability. 2023. Vol. 15, issue 1. Article no. 24. https://doi.org/10.3390/su15010024
- Androutsos A., Brinia V. Developing and Piloting a Pedagogy for Teaching Innovation, Collaboration, and Co-Creation in Secondary Education Based on Design Thinking, Digital Transformation, and Entrepreneurship // Education Sciences. 2019. Vol. 9, issue 2. Article no. 113. https://doi.org/10.3390/educsci9020113
- Солодихина А., Солодихина М. Курс «Техно-стартап» школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность // Современная конкуренция. 2021. T. 15, № 2. C. 132–143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143
- Liu S. X., Leong B. D. Integrative Design Thinking: A Multidisciplinary Approach to Design-Driven Entrepreneurship Education // With Design: Reinventing Design Modes: Proceedings of the 9th Congress of the International Association of Societies of Design Research (IASDR 2021). Singapore : Springer Nature Singapore, 2022. P. 2314–2329. https://doi.org/10.1007/978-981-19-4472-7_150
- Otache I. Enhancing the Effectiveness of Entrepreneurship Education: The Role of Entrepreneurial Lecturers // Education and Training. 2019. Vol. 61, issue 7/8. P. 918–939. https://doi.org/10.1108/ET-06-2018-0127
- Kummanee J., Nilsook P., Wannapiroon P. Digital Learning Ecosystem Involving Steam Gamification For A Vocational Innovator // International Journal of Information and Education Technology. 2020. Vol. 10, issue 7. P. 533–539. https://doi.org/10.18178/ijiet.2020.10.7.1420
- The Application of Multimedia Technology in Teaching Innovation / Y. Yao [et al.] // Journal of Testing and Evaluation. 2021. Vol. 49, issue 4. https://doi.org/10.1520/JTE20200232
- Hassan A. Innovation Competencies and Sustainability: A Proposed Model for Project Team Members International // International Journal of Regional Development. 2021. Vol. 8, issue 2. Р. 21–35. https://doi.org/10.5296/ijrd.v8i2.18841
- Kakkonen M. L. Students’ Perceptions of Their Business Competences and Entrepreneurial Intention // Management. 2011. Vol. 6, issue 3. P. 225–243. URL: https://www.fm-kp.si/zalozba/ISSN/1854-4231/6_225-243.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
- Желеева А. В. Диагностика мотивации школьников к изучению физики // Наука и школа. 2015. № 4. C. 155–161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-motivatsii-shkolnikov-k-izucheniyu-fiziki/viewer (дата обращения: 20.12.2022).
- Tierney P., Farmer S. Creative Self-Efficacy: Its Potential Antecedents and Relationship to Creative Performance // The Academy of Management Journal. 2002. Vol. 45, issue 6. P. 1137–1148.
- Ferreras-Garcia R., Hernández-Lara A. B., Serradell-López E. Entrepreneurial competences in a higher education business plan course // Education + Training. 2019. Vol. 61, issue 7/8. P. 850–869. https://doi.org/10.1108/ET-04-2018-0090
- Bautista García-Vera A. Functional Resignification and Technological Innovation as a Digital Teaching Competence // IEEE Revista Iberoamericana de Tecnologias del Aprendizaje. 2021. Vol. 16, issue 1. P. 93–99. https://doi.org/10.1109/RITA.2021.3052679
Дополнительные файлы
