Разработка модели инновационной компетенции и ее апробация в курсе «Техно-стартап»

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Инновационное развитие страны требует подготовки студентов к инновационной деятельности и развития у них инновационной компетенции. Однако пока отсутствует четкое понимание, как эффективно ее формировать и измерять. В статье предлагается модель инновационной компетенции в сфере техноинноваторства, созданная на основе анализа существующих обобщенных моделей инновационной компетенции и состоящей из когнитивных и некогнитивных компонентов, каждый из которых уже имеет средства диагностики. Цель статьи описание результатов апробации предложенной модели инновационной компетенции в процессе специально организованного обучения, а также выявление эффективных методик обучения и инструментов оценивания инновационной компетенции в высшем инженерно-техническом образовании.

Материалы и методы. В статье описан комплексный инструментарий, позволяющий оценивать изменение каждого компонента инновационной компетенции в сфере техноинноваторства. С его помощью выявлялись методы обучения, наиболее эффективные для развития инновационной компетенции в процессе обучения в вузе будущих техноинноваторов. Использовался квазиэкспериментальный план исследования с участием 521 студента Высшей школы экономики, которые в течение семестра осваивали специально созданный учебный курс «Техно-стартап». В сборе данных приняли участие 58 трекеров. Результаты были подвергнуты статистическому анализу: рассчитаны средние значения, значения стандартного отклонения, применена модель линейной регрессии.

Результаты исследования. Предложенный инструментарий обладает надежностью и валидностью. Зафиксировано в среднем статистически значимое улучшение инновационной компетенции студентов при целенаправленном обучении в курсе «Техно-стартап» относительно контрольной группы, однако у некоторых обучающихся мотивация и личностные установки снизились. Отдельные методы обучения существенно не влияют на развитие инновационной компетентности студентов и требуется комплексное применение разных методов, каждый из которых воздействует на определенный компонент компетенции. В процессе обучения компоненты компетенции развиваются по-разному: наиболее заметен рост знаний и навыков, тогда как личностные установки и качества практически не меняются.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений об инновационной компетенции, что может быть полезным при разработке программ обучения для инженеров и предпринимателей в сфере технологий. Практическую ценность имеют рекомендации по построению и наполнению курса, в рамках которого целенаправленно формируются инновационные компетенции, на примере дисциплины «Техно-стартап».

Об авторах

Анна Александровна Солодихина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: asolodikhina@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-6406-6832

преподаватель кафедры менеджмента инноваций

Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Мария Владиславовна Солодихина

Московский педагогический государственный университет; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mv.solodikhina@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0003-0725-601X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики космоса – базовой кафедры ИНАСАН института физики, технологии и информационных систем, доцент учебно-научного института гравитации и космологии

Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1; 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Chan S., Yuen M. Personal and Environmental Factors Affecting Teachers’ Creativity-Fostering Practices in Hong Kong // Thinking Skills and Creativity. 2014. Vol. 12. Р. 69–77. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.02.003
  2. Proposal of a Framework for Innovation Competencies Development and Assessment (FINCODA) / J. A. Marin-Garcia [et al.] // Working Papers on Operations Management. 2016. Vol. 7, issue 2. P. 119–126. URL: https://www.researchgate.net/publication/308658507_Proposal_of_a_Framework_for_Innovation_Competencies_Development_and_Assessment_FINCODA (дата обращения: 20.12.2022).
  3. Обучение студентов вузов технологиям быстрого прототипирования как завершающий этап их подготовки к инновационной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 519–534. https://doi.org/10.15507/1991-9468.092.022.201803.519-534
  4. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 568–586. https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586
  5. Ovbiagbonhia A., Kollöffel B., Brok P. Educating for Innovation: Students’ Perceptions of the Learning Environment and of Their Own Innovation Competence // Learning Environments Research. 2019. Vol. 22. P. 387–407. https://doi.org/10.1007/s10984-019-09280-3
  6. Ranabahu N., Almeida S., Kyriazis E. University-led Internships for Innovative Thinking: A Theoretical Framework // Education and Training. 2020. Vol. 62, issue 3. P. 235‒254. https://doi.org/10.1108/ET-02-2019-0031
  7. Pérez-Peñalver M. J., Aznar-Mas L. E., Montero-Fleta B. Identification and Classification of Behavioural Indicators to Assess Innovation Competence // Journal of Industrial Engineering and Management. 2018. Vol. 11, issue 1. P. 87–115. https://doi.org/10.3926/jiem.2552
  8. The Million-Dollar Question: Can Internships Boost Employment? / P. Silva [et al.] // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, issue 1. P. 2–21. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1144181
  9. Волкова Н. В., Плахотник М. С. Инновационная компетентность студентов: взаимосвязь с академической успеваемостью и самомониторингом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2022. T. 21, № 3. C. 348–369. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.302
  10. Adepoju O., Nwulu N. Engineering Students’ Innovation Competence: A Comparative Analysis of Nigeria and South Africa // International Journal of Engineering Pedagogy. 2020. Vol. 10, no. 6. P. 147–155. https://doi.org/10.3991/ijep.v10i6.14695
  11. Do Personal Traits, Creativity and Organizational Trust Influence the Innovative Skills of Technical Students’ Evidence from a Private University? / S. H. C. Prasad [et al.] // International Journal of Entrepreneurship. 2018. Vol. 22, issue 2. URL: https://clck.ru/34SqPL (дата обращения: 20.12.2022).
  12. Batra S., Vohra N. Exploring the Linkages of Cognitive Style and Individual Innovativeness // Management Research Review. 2016. Vol. 39, issue 7. P. 768–785. https://doi.org/10.1108/MRR-03-2014-0047
  13. Solodikhina A. A., Solodikhina M. V. Technoinnovation as an Essential Element of Training for Engineers // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1889. Article no. 022102. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1889/2/022102
  14. Solodikhina М. V., Solodikhina А. А. Developing an Innovator’s Thinking in Engineering Education // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 2569–2584. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10709-7
  15. The Impact of Industry 4.0 Implementation on Supply Chains / A. Ghadge [et al.] // Journal of Manufacturing Technology Management. 2020. Vol. 31, no. 4. P. 669–686. https://doi.org/10.1108/JMTM-10-2019-0368
  16. Li-Wei H., Yu-Chun C., Miaofen Y. Improving Leadership Competence Among Undergraduate Nursing Students: Innovative Objectives Development, Implementation, and Evaluation // Nursing Education Perspectives. 2022. Vol. 43, issue 1. Р. 24–29. https://doi.org/10.1097/01.NEP.0000000000000866
  17. Student’s Innovative Competence as a Priority Direction of Educational / S. Kutsepal [et al.] // Apuntes Universitarios. 2022. Vol. 12, issue 3. P. 179–198. https://doi.org/10.17162/au.v12i3.1110
  18. Velu S. R. Design Thinking Approach for Increasing Innovative Action in Universities: ICT’s Mediating Effect // Sustainability. 2023. Vol. 15, issue 1. Article no. 24. https://doi.org/10.3390/su15010024
  19. Androutsos A., Brinia V. Developing and Piloting a Pedagogy for Teaching Innovation, Collaboration, and Co-Creation in Secondary Education Based on Design Thinking, Digital Transformation, and Entrepreneurship // Education Sciences. 2019. Vol. 9, issue 2. Article no. 113. https://doi.org/10.3390/educsci9020113
  20. Солодихина А., Солодихина М. Курс «Техно-стартап» школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность // Современная конкуренция. 2021. T. 15, № 2. C. 132–143. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-2-132-143
  21. Liu S. X., Leong B. D. Integrative Design Thinking: A Multidisciplinary Approach to Design-Driven Entrepreneurship Education // With Design: Reinventing Design Modes: Proceedings of the 9th Congress of the International Association of Societies of Design Research (IASDR 2021). Singapore : Springer Nature Singapore, 2022. P. 2314–2329. https://doi.org/10.1007/978-981-19-4472-7_150
  22. Otache I. Enhancing the Effectiveness of Entrepreneurship Education: The Role of Entrepreneurial Lecturers // Education and Training. 2019. Vol. 61, issue 7/8. P. 918–939. https://doi.org/10.1108/ET-06-2018-0127
  23. Kummanee J., Nilsook P., Wannapiroon P. Digital Learning Ecosystem Involving Steam Gamification For A Vocational Innovator // International Journal of Information and Education Technology. 2020. Vol. 10, issue 7. P. 533–539. https://doi.org/10.18178/ijiet.2020.10.7.1420
  24. The Application of Multimedia Technology in Teaching Innovation / Y. Yao [et al.] // Journal of Testing and Evaluation. 2021. Vol. 49, issue 4. https://doi.org/10.1520/JTE20200232
  25. Hassan A. Innovation Competencies and Sustainability: A Proposed Model for Project Team Members International // International Journal of Regional Development. 2021. Vol. 8, issue 2. Р. 21–35. https://doi.org/10.5296/ijrd.v8i2.18841
  26. Kakkonen M. L. Students’ Perceptions of Their Business Competences and Entrepreneurial Intention // Management. 2011. Vol. 6, issue 3. P. 225–243. URL: https://www.fm-kp.si/zalozba/ISSN/1854-4231/6_225-243.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
  27. Желеева А. В. Диагностика мотивации школьников к изучению физики // Наука и школа. 2015. № 4. C. 155–161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-motivatsii-shkolnikov-k-izucheniyu-fiziki/viewer (дата обращения: 20.12.2022).
  28. Tierney P., Farmer S. Creative Self-Efficacy: Its Potential Antecedents and Relationship to Creative Performance // The Academy of Management Journal. 2002. Vol. 45, issue 6. P. 1137–1148.
  29. Ferreras-Garcia R., Hernández-Lara A. B., Serradell-López E. Entrepreneurial competences in a higher education business plan course // Education + Training. 2019. Vol. 61, issue 7/8. P. 850–869. https://doi.org/10.1108/ET-04-2018-0090
  30. Bautista García-Vera A. Functional Resignification and Technological Innovation as a Digital Teaching Competence // IEEE Revista Iberoamericana de Tecnologias del Aprendizaje. 2021. Vol. 16, issue 1. P. 93–99. https://doi.org/10.1109/RITA.2021.3052679

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Солодихина А.А., Солодихина М.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».