Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе
- Авторы: Наговицын Р.С.1, Голубева И.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
- Выпуск: Том 23, № 1 (2019)
- Страницы: 66-83
- Раздел: Педагогическая психология
- Статья получена: 22.05.2025
- Статья одобрена: 22.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2019
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/293016
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.066-084
- ID: 293016
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Данная статья посвящена анализу процесса совершенствования коммуникативных качеств выпускников, будущих учителей-предметников на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Авторы анализируют основные направления реализации межличностной, групповой и организационной коммуникации в профессиональной подготовке педагога. Цель статьи – обосновать эффективность программы формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе с помощью создания специального диагностического инструментария.
Материалы и методы. Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической теории, практики, стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы математико-статистического анализа и создана специальная диагностика, составленная в соответствии с Профессиональным стандартом педагога на основе контент-анализа содержимого ответов.
Результаты исследования. На основе создания модели содержания коммуникативной компетенции будущего педагога разработана авторская 72-часовая программа по внеучебной деятельности. Особенность программы состояла в том, что в каждом мероприятии рассматривалось до трех ролей: координатор, креативный деятель, участник. В исследовании представлен новый взгляд на мониторинг качества образования, в частности авторская диагностика по анализу умений использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности.
Обсуждение и заключение. Практическое применение выявленных в исследовании положений по интеграции учебной и внеучебной деятельности для формирования коммуникативных качеств студентов может быть реализовано в организации образовательно-воспитательного пространства высшего учебного заведения педагогического профиля. Использованный в исследовании квалиметрический подход к анализу трудоемкости учебных дисциплин в аспекте подсчета зачетных единиц по компетенциям может быть задействован в качестве одного из показателей мониторинга основных образовательных программ. Исследование будет полезно преподавателям кафедр педагогического направления для совершенствования образовательно-воспитательного пространства различных образовательных организаций по данному профилю подготовки.
Об авторах
Роман Сергеевич Наговицын
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Автор, ответственный за переписку.
Email: gto18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4471-0875
Scopus Author ID: 56406490800
ResearcherId: N-2363-2016
декан факультета педагогического и художественного образования, доктор педагогических наук, доцент
Россия, 427621, Глазов, ул. Первомайская, д. 25Ирина Александровна Голубева
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Email: irishka-golubeva423@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5536-5523
ResearcherId: E-3499-2019
аспирант кафедры педагогики и психологии, руководитель центра студенческих инициатив
Россия, 427621, Глазов, ул. Первомайская, д. 25Список литературы
- An Investigation of Communicative Competence of ESL Students Using Electronic Discussion Boards / S. Zha [et al.] // Journal of Research on Technology in Education. 2014. Vol. 38, Issue 3. Pp. 349–367. doi: 10.1080/15391523.2006.10782464
- Галкина Е. А., Марина А. В., Макарова О. Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 22–33. doi: 10.15293/2226-3365.1503.02
- Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 11–14. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100 (дата обращения: 14.01.2019).
- Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, Issue 4. Pp. 520–545. doi: 10.1177/0047239516670994
- Gómez J. A., Vicente C. P. Communicative Competences and the Use of ICT for Foreign Language Learning within the European Student Exchange Programme ERASMUS // European Educational Research Journal. 2011. Vol. 10, Issue 1. Pp. 83–101. doi: 10.2304/eerj.2011.10.1.83
- Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation // Policy Futures in Education. 2016. Vol. 14, Issue 6. Pp. 830–845. doi: 10.1177/1478210316656507
- Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30, Issue 4. Pp. 414–424. doi: 10.1177/0734282912449447
- Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, Issue 3. Pp. 488–514. doi: 10.1177/0022022118754721
- Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46–53. doi: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053
- Андрюхина Л. М., Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 320–330. doi: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330
- . A Model for Enabling an Effective Outcome-Oriented Communication Between the Scientific and Educational Communities / T. S. Ledley [et al.] // Journal of Geoscience Education. 2018. Vol. 60, Issue 3. Pp. 257–267. doi: 10.5408/11-234.1
- Odağ Ö., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 20, Issue 2. Pp. 118–139. doi: 10.1177/1028315315587105
- Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence // Inquiry. An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 1970. Vol. 13, Issue 1-4. Pp. 360–375. doi: 10.1080/00201747008601597
- Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence // Language and Intercultural Communication. 2018. Vol. 18, Issue 1. Pp. 107–124. doi: 10.1080/14708477.2017.1401691
- Tang S. F., Angel W. Y., Cheng M. H. Professional Learning in Initial Teacher Education: Vision in the Constructivist Conception of Teaching and Learning // Journal of Education for Teaching. 2012. Vol. 38, Issue 4. Pp. 435–451. doi: 10.1080/02607476.2012.688549
- Малая Е. В. Модель процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 3. С. 121–127. doi: 10.15507/Inted.076.018.201403.121
- Abbas A., Mclean M. Communicative Competence and the Improvement of University Teaching: Insights from the field // British Journal of Sociology of Education. 2003. No. 24, Issue 1. Pp. 69–82. doi: 10.1080/01425690301913
- Buchstein H. Observing Communicative Competences // Philosophy & Social Criticism. 2017. Vol. 43, Issue 3. Pp. 252–253. doi: 10.1177/0191453716671271
- Реализация дидактической модели подготовки студентов к новаторству в процессе непрерывного образования будущего учителя / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 7–24. doi: 10.15293/2226-3365.1705.01
- Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 7–22. doi: 10.15293/2226-3365.1803.01
- Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 4. С. 54–59. doi: 10.15507/Inted.077.018.201404.054
- The Realization of the System Programme “Health Saving Education” in the Pedagogical University / R. S. Nagovitsyn [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, Issue 1. Pp. 137–149. doi: 10.13187/ejced.2018.1.137
- Henning J. E., Gut D., Beam P. Designing and Implementing a Mentoring Program to Support Clinically-Based Teacher Education // The Teacher Educator. 2015. Vol. 50, Issue 2. Pp. 145–162. doi: 10.1080/08878730.2015.1011046
- Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С. 19–27. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2017/04 (дата обращения: 14.01.2019).
- Gillies R. M., Nichols K., Khan A. The Effects of Scientific Representations on Primary Students’ Development of Scientific Discourse and Conceptual Understandings During Cooperative Contemporary Inquiry-Science // Cambridge Journal of Education. 2015. Vol. 45, Issue 4. Pp. 427–449. doi: 10.1080/0305764X.2014.988681
- Wennergren A. C. Blossing U. Teachers and Students Together in a Professional Learning Community // Scandinavian Journal of Educational Research. 2015. Vol. 61, Issue 1. Pp. 47–59. doi: 10.1080/00313831.2015.1066441
- Salter I., Atkins L. Student-Generated Scientific Inquiry for Elementary Education Undergraduates: Course Development, Outcomes and Implications // Journal of Science Teacher Education. 2017. Vol. 24, Issue 1. Pp. 157–177. doi: 10.1007/s10972-011-9250-3
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42–49. URL: http://sp-journal.ru/archive (дата обращения: 14.01.2019).
- Martinez E. Changes, Challenges and Opportunities for Student Services at One Baccalaureate Degree-Granting Community College // Community College Review. 2017. Vol. 46, Issue 1. Pp. 82–103. doi: 10.1177/0091552117744049
- Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А. Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 352–363. doi: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363
- Наговицын Р. С., Мирошниченко А. А., Сенатор С. Ю. Реализация мобильной педагогики в непрерывном образовании учителей физической культуры // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 107–119. doi: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119
- Brooks C. F. Student Identity and Aversions to Science. A Study of Translation in Higher Education // Journal of Language and Social Psychology. 2016. Vol. 36, Issue 1. Pp. 112–126. doi: 10.1177/0261927X16663259
- Peker D., Dolan E. L. Guiding Students’ Scientific Practice. Distinct and Common Roles for Teachers and Scientists // SAGE Open. 2014. Vol. 4, Issue 1. Pp. 1–16. doi: 10.1177/2158244014525413
- Willmott C. R., Clark R. P., Harrison T. M. Introducing Undergraduate Students to Scientific Reports // Bioscience Education. 2015. Vol. 1, Issue 1. Pp. 1–8. doi: 10.3108/beej.2003.01010010
- Riley R. L., Bustamante R. M., Edmonson S. L. Intercultural Competence and Student Engagement of U.S. Community College Students: A Mixed Method Study, Community College // Journal of Research and Practice. 2015. Vol. 40, Issue 1. Pp. 34–46. doi: 10.1080/10668926.2014.961588
Дополнительные файлы
