Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена анализу процесса совершенствования коммуникативных качеств выпускников, будущих учителей-предметников на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Авторы анализируют основные направления реализации межличностной, групповой и организационной коммуникации в профессиональной подготовке педагога. Цель статьи обосновать эффективность программы формирования коммуникативных компетенций на основе проектной деятельности в студенческом научном обществе с помощью создания специального диагностического инструментария.

Материалы и методы. Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической теории, практики, стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы математико-статистического анализа и создана специальная диагностика, составленная в соответствии с Профессиональным стандартом педагога на основе контент-анализа содержимого ответов.

Результаты исследования. На основе создания модели содержания коммуникативной компетенции будущего педагога разработана авторская 72-часовая программа по внеучебной деятельности. Особенность программы состояла в том, что в каждом мероприятии рассматривалось до трех ролей: координатор, креативный деятель, участник. В исследовании представлен новый взгляд на мониторинг качества образования, в частности авторская диагностика по анализу умений использовать коммуникацию в достижении целей педагогической деятельности.

Обсуждение и заключение. Практическое применение выявленных в исследовании положений по интеграции учебной и внеучебной деятельности для формирования коммуникативных качеств студентов может быть реализовано в организации образовательно-воспитательного пространства высшего учебного заведения педагогического профиля. Использованный в исследовании квалиметрический подход к анализу трудоемкости учебных дисциплин в аспекте подсчета зачетных единиц по компетенциям может быть задействован в качестве одного из показателей мониторинга основных образовательных программ. Исследование будет полезно преподавателям кафедр педагогического направления для совершенствования образовательно-воспитательного пространства различных образовательных организаций по данному профилю подготовки.

Об авторах

Роман Сергеевич Наговицын

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gto18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4471-0875
Scopus Author ID: 56406490800
ResearcherId: N-2363-2016

декан факультета педагогического и художественного образования, доктор педагогических наук, доцент

Россия, 427621, Глазов, ул. Первомайская, д. 25

Ирина Александровна Голубева

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»

Email: irishka-golubeva423@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5536-5523
ResearcherId: E-3499-2019

аспирант кафедры педагогики и психологии, руководитель центра студенческих инициатив

Россия, 427621, Глазов, ул. Первомайская, д. 25

Список литературы

  1. An Investigation of Communicative Competence of ESL Students Using Electronic Discussion Boards / S. Zha [et al.] // Journal of Research on Technology in Education. 2014. Vol. 38, Issue 3. Pp. 349–367. doi: 10.1080/15391523.2006.10782464
  2. Галкина Е. А., Марина А. В., Макарова О. Б. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 22–33. doi: 10.15293/2226-3365.1503.02
  3. Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 11–14. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100 (дата обращения: 14.01.2019).
  4. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, Issue 4. Pp. 520–545. doi: 10.1177/0047239516670994
  5. Gómez J. A., Vicente C. P. Communicative Competences and the Use of ICT for Foreign Language Learning within the European Student Exchange Programme ERASMUS // European Educational Research Journal. 2011. Vol. 10, Issue 1. Pp. 83–101. doi: 10.2304/eerj.2011.10.1.83
  6. Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation // Policy Futures in Education. 2016. Vol. 14, Issue 6. Pp. 830–845. doi: 10.1177/1478210316656507
  7. Troth A. C., Jordan P. J., Lawrence S. A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30, Issue 4. Pp. 414–424. doi: 10.1177/0734282912449447
  8. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, Issue 3. Pp. 488–514. doi: 10.1177/0022022118754721
  9. Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46–53. doi: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053
  10. Андрюхина Л. М., Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 320–330. doi: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330
  11. . A Model for Enabling an Effective Outcome-Oriented Communication Between the Scientific and Educational Communities / T. S. Ledley [et al.] // Journal of Geoscience Education. 2018. Vol. 60, Issue 3. Pp. 257–267. doi: 10.5408/11-234.1
  12. Odağ Ö., Wallin H. R., Kedzior K. K. Definition of Intercultural Competence According to Undergraduate Students at an International University in Germany // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 20, Issue 2. Pp. 118–139. doi: 10.1177/1028315315587105
  13. Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence // Inquiry. An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 1970. Vol. 13, Issue 1-4. Pp. 360–375. doi: 10.1080/00201747008601597
  14. Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence // Language and Intercultural Communication. 2018. Vol. 18, Issue 1. Pp. 107–124. doi: 10.1080/14708477.2017.1401691
  15. Tang S. F., Angel W. Y., Cheng M. H. Professional Learning in Initial Teacher Education: Vision in the Constructivist Conception of Teaching and Learning // Journal of Education for Teaching. 2012. Vol. 38, Issue 4. Pp. 435–451. doi: 10.1080/02607476.2012.688549
  16. Малая Е. В. Модель процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 3. С. 121–127. doi: 10.15507/Inted.076.018.201403.121
  17. Abbas A., Mclean M. Communicative Competence and the Improvement of University Teaching: Insights from the field // British Journal of Sociology of Education. 2003. No. 24, Issue 1. Pp. 69–82. doi: 10.1080/01425690301913
  18. Buchstein H. Observing Communicative Competences // Philosophy & Social Criticism. 2017. Vol. 43, Issue 3. Pp. 252–253. doi: 10.1177/0191453716671271
  19. Реализация дидактической модели подготовки студентов к новаторству в процессе непрерывного образования будущего учителя / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5. С. 7–24. doi: 10.15293/2226-3365.1705.01
  20. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 7–22. doi: 10.15293/2226-3365.1803.01
  21. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 4. С. 54–59. doi: 10.15507/Inted.077.018.201404.054
  22. The Realization of the System Programme “Health Saving Education” in the Pedagogical University / R. S. Nagovitsyn [et al.] // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7, Issue 1. Pp. 137–149. doi: 10.13187/ejced.2018.1.137
  23. Henning J. E., Gut D., Beam P. Designing and Implementing a Mentoring Program to Support Clinically-Based Teacher Education // The Teacher Educator. 2015. Vol. 50, Issue 2. Pp. 145–162. doi: 10.1080/08878730.2015.1011046
  24. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С. 19–27. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2017/04 (дата обращения: 14.01.2019).
  25. Gillies R. M., Nichols K., Khan A. The Effects of Scientific Representations on Primary Students’ Development of Scientific Discourse and Conceptual Understandings During Cooperative Contemporary Inquiry-Science // Cambridge Journal of Education. 2015. Vol. 45, Issue 4. Pp. 427–449. doi: 10.1080/0305764X.2014.988681
  26. Wennergren A. C. Blossing U. Teachers and Students Together in a Professional Learning Community // Scandinavian Journal of Educational Research. 2015. Vol. 61, Issue 1. Pp. 47–59. doi: 10.1080/00313831.2015.1066441
  27. Salter I., Atkins L. Student-Generated Scientific Inquiry for Elementary Education Undergraduates: Course Development, Outcomes and Implications // Journal of Science Teacher Education. 2017. Vol. 24, Issue 1. Pp. 157–177. doi: 10.1007/s10972-011-9250-3
  28. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42–49. URL: http://sp-journal.ru/archive (дата обращения: 14.01.2019).
  29. Martinez E. Changes, Challenges and Opportunities for Student Services at One Baccalaureate Degree-Granting Community College // Community College Review. 2017. Vol. 46, Issue 1. Pp. 82–103. doi: 10.1177/0091552117744049
  30. Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А. Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 352–363. doi: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363
  31. Наговицын Р. С., Мирошниченко А. А., Сенатор С. Ю. Реализация мобильной педагогики в непрерывном образовании учителей физической культуры // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 107–119. doi: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.107-119
  32. Brooks C. F. Student Identity and Aversions to Science. A Study of Translation in Higher Education // Journal of Language and Social Psychology. 2016. Vol. 36, Issue 1. Pp. 112–126. doi: 10.1177/0261927X16663259
  33. Peker D., Dolan E. L. Guiding Students’ Scientific Practice. Distinct and Common Roles for Teachers and Scientists // SAGE Open. 2014. Vol. 4, Issue 1. Pp. 1–16. doi: 10.1177/2158244014525413
  34. Willmott C. R., Clark R. P., Harrison T. M. Introducing Undergraduate Students to Scientific Reports // Bioscience Education. 2015. Vol. 1, Issue 1. Pp. 1–8. doi: 10.3108/beej.2003.01010010
  35. Riley R. L., Bustamante R. M., Edmonson S. L. Intercultural Competence and Student Engagement of U.S. Community College Students: A Mixed Method Study, Community College // Journal of Research and Practice. 2015. Vol. 40, Issue 1. Pp. 34–46. doi: 10.1080/10668926.2014.961588

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Наговицын Р.С., Голубева И.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».