Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг
- Авторы: Бондаренко В.В.1, Полутин С.В.2, Юдина В.А.1, Танина М.А.1, Лескина О.Н.1
-
Учреждения:
- Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 26, № 1 (2022)
- Страницы: 72-92
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 20.05.2025
- Статья одобрена: 20.05.2025
- Статья опубликована: 15.02.2022
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/292759
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092
- ID: 292759
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Значительная часть иностранных студентов обучается в российских региональных вузах, что обуславливает необходимость исследования привлекательности данных учебных заведений для международного контингента студентов. При этом научные исследования по определению критериев и факторов, повлиявших на выбор российского регионального университета среди иностранных студентов, не проводились до настоящего момента. Цель статьи – представить результаты исследования по выявлению критериев и факторов привлекательности высшего образования и провинциального университета среди иностранных студентов.
Материалы и методы. Для изучения проблемы были проанализированы статистика численности иностранных студентов в России, литературные источники в области выявления мотивов абитуриентов при принятии решения об обучении в зарубежном вузе. Проведен социологический опрос, в котором приняли участие 650 иностранных граждан ‒ учащиеся университетов Приволжского федерального округа.
Результаты исследования. По результатам социологического опроса выявлены притягивающие факторы выбора России как страны для получения высшего образования и минусы образования в родной стране. Проведена оценка, насколько иностранные студенты удовлетворены параметрами обучения в вузе и условиями жизни в городах Приволжского федерального округа. Анализ ответов осуществлялся по двум группам стран происхождения иностранных студентов: страны СНГ и все остальные. По итогам исследования разработаны механизмы повышения привлекательности российского высшего образования для иностранных абитуриентов, реализуемые на двух институциональных уровнях: государственном и университетском.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теоретических подходов и методологического инструментария для изучения выбора иностранными студентами зарубежных вузов для своего обучения, выявления мотивов и факторов, повлиявших на данный выбор. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, региональным вузам при разработке программ повышения международной конкурентоспособности высшего образования в России и привлечения международного контингента обучающихся.
Об авторах
Владимир Викторович Бондаренко
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: bond40@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6716-1963
профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, доктор экономических наук
Россия, ПензаСергей Викторович Полутин
МГУ им. Н. П. Огарёва
Email: polutin.sergei@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0399-4154
Scopus Author ID: 57215972235
ResearcherId: A-9592-2017
директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы, доктор социологических наук, профессор
Россия, СаранскВера Александровна Юдина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: vayudina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9835-9430
Scopus Author ID: 57211803103
ResearcherId: E-4558-2018
заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, кандидат экономических наук
Россия, ПензаМария Алексеевна Танина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: margo10@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7311-6280
ResearcherId: E-7224-2018
доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, кандидат экономических наук
Россия, ПензаОльга Николаевна Лескина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: onleskina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1257-3725
ResearcherId: F-4061-2018
доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук
Россия, ПензаСписок литературы
- Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг / А. Н. Суетин [и др.] // Фундаментальные исследования. 2020. № 6. С. 143–149. doi: http://doi.org/10.17513/fr.42791
- Jiani M. A. Why and How International Students Choose Mainland China as a Higher Education Study Abroad Destination // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 563–579. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0066-0
- Понявина М. Б., Селезнев П. С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 1. С. 104–108. doi: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
- Miotto G., Del-Castillo-Feito Cr., Blanco-González A. Reputation and Legitimacy: Key Factors for Higher Education Institutions’ Sustained Competitive Advantage // Journal of Business Research. 2020. Vol. 112. Р. 342–353. doi: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.11.076
- Li F. Factors Influencing Chinese Students’ Choice of an International Branch Campus: A Case Study // Journal of Studies in International Education. 2020. Vol. 24, issue 3. P. 337–351. doi: https://doi.org/10.1177/1028315319835539
- Анохова Е. В., Штыхно Д. А. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 2. С. 4–14. doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14
- Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25, issue 5. P. 582–597. doi: https://doi.org/10.1177/1028315320963514
- Алешкина О. В. Конкурентоспособность вуза в современных условиях // Доклады Башкирского университета. 2021. Т. 6, № 5. С. 346–350. doi: https://doi.org/10.33184/dokbsu-2021.5.9
- Tucker King C. S., Bailey K. S. Intercultural Communication and US Higher Education: How US Students and Faculty Can Improve: International Students’ Classroom Experiences // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 82. P. 278-287. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.04.007
- Sezer S., Karabacak N., Narseyitov M. A Multidimensional Analysis of Homesickness based on the Perceptions of International Students in Turkey: A Mixed Method Study // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 83. P. 187–199. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.06.001
- Hernández Bolívar M., Ortega Pacheco Y. Adaptación y percepción de estudiantes extranjeros respecto a la cultura y el sistema educativo en una Universidad Pública en Colombia // Ciencia E Interculturalidad. 2019. Vol. 24, no. 01. P. 80–90. doi: https://doi.org/10.5377/rci.v24i01.8004
- Cerrutti M., Binstock G. Migración, adolescencia y educación en Argentina: desentrañando las brechas de aprendizajes // Revista Latinoamericana de Población. 2019. Vol. 13, num. 24. P. 32–62. doi: https://doi.org/10.31406/relap2019.v13.i1.n24.2
- Lanati М., Thiele R. International Student Flows from Developing Countries: Do Donors Have an Impact? // Economics of Education Review. 2020. Vol. 77. doi: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101997
- Плюсы и минусы увеличения численности иностранного контингента российских вузов / О. В. Дехнич, О. В. Лютова, М. А. Трубицын, Е. С. Данилова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 244–256. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.244-256
- Social and Communicative Adaptation of International Students at Russia Universities: Problems, Peculiarities and Characteristics / A. R. Masalimova [et al.] // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12, no. 3s. P. 119–126.
- Incoming and Outgoing Academic Mobility in Russia and Abroad: Main Trends, Administrative Challenges / T. K. Rostovskaya, V. I. Skorobogatova, E. E. Pismennaya, V. A. Bezverbny // International Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 41, no. 1/2. P. 154–166. doi: https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091
- Barriers to Students’Academic Mobility in Russia / T. K. Rostovskaya, A. S. Maksimova, N. M. Mekeko, S. N. Fomina // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 4. P. 1218–1227. doi: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080412
- Mazzarol T., Soutar G. N. «Push‐pull» Factors Influencing International Student Destination Choice // The International Journal of Education. 2002. Vol. 16, no. 2. P. 82–90. doi: https://doi.org/10.1108/09513540210418403
- Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Выбор вуза иностранными студентами: мотивы, факторы и проблемы (по результатам социологических исследований) // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 242–251. doi: https://doi.org/10.34020/2073-6495-2021-4-242-251
- Li F., Qi H., Guo Q. Factors Influencing Chinese Tourism Students’ Choice of an Overseas PhD Program // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021. Vol. 29. doi: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100286
- Abubakar B., Shanka T., Muuka G. Tertiary Education: An Investigation of Location Selection Criteria and Preferences by International Students – The Case of Two Australian Universities // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20, issue 1. P. 49–68. doi: https://doi.org/10.1080/08841241003788052
- Foster M. Student Destination Choices in Higher Education: Exploring Attitudes of Brazilian Students to Study in the United Kingdom // Journal of Research in International Education. 2014. Vol. 13, issue 2. P. 149–162. doi: https://doi.org/10.1177/1475240914541024
- De Jager J. W., Gbadamosi G. Predicting Students’ Satisfaction through Service Quality in Higher Education // The International Journal of Management Education. 2013. Vol. 11, issue 3. P. 107–118. doi: https://doi. org/10.1016/j.ijme.2013.09.001
- De Jager J. W., Gbadamosi G. Specifi Remedy for Specifi Problem: Measuring Service Quality in South African Higher Education // Higher Education. 2010. Vol. 60. P. 251–267. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-009-9298-6
- Roga R., Lapiņa I., Müürsepp P. Internationalization of Higher Education: Analysis of Factors Influencing Foreign Students’ Choice of Higher Education Institution // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 925–930. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.506
Дополнительные файлы
