Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Значительная часть иностранных студентов обучается в российских региональных вузах, что обуславливает необходимость исследования привлекательности данных учебных заведений для международного контингента студентов. При этом научные исследования по определению критериев и факторов, повлиявших на выбор российского регионального университета среди иностранных студентов, не проводились до настоящего момента. Цель статьи – представить результаты исследования по выявлению критериев и факторов привлекательности высшего образования и провинциального университета среди иностранных студентов.

Материалы и методы. Для изучения проблемы были проанализированы статистика численности иностранных студентов в России, литературные источники в области выявления мотивов абитуриентов при принятии решения об обучении в зарубежном вузе. Проведен социологический опрос, в котором приняли участие 650 иностранных граждан учащиеся университетов Приволжского федерального округа.

Результаты исследования. По результатам социологического опроса выявлены притягивающие факторы выбора России как страны для получения высшего образования и минусы образования в родной стране. Проведена оценка, насколько иностранные студенты удовлетворены параметрами обучения в вузе и условиями жизни в городах Приволжского федерального округа. Анализ ответов осуществлялся по двум группам стран происхождения иностранных студентов: страны СНГ и все остальные. По итогам исследования разработаны механизмы повышения привлекательности российского высшего образования для иностранных абитуриентов, реализуемые на двух институциональных уровнях: государственном и университетском.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теоретических подходов и методологического инструментария для изучения выбора иностранными студентами зарубежных вузов для своего обучения, выявления мотивов и факторов, повлиявших на данный выбор. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, региональным вузам при разработке программ повышения международной конкурентоспособности высшего образования в России и привлечения международного контингента обучающихся.

Об авторах

Владимир Викторович Бондаренко

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Email: bond40@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6716-1963

профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, доктор экономических наук

Россия, Пенза

Сергей Викторович Полутин

МГУ им. Н. П. Огарёва

Email: polutin.sergei@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0399-4154
Scopus Author ID: 57215972235
ResearcherId: A-9592-2017

директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы, доктор социологических наук, профессор

Россия, Саранск

Вера Александровна Юдина

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Email: vayudina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9835-9430
Scopus Author ID: 57211803103
ResearcherId: E-4558-2018

заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, кандидат экономических наук

Россия, Пенза

Мария Алексеевна Танина

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: margo10@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7311-6280
ResearcherId: E-7224-2018

доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, кандидат экономических наук

Россия, Пенза

Ольга Николаевна Лескина

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Email: onleskina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1257-3725
ResearcherId: F-4061-2018

доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук

Россия, Пенза

Список литературы

  1. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг / А. Н. Суетин [и др.] // Фундаментальные исследования. 2020. № 6. С. 143–149. doi: http://doi.org/10.17513/fr.42791
  2. Jiani M. A. Why and How International Students Choose Mainland China as a Higher Education Study Abroad Destination // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 563–579. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0066-0
  3. Понявина М. Б., Селезнев П. С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 1. С. 104–108. doi: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
  4. Miotto G., Del-Castillo-Feito Cr., Blanco-González A. Reputation and Legitimacy: Key Factors for Higher Education Institutions’ Sustained Competitive Advantage // Journal of Business Research. 2020. Vol. 112. Р. 342–353. doi: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.11.076
  5. Li F. Factors Influencing Chinese Students’ Choice of an International Branch Campus: A Case Study // Journal of Studies in International Education. 2020. Vol. 24, issue 3. P. 337–351. doi: https://doi.org/10.1177/1028315319835539
  6. Анохова Е. В., Штыхно Д. А. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 2. С. 4–14. doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14
  7. Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25, issue 5. P. 582–597. doi: https://doi.org/10.1177/1028315320963514
  8. Алешкина О. В. Конкурентоспособность вуза в современных условиях // Доклады Башкирского университета. 2021. Т. 6, № 5. С. 346–350. doi: https://doi.org/10.33184/dokbsu-2021.5.9
  9. Tucker King C. S., Bailey K. S. Intercultural Communication and US Higher Education: How US Students and Faculty Can Improve: International Students’ Classroom Experiences // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 82. P. 278-287. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.04.007
  10. Sezer S., Karabacak N., Narseyitov M. A Multidimensional Analysis of Homesickness based on the Perceptions of International Students in Turkey: A Mixed Method Study // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 83. P. 187–199. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.06.001
  11. Hernández Bolívar M., Ortega Pacheco Y. Adaptación y percepción de estudiantes extranjeros respecto a la cultura y el sistema educativo en una Universidad Pública en Colombia // Ciencia E Interculturalidad. 2019. Vol. 24, no. 01. P. 80–90. doi: https://doi.org/10.5377/rci.v24i01.8004
  12. Cerrutti M., Binstock G. Migración, adolescencia y educación en Argentina: desentrañando las brechas de aprendizajes // Revista Latinoamericana de Población. 2019. Vol. 13, num. 24. P. 32–62. doi: https://doi.org/10.31406/relap2019.v13.i1.n24.2
  13. Lanati М., Thiele R. International Student Flows from Developing Countries: Do Donors Have an Impact? // Economics of Education Review. 2020. Vol. 77. doi: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101997
  14. Плюсы и минусы увеличения численности иностранного контингента российских вузов / О. В. Дехнич, О. В. Лютова, М. А. Трубицын, Е. С. Данилова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 244–256. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.244-256
  15. Social and Communicative Adaptation of International Students at Russia Universities: Problems, Peculiarities and Characteristics / A. R. Masalimova [et al.] // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12, no. 3s. P. 119–126.
  16. Incoming and Outgoing Academic Mobility in Russia and Abroad: Main Trends, Administrative Challenges / T. K. Rostovskaya, V. I. Skorobogatova, E. E. Pismennaya, V. A. Bezverbny // International Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 41, no. 1/2. P. 154–166. doi: https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091
  17. Barriers to Students’Academic Mobility in Russia / T. K. Rostovskaya, A. S. Maksimova, N. M. Mekeko, S. N. Fomina // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 4. P. 1218–1227. doi: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080412
  18. Mazzarol T., Soutar G. N. «Push‐pull» Factors Influencing International Student Destination Choice // The International Journal of Education. 2002. Vol. 16, no. 2. P. 82–90. doi: https://doi.org/10.1108/09513540210418403
  19. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Выбор вуза иностранными студентами: мотивы, факторы и проблемы (по результатам социологических исследований) // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 242–251. doi: https://doi.org/10.34020/2073-6495-2021-4-242-251
  20. Li F., Qi H., Guo Q. Factors Influencing Chinese Tourism Students’ Choice of an Overseas PhD Program // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021. Vol. 29. doi: https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2020.100286
  21. Abubakar B., Shanka T., Muuka G. Tertiary Education: An Investigation of Location Selection Criteria and Preferences by International Students – The Case of Two Australian Universities // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20, issue 1. P. 49–68. doi: https://doi.org/10.1080/08841241003788052
  22. Foster M. Student Destination Choices in Higher Education: Exploring Attitudes of Brazilian Students to Study in the United Kingdom // Journal of Research in International Education. 2014. Vol. 13, issue 2. P. 149–162. doi: https://doi.org/10.1177/1475240914541024
  23. De Jager J. W., Gbadamosi G. Predicting Students’ Satisfaction through Service Quality in Higher Education // The International Journal of Management Education. 2013. Vol. 11, issue 3. P. 107–118. doi: https://doi. org/10.1016/j.ijme.2013.09.001
  24. De Jager J. W., Gbadamosi G. Specifi Remedy for Specifi Problem: Measuring Service Quality in South African Higher Education // Higher Education. 2010. Vol. 60. P. 251–267. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-009-9298-6
  25. Roga R., Lapiņa I., Müürsepp P. Internationalization of Higher Education: Analysis of Factors Influencing Foreign Students’ Choice of Higher Education Institution // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 925–930. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.506

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лескина О.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».